Нижегородский театр оперы и балета сегодня.

На рубеже XXI века творческие мастерские Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина возглавили люди, выросшие в родном коллективе: народный артист РСФСР, дипломант Международного и лауреат Всероссийского конкурсов Валерий Фёдорович Миклин в 2006 году возглавил художественное руководство балетной труппы, в 2008 году заслуженный артист России Дмитрий Александрович Суханов стал художественным руководителем цеха солистов оперы, а с 2011 года он является главным режиссёром. Молодой, перспективный дирижёр, музыкант новой формации Ренат Рифатович Жиганшин в 2012 году был приглашён в театр на должность художественного руководителя.
Новая команда художественного руководства стала формировать стиль в работе, соответствующий эстетическим требованиям времени. Следуя определённым закономерностям, заложенным в основе творческого кредо Нижегородской академической сцены, придерживаясь традиций академического подхода к воплощению шедевров классического наследия, театр постоянно экспериментирует, стараясь находить, а порой, и формировать новые жанры музыкально-драматического искусства.
x_eef693ddПостановка театрализованной программы «Жди меня», созданной по одноимённой пьесе Константина Симонова – один из наиболее интересных таких творческих экспериментов. Музыкальная композиция из песен военных лет (автор — лауреат международного конкурса, конкурсов «Радио Би-Би-Си» и «Радио «Орфей» Кирилл Уманский) органично вплетена в сюжетную канву спектакля и сочетается с драматической игрой артистов. Автор сценария и режиссёр-постановщик — лауреат Всероссийской ежегодной литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», заслуженный деятель искусств РФ Ольга Иванова и Александр Бутвиловский (г. Москва). Премьера состоялась 27 марта 2010 года и была приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пресса восторженно отмечала, что «на представлении после каждого музыкального номера зал, буквально взрывался аплодисментами». Последний номер программы, песню А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам» в исполнении всех участников спектакля зрители слушали стоя.
Ещё одним интересным инновационным проектом стала совместная работа Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина и Нижегородского цирка, осуществлённая в декабре 2010 года. Постановка оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка» (режиссёр-постановщик — главный режиссёр театра Дмитрий Суханов) состоялась на арене с участием цирковых артистов.
Продолжая развивать академические традиции, творческий коллектив театра поставил за последнее десятилетие ряд монументальных музыкальных полотен, таких, как опера «Иван Сусанин» М. Глинки (2006 г.), «Пиковая дама» П. Чайковского» (2007 г.), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2008 г.), «Русалка» А. Даргомыжского (2009 г.), «Отелло» Дж. Верди (2010 г.), «Аида» Дж. Верди (2012 г.), «Черевички» П. Чайковского (2013 г.)
Понятно, что осуществление таких грандиозных полотен, составляющих золотой фонд мировой оперной классики, становится возможным только при условии сильнейшего исполнительского состава труппы. Наряду с уже ставшими корифеями сцены – заслуженными артистами России Аидой Ипполитовой, Ниной Товстоног, Еленой Шевченко, Владимиром Кубасовым, Сергеем Перминовым, Еленой Мосоловой на нижегородском оперном небосклоне засверкали новые звёзды bellcanto.

