Послевоенные годы.

В послевоенные годы репертуарная политика театра была пересмотрена в соответствии с идейно-художественной направленностью отечественного искусства тех лет. Дальнейшее развитие традиций музыкальной классики в этот период характеризуется всё возрастающим интересом к творчеству советских композиторов.

На сцене Горьковского театра оперы и балета им. А. С.Пушкина нашли своё воплощение произведения композиторов-горьковчан – оперы народного артиста РСФСР, профессора А. Касьянова «Фома Гордеев» (1946), «Степан Разин» (1939, 1953), «Ермак» (1961); балет А. Нестерова «Тимур и его команда» (1956). Опера И. Дзержинского «Тихий Дон», сыгравшая заметную роль в формировании советского музыкального театра, была поставлена в Горьком трижды – в 1936, 1950 и 1981 годах. Творчество композиторов союзных республик было представлено оперой «Даиси» З. Палиашвили (1950) , балетом Ф. Яррулина «Шурале» (1956), детской оперой И. Польского «Терем-теремок» (1964).

Горьковским театром поставлен ряд опер, раскрывающих тему Великой Отечественной войны. Наиболее яркими из них были – «Семья Тараса» Д. Кабалевского (1951) и «Летят журавли» А. Нестерова (1970). В основу либретто оперы  горьковского композитора легла известная пьеса В. Розова «Вечно живые».

В список «советского» репертуара театра вошли такие шедевры, как балеты С. Прокофьева «Золушка»,  «Ромео и Джульетта», балет  Б. Асафьева «Бахчисарайский  фонтан»,  две оперы Т. Хренникова – «В бурю» и «Мать».

Развивая традиции советской оперной и балетной сцены, труппа продолжала осваивать вершины мировой классики, бережно сохраняя уже накопленный репертуар.  Постановки опер «Гугеноты» Мейербера и «Бал-маскарад» Верди (1950) свидетельствуют о росте профессионального потенциала и смелости дерзаний творческого коллектива.

Новые постановки в этот период осуществлялись под руководством дирижёров — П.М. Резникова, Л.Ф. Худолея, А.Д. Шморгонера; режиссёров — М.Б. Мордвинова, О.М. Моралёва, Г.С. Миллера.

Балетной труппой руководила Л.А.  Серебровская. С 40- х годов в историю театра вошла замечательная балетная пара – Ариадна и Всеволод Гуськовы.

За двадцать послевоенных лет оперная труппа пополнилась молодыми талантливыми певцами. Среди них — лауреат Всеукраинского конкурса вокалистов С.М. Тухнер, Г.Л. Шульпин, выпускник горьковской консерватории А.И. Суханов. В  50-х  — 60-х годах в блестящий ансамбль солистов влились А.А. Сакулин, И.Г. Малинина, К.М. Белявская, А. Бурлацкий, И. Беренов, В. Бусыгин.  В 1965 году на афишах театра появилось новое имя – Александр Правилов. В 1970 году А. Правилов, солист Горьковского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, был удостоен звания лауреата на IV конкурсе молодых музыкантов-исполнителей  им. П.И. Чайковского.