Концепция развития творческой деятельности театра 2012-2013 г.

Структура концепции

1. Анализ творческо-производственной и финансовой деятельности театра
1.1. Анализ формирования и реализации творческой программы
1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши
1.1.2. Формирование и занятость труппы

1.2. Анализ маркетинговой дельности театра

1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность
1.2.2. Фирменный стиль театра
1.2.3. Рекламная стратегия театра
1.2.4. Ценовая политика

1.3. Анализ экономики и материально-технической базы

1.3.1. Доходы театра
1.3.2. Расходы театра
1.3.3. Трудовые показатели
1.3.4. Состояние материально-технической базы

2.1. План мероприятий и его ресурсное обеспечение

2.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции

1. Анализ творческо-производственной и финансовой деятельности театра

1.1. Анализ формирования и реализации творческой программы
1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши.


Программа развития Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.


Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина открыт в 1935 году. С первых сезонов его основной задачей стало воспитание Нижегородских слушателей, предлагая им лучшие образцы классического оперного и балетного искусства. На протяжении всех лет коллектив театра работал над постановкой оперных и балетных спектаклей. Социальные и политические условия, конечно же, влияли на репертуарный список. Его главная составляющая всегда остаётся неизменной – классические оперы и балеты с добавлением лучших образцов жанра оперетты и детских спектаклей.
Ниже приводятся таблица, в которой наглядно показана структура репертуара театра и востребованность спектаклей за 2012 год.
Структура репертуара и его проката 2012 г.

ГОДЫ

2012 г.

Структура репертуара по видам драматургии Кол-во названий в репертуаре Доля в общем числе названий репертуара (в %) Кол-во спектаклей в текущем репертуаре Доля в общем числе спектаклей (в %)

1

Русская опера

10

26,316%

10

25%

2

Зарубежная опера

6

15,79%

6

15%

3

Балетные спектакли

11

28,95%

11

30%

4

Оперетты

8

21,053%

8

22,5%

5

Детские спектакли

3

7,895%

3

7,5%

 

Прокат репертуара за 2012 год.


№№

п/п


Названия текущего репертуара


Дата премьеры


Число представлений к началу анализируемого периода


Общее кол-во представлений


в 2012 г.


Средний % заполняемости зрительного зала на представлениях данного названия


1


2


3


4


5


6

1.

Дж. Верди «Аида» 2012 г., ноябрь

4

4

42,2%

2.

Д. Пуччини «Богема» 2001 г., февраль

0

0

0%

3.

К. Хачатурян «Белоснежка» 2012 г., март

-

16

47,92%

4.

М. Мусоргский «Борис Годунов» 1994 г. октябрь

68

2

42,2%

5.

Г. Гладков «Бременские музыканты». 1981 г. декабрь

388

0

0%

6.

Ф. Легар «Весёлая вдова» 2000 г. июнь

67

6

39,6%

7.

П. Чайковский «Евгений Онегин» 1980 г. ноябрь

373

6

34,23%

8.

А. Адан «Жизель» 1959 г. март

371

2

29,3%

9.

М. Глинка «Иван Сусанин» 2006 г. ноябрь

17

3

55,81%

10.

П. Чайковский «Иоланта» 1974 г. октябрь

91

0

0%

11.

Ж. Бизе «Кармен» 2004 г. Сентябрь

25

2

53,55%

12.

А. Бородин «Князь Игорь» 1996 г. Сентябрь

58

4

95,32%

13.

П. Чайковский «Лебединое озеро» 1974 г. май

240

6

61,18%

14.

И. Штраус «Летучая мышь» 2002 г. октябрь

79

6

54,42%

15.

«Лики любви или Казанова» 2008 г. март

20

1

21,84%

16.

Пуччини «Мадам Баттерфляй» 2008 г. сентябрь

15

3

30,33%

17.

П. Чайковский «Мазепа» 1991 г. октябрь

51

0

0%

18.

Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» 2005 г. декабрь

55

4

39,6%

19.

П. Чайковский «Пиковая дама» 986 г. ноябрь

18

3

22,1%

20.

К. Листов «Севастопольский вальс» 2005 г. март

51

2

58,15%

21.

Д. Россини «Севильский цирюльник» 2001 г. ноябрь

39

0

0%

22.

И. Кальман «Сильва» 1997 г.июнь

93

3

66,12%

23.

Хренников Т. «Капитанская дочка» 2003 г. май

19

1

23,22%

24.

П. Чайковский «Спящая красавица» 2006 г. апрель

38

5

45,67%

25.

Польский. «Терем – теремок» 1988 г.

160

-

-

26.