Дж. Верди "Аида" Амнерис - Татьяна Гарькушова

Работы молодых артистов были неоднократно отмечены почётными наградами.Лауреат Международных и Всероссийского конкурсов Татьяна Гарькушова в 2013 году была удостоена звания лауреат премии «Творческая удача»  и лауреат премии Нижнего Новгорода за исполнение партии Амнерис в опере Дж. Верди «Аида». Блистательное исполнение партии Рамфиса в этой постановке было отмечено присвоением звания Лауреат премии «Творческая удача» (2013 г.)лауреату Международного и Всероссийского конкурса Виктору Ряузову.
В 2004 году в партии Ганны Главари в оперетте И. Кальмана «Весёлая вдова» на Нижегородской сцене дебютировала Ульяна Старкова, удостоенная в 2012 году звания «Лауреат премии «Нижегородская жемчужина». В июне 2012 года Ульяна Старкова — участница VI Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей Российской Федерации.
В 2006 году в состав оперной труппы Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина вошла выпускница Нижегородской консерватории Надежда Маслова. Молодая певица сразу заявила о себе как яркая личность с незаурядными вокальными и актёрскими данными. За короткое время Надежда Маслова успела воплотить на сцене несколько ведущих партий, определяющих творческую зрелость певицы – Наташа в опере А. Даргомыжского «Русалка», Чио-сан в опере Дж.Пучинни «Мадам Баттерфляй», Татьяна в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» и другие.
В партии Лизы в опере П. Чайковского «Пиковая дама» в 2011 году дебютировала ещё одна выпускница Нижегородской консерватории — Екатерина Ефремова. Её работа – партия Оксаны в премьерной постановке оперы П. Чайковского «Черевички» (2012 г.) была лестно отмечена прессой.
_dsc9852Интереснейшим явлением в культурной жизни города стал цикл концертных программ: концерт, посвящённый Победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года, Концертные программы «В городском саду играет…» и «Маэстро Дунаевский». Эти театрализованные проекты, инициированные и воплощённые на Нижегородской сцене главным режиссёром театра, заслуженным артистом России Дмитрием Сухановым, стали ещё одной новой формой общения со зрителем.
Немало выдающихся событий за последнее десятилетие произошло и в жизни балетной труппы театра. Громкие премьеры этих лет имели колоссальный резонанс в прессе. За эти годы на сцене Нижегороского театра были проставлены балеты – «Спящая красавица» П. Чайковского(2006 г.), «Пламя страсти и любви» на музыку Ш. Гуно, В. Лобоса, М. Равеля и на испанские народные мелодии (2007 г.), «Поэзия любви и жизни» (Шопениана и «Сиртаки», 2007 г.), «Лики любви, или Казанова» на музыку Т. Альбинони, Л. Бетховена, А. Вивальди, В.-А. Моцарта (2008 г.), «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (2009 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского (2011 г.); «Белоснежка» К. Хачатуряна ( 2012 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (2013 г.)
С оглушительным успехом прошла премьера балета П. Чайковского «Щелкунчик». Среди лауреатов премии «Творческая удача» театрального сезона 2011-2012 года  — солист балета Нижегородского государственного академического театра им. А.С. Пушкина Александр Лысов. Премия присуждена ему за исполнение партии Принца-Щелкунчика в балете П. Чайковского «Щелкунчик».
Также почётную премию «Творческая удача» получил художник-постановщик спектакля «Щелкунчик», главный художник Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Евгений Спекторов. Евгений Спекторов был удостоен этой почётной премии дважды – за работу над спектаклем «Щелкунчик» и «Пер Гюнт». Звание «Лауреат премии Нижнего Новгорода» ему было присвоено за работу над созданием декораций и костюмов к опере Дж. Верди «Аида».
Постановка в оперных театрах спектаклей для детей в силу современных реалий, явление в последнее время довольно редкое. Премьера балета К. Хачатуряна «Белоснежка» (2012 г.) прошла с головокружительным успехом и была горячо принята не только детьми, но и  взрослой публикой.  «Яркие декорации и костюмы Аллы Шаманиной и музыка Карена Хачатуряна погружают в сказку. И даже стук пуант о паркет не способен разорвать эту таинственную связь, которая возникает у зрителей и артистов во время спектакля, и это еще раз доказывает — сказке покорны все возрасты», — так отзывалось о премьере балета «Белоснежка» ведущая нижегородская пресса.
Много споров и обсуждений вызвала ещё одна балетная премьера – постановка балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Трактовка знакомого сюжета московским балетмейстером, заслуженным артистом РСФСР Юрием Ветровым вызвала много разногласий, но, думается, что это лишний раз подчёркивает престиж  и популярность театра. К слову сказать, — это была первая большая работа Рената Жиганшина в качестве дирижёра-постановщика на посту художественного  руководителя театра.
Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства buferobmena021«Болдинская осень», основанный в 1986 году и изначально задуманный как
парад пушкинских образов, воплощённых на нижегородской сцене мастерами музыкальных театров страны, за годы своего существования значительно расширил круг своих задач. Вот уже пять лет подряд обязательной составляющей фестивальной программы стало проведение научно-практических конференций, посвящённых проблемам музыкального театра. Доброй традицией стали мастер-классы и творческие встречи молодых нижегородских музыкантов и поклонников высокого искусства  с ведущими мастерами мировой и российской сцены, проводимые в рамках фестивальной декады.
Летом 2014 года  Фестиваль оперетты и музыкальной комедии «Мой любимый лёгкий жанр» отметит свой первый юбилей  — пять лет. В рамках фестиваля зрителям предоставляется  возможность насладиться великолепием бессмертных шедевров Штрауса, Кальмана, Легара в исполнении ведущих мастеров Нижегородской сцены, а так же приглашённых звёзд оперетты. Как правило, этим фестивалем театр завершает очередной театральный сезон.
Просветительская работа – ещё одна сфера деятельности Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Программы абонементов являются важной составляющей этой работы. В рамках этой акции театр постоянно расширяет круг зрительской аудитории, пропагандируя высокое искусство. Проект, включающий абонементные программы, реализуемый совместно с вузами города (Педагогический, DSC_6827_Лингвистический университеты, НФУРАО) отметил в 2010 году своё 15-летие.
 Последнее достижение Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина – осуществление грандиозного проекта оперы-мюзикла Э. Фертельмейстера «Коко Шанель. Страницы жизни». Премьера спектакля состоялась 27 марта 2014 года.  Нам ещё только предстоит оценить значение этого события в культурной жизни города, но одно совершенно бесспорно – получился спектакль, способный раскрыть перед Нижегородским театром совершенно новые горизонты.

Театральный сезон 2015-2016 годов отмечен целым парадом премьер! Шесть разноплановых постановок, осуществлённых на Нижегородской сцене в этот период, по-разному были приняты публикой, но ни одна из них не была не замечена.
Две мировые оперные премьеры современных композиторов – «Казаки» Ш. Чалаева (7 ноября 2015 г.) и «Анна-Марина» Л. Клиничева (28 января 2016 г.) были посвящены прошедшему Году Литературы и стали продолжением новаторских традиций театра.
Сезон триумфально завершился премьерой балета А. Хачатуряна «Спартак» в постановке Заслуженного артиста РФ, Заслуженного деятеля искусств Белоруссии, Лауреата Пушкинской премии Нижегородской области и премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина, Лауреата премии Нижнего Новгорода Отара Михайловича Дадишкилиани.