К Юбилею театра. Советские оперы и балеты

С первых сезонов Горьковский театр оперы и балета обращался к современным произведениям, только-что написанным советскими композиторами.

В 1936 году к XIX годовщине Великой октябрьской революции была поставлена опера Ивана Дзержинского по роману М. Шолохова «Тихий Дон», завершенная чуть больше года назад. Через год в репертуаре появилась опера Олеся Чишко «Броненосец Потемкин», открывшая в Ярославле первые в истории театра гастроли. В пятом сезоне театр вновь обратился к творчеству Дзержинского и открыл сезон его оперой «Поднятая целина». А балетный репертуар пополнило патриотичное сочинение украинского композитора Дмитрия Клебанова «Светлана».

Были в афише театра оперы «Великая дружба» В. Мурадели, «В бурю» Т. Хренникова, «Разгром» А. Николаева, «Семья Тараса» Д. Кабалевского…

Но особые творческие страницы театра посвящены спектаклям композиторов – горьковчан и произведениям на горьковские темы.

Оперу «Фома Гордеев» по роману Максима Горького Нижегородский композитор Народный артист СССР Александр Касьянов начал писать по заказу Большого театра. Но война прервала работу. А после войны планы главного театра страны изменились, и опера «Фома Гордеев» вернулась на родину – в Горький.

К 10-летию со дня смерти Максима Горького 12 июня 1946 года состоялась премьера оперы «Фома Гордеев». Музыка Касьянова получила признание и исполнителей, и слушателей. Через 20 лет опера вновь была поставлена в театре. Вот как вспоминал об этом один из исполнителей главной партии Заслуженный артист РСФСР Игорь Беренов: «Премьера оперы «Фома Гордеев» стала явлением культурной жизни не только нашего города, но и страны. Не случайно вскоре наш коллектив был приглашен в Москву для показа оперы в Кремлевском театре. Мы сыграли три спектакля, которые прошли с большим успехом». «Очень талантливое произведение, – писал о «Фоме» Арам Хачатурян. – Это истинно русская опера.» Третья постановка оперы «Фома Гордеев» на сцене нашего театра состоялась в 1984 году. Спектакль вошел в программу первых больших гастролей Горьковского театра в Москве. И вновь нижегородская тема, и прекрасная опера вызвали огромный интерес в столице.

Театр продолжал формировать «свой» репертуар. В 1939 году режиссер Михаил Мордвинов поставил оперу Александра Касьянова «Степан Разин», в 1961 году режиссер Олег Моралев — оперу Касьянова «Ермак». Состоялись постановки произведений еще одного горьковского композитора Аркадия Нестерова: 1965 г. балет «Тимур и его команда», балетмейстеры – Георгий Язвинский и Отар Дадишкилиани, 1970 г. опера «Летят журавли» по роману В. Розова «Вечно живые», режиссер – Михаил Мордвинов. В 1984 году на горьковской сцене состоялась мировая премьера балета Валерия Кикты «Дубровский».

В 1957 году к 40-летию Великого Октября театр поставил оперу «Мать», только что созданную Тихоном Хренниковым. Московские и Ленинградские театры только готовились работать с этим произведением, а на Горьковской сцене уже вовсю шли репетиции.

«Больше всего меня волнует спектакль, который осуществляет горьковский коллектив», - говорил композитор. – Ведь среди горьковчан еще живы участники событий, описанных Горьким. Узнают ли они в моих героях своих современников, своих собратьев по оружию, боровшихся с самодержавием?». Волнения были напрасны. Труппа великолепно справилась с работой. Постановка оперы «Мать» получила высокую оценку общественности. «Перед нами возникли хорошо памятные нам события прошлого в такой живой конкретности, словно история ожила на сцене…» — вспоминали зрители первых спектаклей.

Конечно, это не все произведения советского периода, поставленные на Горьковской сцене. И у каждого из них своя жизнь и судьба – счастливая, трагическая, драматичная, неповторимая.