Пуччини «Тоска» 1989 г.

70

1

30,68%

27.

Д. Верди «Травиата» 1988 г. январь

112

2

23,34%

28.

Либерский «Три поросёнка» 1991 г. сентябрь

115

1

34,5%

29.

Ф. Амиров «Тысяча и одна ночь» 1992 г. апрель

69

2

64,9%

30.

Ц. Пуни «Эсмеральда» 2001 г. июнь

34

2

59,7%

31.

Н. Римский-Косаков «Царская невеста» 1980 г. апрель

73

1

44,1%

32.

П. Чайковский «Щелкунчик» 2011 г. март

29

14

63,52%

33.

А. Рыбников «Юнона и Авось» 1997 г. апрель

170

8

37,87%

34.

Ш. Гуно, В. Лобос «Пламя страсти и любви» 2007 г. март

37

6

25,48%

35.

Николаев «Граф Нулин», Римский -Корсаков «Моцарт и Сальери» 2011 г. октябрь

4

1

47,4%

36.

Э. Григ «Пер Гюнт» 2009 г. апрель

25

4

33,28%

37.

Г. Канчели «Ханума» 2009 г. июнь

32

8

57,8%

38.

А. Даргомыжский «Русалка» 2009 г. октябрь

12

4

23,49%

39.

И. Дунаевский «Белая акация» 2011 г. июнь

24

14

66,12%

40.

Дж. Верди «Отелло» 2010 г. октябрь

7

3

40,12%

Данные этой таблицы показывают, что на первом месте по посещаемости и количеству показов стоят балетные спектакли, очень близка к ним по показателям оперетта, менее посещаема опера, но этому есть объективное объяснение. Современное общество не достаточно образовано в плане классики как в музыке, так и в театре. Поэтому оперные спектакли собирают истинных ценителей и любителей этого жанра, либо хорошо заполняется зал на премьерные спектакли. Балет – искусство более демократичное и зрелищное, что привлекает зрителя. Оперетты всегда являются универсальным сочетанием музыкального искусства и драматургии, поэтому и зритель здесь более разноплановый.

1.1.2 Формирование и занятость труппы.

1.2. Анализ маркетинговой дельности театра
1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность

sn11

 

 

