Февраль. Театральные выставки

В первые дни февраля начали работу две выставки, связанные с прекрасным миром театра, приоткрывающие тайны этого мира.

1 февраля в Доме Актера открылась выставка театрального костюма с участием художника Нижегородского театра оперы и балета Аллы Шаманиной. Алла – автор костюмов к балетам «Белоснежка» и «Майя», На выставке представлены яркие костюмы из спектаклей театра и эскизы к ним.

2 февраля в Нижегородском художественном музее на Верхневолжской набережной состоялось торжественное открытие выставки «Анатолий Мазанов. Вся жизнь – театр» к 110-летию художника. В экспозиции эскизы Мазанова к спектаклям и личные документы.

С именем Анатолия Мазанова связаны первые сезоны Горьковского театра оперы и балета.

«С 1935 года, то есть с первого сезона с афиши театра не сходило имя главного художника театра, выдающегося сценографа Анатолия Михайловича Мазанова. Среди первых его спектаклей, оформленных им за 35 лет творческой деятельности, были опера «Евгений Онегин» и балет «Дон Кихот». Кроме этих спектаклей, в 1935 году им была оформлена опера «Риголетто», а в 1936 году: «Кармен», «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Чио-Чио-сан», «Тихий Дон» и «Травиата». «Как залить весёлым, праздничным солнцем площадь Севильи в «Кармен» и потрясти монументальным, трагедийным величием образа опаленной беспощадным солнцем библейской площади в первом акте оперы «Юдифь»? – писал о Мазанове в своих воспоминаниях Борис Покровский. – Два солнца. Одно – праздничное, другое – бессердечное, всё сжигающее, мстительное и страшное. А художник – один! Одни глаза, одни руки, одно и то же сердце, одна человеческая натура! Тут возникает первая важная черта в творчестве художника Анатолия Мазанова – духовное перевоплощение его музы в заданный самому себе образ. Не странно ли, что художник-лирик, легко передающий всякого рода элегичность (образы «Евгения Онегина», «Снегурочки», «Май ской ночи», как из рога изобилия, появлялись в сотнях вариантов на его письменном столе), собирая, мобилизуя все свои художественные средства (только свои, никогда их не предавая и ничего со стороны не заимствуя, без лжи перед самим собой!), принимал в свою веру иной, кажется, чуждый ему темперамент. И тогда происходило то творческое взаимооплодотворение художника и темы, которое рождало, иногда в мучениях и трудах, самое дорогое и талантливое дитя. Всегда к решению любой задачи А. Мазанов подходил через посредство своего личного, лирического ощущения темы. Поэтому сколь ни различны его работы, в разных спектаклях он остаётся сами собою: не столько страстен, сколько глубоко влюблён, не столько широк, сколько проникновенен, не столько импозантен, сколько тонок… И человечен, бесконечно человечен и трогателен, ибо не обстановка, а судьбы людей диктовали ему художественный образ будущих декораций».    Сергей Чуянов из книги «Сотворение театра»

Выставки открыты до конца февраля.