Концерт хора musicAeterna

Концертная программа в 2-х отделениях

Хор musicAeterna

– Лауреат международной премии Opera Awards.
– Лауреат российской оперной премии Casta Diva в номинации «Событие года». Жюри единодушно отметило «редкостную творческую палитру и виртуозное мастерство пермского хора musicAeterna».
– Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска»

В репертуаре коллектива сочетаются произведения разных стилей и эпох, а в исполнительстве отдается предпочтение аутентичной манере. В программах звучат сочинения зарубежных композиторов эпохи барокко, шедевры русской хоровой музыки XVIII-ХХ веков, а также оперный репертуар и произведения современных авторов.

Главный хормейстер — Виталий Полонский

 

Программа концерта:

Г.В. Свиридов  «Пушкинский венок»
«Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему. Поэтому, сочиняя музыку, я не хотел стилизовать ее под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, который у меня сложился. Я не пытался также «осовременить» Пушкина… а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил». Георгий Свиридов.

Ф. Мартен  Месса для двойного хора a cappella 
«Истинное назначение художника – дарить другим людям мир и согласие; воспитывать чувство красоты», – считал один из самых известных швейцарских музыкантов ХХ века Франк Мартен. Месса для двойного хора принадлежит к числу ранних «неоклассических» сочинений Мартена. Оно было написано в 1922 году, отредактировано в 1926-м, но впервые исполнено только в 1961-м, после настойчивых уговоров Франца Бруннерта, директора гамбургского певческого общества Бугенхаген. Причиной этому была позиция композитора: он считал, что «выражение религиозных чувств должно оставаться тайным и скрытым от общественного мнения».

Г. Петрасси «Nonsense» для смешанного хора на стихи Э. Лира
Один из наиболее значительных итальянских композиторов ХХ века Гоффредо Петрасси написал хоровое произведение по книге английского художника и поэта XIX века ярчайшего представителя «поэзии бессмыслицы» Эдварда Лира. В 1846 году Лир выпустил «A Book of Nonsense» («Книга чепухи» или «Книга бессмыслиц»), включавшую забавные лимерики.  За внешне юмористическими текстами скрыты мысли о человеческом одиночестве и абсурдности многих происходящих событий.

There was an Old Man with a beard,
Who said, ‘It is just as I feared!
Two Owls and a Hen,
Four Larks and a Wren,                                                         
Have all built their nests in my beard!          Edward Lear

 Д. Лигети Alphabet из цикла «Nonsense madrigals» для мужских голосов 
«Мое творчество пестро, как и моя жизнь» — писал Дьердь Лигети, венгерский композитор второй половины ХХ века, один из тех, кто во многом определил развитие современной европейской музыки. Цикл «Nonsense madrigals» состоит из 6 номеров, авторы стихов которых – поэты XIX века Уильям Брайти Рэндс, Льюис Кэррол, Хенрих Хоффман… Но не в третьем номере цикла. Это просто Alphabet – Алфавит.

А. Сюмак  «1948»
Нижегородцы одними из первых услышат это произведение, мировая премьера которого состоится 22 сентября 2021 года на сцене Самарского академического театра оперы и балета.

Сочинение для хора московского композитора Алексея Сюмака посвящено печально известному постановлению Политбюро 1948 года, согласно которому Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, А.И. Хачатуряна обвинили в «буржуазном формализме», «декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Главным обвинителем стал секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов. Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Но не только разгромным постановлением примечателен этот год в музыкальной биографии Шостаковича. В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», исполненный только через 7 лет из-за развернувшейся в стране кампании по «борьбе с космополитизмом». В том же 1948 году Шостакович начал работать над предназначенной для публикации сатирической пародийной музыкальной пьесой «Антиформалистический раек» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.