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что маркетинг в театре оперы и балета имеет особое значение и требует тщательного подхода. Целевая аудитория театра не может быть определена однозначно раз и навсегда. Изменения в её составе происходят в зависимости орт изменения социальных, политических и экономических условий. Однако, при любых условиях можно сказать, что репертуар театра рассчитан на зрителя всех возрастов и практически всех социальных групп. Основной продукт театра – классические оперные и балетные спектакли- предполагают хотя бы небольшую образовательную подготовку, в которую входят знания по истории, литературе и желательно общая музыкальная информированность. Но понимая, что этим комплексом обладают не многие потенциальные зрители, театр отчасти берёт на себя работу с существующей и будущей аудиторией. Для этого создаются различные проекты, которые осуществляются как в стенах театра, так и вне его.
В театре сформированы абонементные циклы, которые рассчитаны на разный уровень подготовки и разный возраст зрителя. Абонемент «Театр уж полон» предназначен для школьников среднего и старшего школьного возраста. Соответственно в его программу входят произведения, входящие в школьную программу по литературе и истории. Абонементы «Жанры музыкального театра» и «Театр – медицинская академия» охватывают студенческую аудиторию ведущих ВУЗов Нижнего Новгорода: Университета им. Лобачевского, Лингвистического университета и Медицинской академии. Сейчас ведутся переговоры с администрацией Технического университета им. Алексеева с целью привлечения в театр и будущих технических специалистов. Абонемент «Театр оперы и балета приглашает» — результат долгого и тесного сотрудничества с коллективом Горьковской железной дороги. Перед каждым спектаклем всех абонементных циклов звучит вступительное слово, в котором коротко рассказывается об истории создания произведения, судьбе его авторов и постановках спектакля в Нижегородском оперном театре. Таким образом, опера и балет из скучных и непонятных жанров становятся близкими и интересными. В абонементные циклы включаются и спектакли других жанров, которые неизменно пользуются популярностью у зрителя любого возраста, это оперетта и музыкальные спектакли. Не смотря на кажущуюся «Лёгкость» жанра такие спектакли подготовлены на высоком профессиональном уровне и являются высококачественным продуктом.
Для воспитания грамотного поклонника оперного и балетного искусства необходима работа с детской аудиторией. В театре идут спектакли, рассчитанные на детей младшего возраста: Либерский «Три поросёнка», Г. Гладков «Бременские музыканты». С удовольствием смотрят дети балеты Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 2012 году состоялась премьера балета К. Хачатуряна «Белоснежка», который сразу же завоевал популярность как юных зрителей, так и их родителей. Такие спектакли, поставленные на высоком профессиональном уровне с хорошей музыкой и высокохудожественными декорациями, становятся важным шагом в подготовке детей к восприятию серьёзного классического репертуара и формирования у них правильной оценочной шкалы в области театрального и музыкального искусства.
Большое значение имеют выездные концерты и спектакли театра. У зрителей разных районов Нижнего Новгорода и Нижегородской области есть прекрасная возможность познакомиться с классическим искусством в исполнении лучших солистов оперы и балета театра. Часто результатом таких концертов становятся коллективные заявки на посещение театра, что и является целью выездных программ. Театр осуществил показы спектакля на открытых площадках: «Иван Сусанин» М. Глинки в Ипатьевском монастыре г. Костромы (1988 г.) «Чародейка» (1986 г.) П. Чайковского и «Иван Сусанин»(1991 г.) – у стен Нижегородского кремля.
Одной из важных составляющих репертуарной политики театра является работа над нетрадиционными проектами. К числу таких проектов можно отнести театрализованную программу «Жди меня», созданную к 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Творческая группа под руководством режиссёра – постановщика Заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Ивановой создала спектакль о войне, в котором звучат известные военные и послевоенные песни. Эта программа пользуется неизменным успехом, собирает полные залы и вызывает горячие отклики зрителей. Успешным стал и проект «Принцесса цирка», подготовленный совместно коллективами оперного театра и Нижегородского цирка. Действие известной оперетты Кальмана было перенесено на арену цирка, что было мечтой самого композитора. Особые условия работы, необычная сценическая постановка, непривычные условия не помешали труппе создать яркий и зрелищный спектакль, прошедший с огромным успехом и неизменным аншлагом.
Сегодня в театральной сфере есть известные имена авторов, либреттистов, режиссёров, художников. Примером работы с современными авторами являются названные выше театрализованная постановка «Жди меня» (Сценарий по пьесе Константина Симонова — Заслуженный деятель искусств РФ Ольга Иванова и Александр Бутвиловский. Режиссёр-постановщик- Заслуженный деятель искусств РФ Ольга Иванова и режиссёр Александр Бутвиловский. Музыкальная композиция– лауреат международного конкурса, конкурсов «Радио Би-Би-Си» и «Радио «Орфей» Кирилл Уманский. Балетмейстер– Людмила Байкова. Художник-постановщик- Юлия Акс.), «Оперетта Кальмана «Принцесса Цирка». В марте 2014 года была осуществлена постановка Музыкального спектакля «Коко Шанель: страницы жизни» (Режиссёр – главный режиссёр театра Суханов Дмитрий Александрович. Режиссёр постановщик – Иванова Ольга Тимофеевна. Автор либретто — Иванова Ольга Тимофеевна, Бутвиловский Александр Ричардович. Композитор – Фертельмейстер Эдуард Борисович. Художник – модельер – Дадиани Игорь Григорьевич. Художник – декоратор – Виктор Герасименко. Автор стихов – Плотов Сергей Юрьевич. Видеосопровождение – Смирнов Денис Борисович). Готовятся к постановке два одноактных балета «Нунча» и «Маленькая фея и чабан» по мотивам сказок М. Горького. Композитор Кирилл Ламбов (Болгария), балетмейстер-постановщик — Елена Лемешевская (г. Чебоксары), художник-постановщик — Валентин Фёдоров (г. Чебоксары), дирижёр-постановщик — Сергей Вантеев. Премьера спектакля назначена на октябрь 2014 года.
Одним из важных инструментов в PR–деятельности театра является сайт, на котором можно найти всю информацию по истории и настоящем времени театра. Там можно познакомиться с руководством организации и её ведущими солистами. Представлен видео ряд к каждому спектаклю в виде слайдов. Постоянно обновляется колонка новостей, сообщая о важных событиях и интересных концертах и спектаклях театра. На сайте можно узнать составы исполнителей в ближайших спектаклях, подробности премьер и концертные программы. Также там есть почтовый и электронный адрес театра, служебные телефоны руководства, необходимые для контактов.
Нижегородский театр оперы и балета – единственный театр подобного жанра в городе. Этим обусловлен интерес СМИ к его деятельности. Контакт с прессой и медийными средствами массовой информации всегда был и продолжает быть насыщенным и плодотворным. К каждому важному событию – спектаклю, концерту, фестивалю, премьере – литературно-драматургической частью подготавливается пресс – релиз с подробным представлением действующих лиц события, содержания и истории создания произведения, который публикуется в СМИ. Постоянной практикой в работе с журналистами являются итоговые материалы по прошедшим событиям с отзывами, анализом и интервью участников. Из этих материалов потенциальные посетители театра узнают о жизни театра, знакомятся с новыми именами, выбирают для себя интересные события, на которых впоследствии и стараются присутствовать. Регулярно проходят прямые теле и радио эфиры с участие руководства и артистов театра, на которых обсуждаются проблемы, удачи и творческие планы коллектива.
На сайте есть составы Попечительского совета и Клуба друзей театра, которые оказывают огромную моральную и материальную поддержку коллективу. О работе этих подразделение хочется сказать особо.
Клуб друзей театра был создан в 1994 году. В него вошли известные журналисты, музыканты и руководители крупнейших ВУЗов города. Члены клуба оказывают всемерную консультативную и информационную поддержку проектам театра. При содействии председателя Клуба друзей театра главного редактора художественного вещания Нижегородской областной телерадиокомпании ННТВ, заслуженного работника культуры России Чуянова С. П. и членов клуба осуществляются записи спектаклей и программ театра на Нижегородском телевидении. Члены клуба – авторы книг и публикаций по истории театра и важным событиям. С их поддержкой проводятся важные мероприятия – фестивали и юбилеи театра.
Попечительский совет был организован в 2002 году. Первым председателем совета был президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Лузянин В. И.. Сейчас попечительский совет театра возглавляет Губернатор Нижегородской области Шанцев В. П. В состав совета входят руководители крупнейших производственных предприятий и представители органов власти Нижегородской области. Благодаря деятельности попечительского совета осуществлены многие премьерные проекты, которым оказана финансовая поддержка.

1.2.2. Фирменный стиль театра

Не менее важное направление маркетинга – это формирование организационной культуры и фирменного стиля театра. Сейчас все афиши театра выполнены в определённой цветовой гамме с утверждённым шрифтом и рисунком, что делает их заметными и узнаваемыми на информационных стендах. В том же стиле выдержано оформление сайта театра, листовок с репертуаром на каждый месяц. Это создаёт единое пространство информационных материалов, дополняющих друг друга. Кроме информации о спектаклях на обратной стороне листовок размещены фотографии сцен спектаклей месяца. Это создаёт более полную картину репертуара театра.

sn22

Для успешной продажи печатной продукции, например, театральных программок, необходимо искать и вносить в них необычные элементы, способные заинтересовать зрителя. Одним из таких примеров стала программка к премьерному спектаклю 2012 года «Белоснежка» К. Хачатуряна. Кроме традиционной информации о составах и содержании спектакля, в центре программы расположены страницы с фигурками гномов, которые можно раскрасить и склеить. Такой необычный вариант пользуется большим успехом у целевой аудитории спектакля – детей и их родителей.

sn33

В дальнейшем планируется продолжать эту работу и создавать к каждой премьере эксклюзивную продукцию, которая станет составляющей частью фирменного стиля театра.

1.2.3. Рекламная стратегия театра.

1. Телевидение:

- способствует демонстрации услуги;
- звук драматизирует эмоциональный призыв;
- содержание ограничено временными рамками.

2. Радио:

- звук драматизирует эмоциональный призыв и может способствовать созданию имиджа;
- аудитория конкретных радиопрограмм часто бывает более однородной, чем аудитория конкретных телевизионных передач;
- невысокая цена по сравнению с телевидением.

3. Прямая рассылка:(листовки А4, листовки А5, интернет-рассылка)

- может доставить информацию конкретной группе людей;
- гибкость.

4. Журналы:

- удобны для приведения аргументов (большая степень вовлеченности читателя);
- хороши для изображения услуги и создания настроения;
- все читатели специальных журналов могут быть целевой аудиторией рекламодателя.

5. Газеты:

- имеют больший, чем журналы, «моментный» охват.

6. Наружная реклама(афиша А1 – расклейка по городу, баннеры):

- заметна издалека;
- может создать необходимую атмосферу.

1.2.4. Ценовая политика.

Большую роль для посещаемости театра играет стоимость билетов на спектакли текущего репертуара. В Нижегородском оперном театре всегда существовала весьма демократичная политика в этом вопросе. Приобрести билет могут даже те любители театра, которые входят в категорию малообеспеченных. Ниже приведены цены на билеты в текущем сезоне:

Стоимость билетов на спектакли текущего репертуара.

Партер Балкон Амфитеатр
1-6 ряд — 450 руб.
7-9 ряд — 400 руб.
10-19 ряд — 350 руб.
20-23 ряд — 300 руб.
24-25 ряд — 200 руб.
26-28 ряд — 100 руб.
1 ряд — 400 руб.
2 ряд — 350 руб.
1-3 ряд — 350 руб.
4-6 ряд — 300 руб.
7 ряд — 200 руб.
8 ряд — 100 руб.

Стоимость билетов на детские спектакли.

Партер Балкон Амфитеатр
1 — 4 ряд — 250 руб.
5 — 8 ряд — 200 руб.
9 -12 ряд — 150 руб.
13 -19 ряд — 130 руб.
20 — 23 ряд — 100 руб.
24 -25 ряд — 80 руб.
26 -28 ряд — 50 руб.
1 ряд — 200 руб.
2 ряд — 150 руб.
1 — 3 ряд — 150 руб.
4 — 5 ряд — 130 руб.
6 ряд — 100 руб.
7 ряд — 80 руб.
8 ряд — 50 руб.

Стоимость билетов на премьерные спектакли

Партер Балкон Амфитеатр
1-6 ряд — 550 руб.
7-9 ряд — 500 руб.
10-12 ряд — 450 руб.
13-19 ряд — 350 руб.
20-23 ряд — 250 руб.
24-25 ряд — 200 руб.
26-28 ряд — 150 руб.
1 ряд — 500 руб.
2 ряд — 450 руб.
1-2 ряд — 450 руб.
3-4 ряд — 350 руб.
5-6 ряд — 250 руб.
7 ряд — 200 руб.
8 ряд — 150 руб.

Стоимость билетов на «Коко Шанель: страницы жизни» Э. Фертельмейстера

Партер Балкон Амфитеатр
1-4 ряд — 1000 руб.
5-8 ряд — 900 руб.
9-11 ряд — 800 руб.
13-19 ряд — 700 руб.
20-22 ряд — 600 руб.
23-24 ряд — 500 руб.
25-26 ряд — 400 руб.
27-28 ряд — 300 руб.
1 ряд — 800 руб.
2 ряд — 700 руб.
1-2 ряд — 700 руб.
3-4 ряд — 600 руб.
5-6 ряд — 500 руб.
7 ряд — 400 руб.
8 ряд — 300 руб.

1.3 Анализ экономики и материально технической базы театра.
1.3.1. Доходы театра.

Структура доходов 2011-2013 гг.

Снимок1sn44

sn44

sn44

sn44

1.3.2. Расходы театра в 2012 году.

sn99

Справочно: в т.ч. на новые постановки

sn12

Расходы театра в 2013 году.

sn444

1.3.3. Трудовые показатели.

sn13

sn14

sn15

sn16

sn17

1.3.4. Состояние материально-технической базы
Сцена.

Главным и самым существенным недостатком здания является состояние сцены, не позволяющее решать художественные задачи. Отсутствие «карманов», арьера, современного оборудования, устаревшие механизмы штанкетного хозяйства ставят художников в зависимость от архаичной материальной базы, лишает их возможности современного художественного решения спектакля. Процесс перестановки декораций во время спектакля вынужденно затягивается и разрывает действие.

Зрительный зал.

Зрительный зал имеет вытянутую прямоугольную форму, практически с отсутствием поката, с двумя низкими балконами и амфитеатром. Всего в зале 1152 места, из них 450 признаны неудобными из-за удаленности от сцены и отсутствия покатости зала. В зале имеют место акустические провалы.

Производственная база.

Театр имеет свою производственную базу, где изготавливаются сценические декорации, костюмы, реквизиты для спектаклей, а также их ремонт, это такие цеха, как бутофорский, поделочный, декорационный, пошивочный, участок росписи ткани и обувной участок. Электрооборудование, распределительные электрощиты, магистральные и распределительные электропроводки в данных цехах физически устарели, не соответствуют потребляемой мощности и являются непосредственной угрозой возникновения пожара. Данные площади не соответствуют санитарным и театральным нормам.

Наличие систем пожаротушения и сигнализации.
- система водяного пожаротушения спринклерная и дренчерная (2010 год);
- система пожарной сигнализации;
- система оповещения людей о пожаре (2006 год).

Оценка состояния помещений.

Деревянные межэтажные перекрытия здания 1903 года постройки ремонту не подлежат. Приспособленное под театр клубное здание сдерживает дальнейшее развитие театра.

2. Концепция развития театра.

2.1. План мероприятий и его ресурсное обеспечение

План мероприятий по реализации концепции развития 2012 – 2020 гг.

Целевые индикаторы и показатели изменений результатов и условий деятельности в ходе реализации Концепции его развития на 2012 – 2014 годы.

sn333