Сцена — это подиум, а подиум — это сцена!

       Сергей Пугачев – российский художник-модельер, владелец Sergey Pugachev Fashion House, член международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», приглашен в Нижегородский театр оперы и балета им. А.С.Пушкина художником-постановщиком балета «Легенда о Щелкунчике». В откровенном разговоре о моде и искусстве Сергей рассказал о том, как создаются костюмы для балета и поразмышлял о том, какое место занимает мода в современном мире.

- Расскажите, как идет работа над созданием костюмов для новой shhelkunchikпостановки? Из каких этапов она состоит?

     Первым этапом было погружение в материал, как для меня, так и для всех членов нашей команды: художественного руководителя и директора театра — Александра Топлова, продюсера — Натальи Калашниковой, балетмейстера — Морихиро Ивата, кинорежиссёра- Александра Сюткина, художника по свету — Бориса Колпакова.
     В Санкт-Петербурге состоялась наша встреча с Ольгой Кузнецовой, автором либретто, сотрудником Института русской литературы, доцентом Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Ольга читает лекции по литературным источникам к балетным постановкам. Она подготовила для нас интереснейшие факты о повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», чтобы раскрыть неизвестные грани произведения. Мы читали вслух, слушали музыку Чайковского, открывали для себя скрытые смыслы этой истории.

- Что интересного удалось узнать?

     Вы знаете, все привыкли относиться к Щелкунчику, как к сказке, как к детскому спектаклю, но на самом деле, в нем скрыто множество тайн и подтекстов. По большому счету назвать это произведение детским и вовсе невозможно. Спектакль, который мы готовим, построен таким образом, что мы смотрим на всю жизнь Чайковского — начиная от его детства и shhelkunchik-kuklaзаканчивая его уходом. И по-новому осмысляем процесс создания его шедевра – балета «Щелкунчик».

- Каким был следующий шаг в работе?

     Затем началось мое личное погружение в эпоху конца 19 века, потому что все действие происходит именно в то время. Несмотря на то, что историю костюма я знаю и изучаю едва ли не с детства — никогда не бывает бесполезным еще раз погрузиться в детали и тонкости.
     Потом был следующий этап – создание рабочих эскизов.
     Я начал с эскиза костюма для одного из главных героев, самого Щелкунчика. Скажу вам честно, идея костюма пришла ко мне не сразу. Я откладывал эскиз и возвращался к нему в течение нескольких дней, каждый раз привнося в него новые детали.
     Далее поэтапно появились эскизы всех костюмов. И это был долгий mazurkaпроцесс. Потому что, когда уже отрисованы силуэты и воплощены основные идеи в цветовой гамме, требуется еще время, чтобы внести последние штрихи. Эскиз должен «отлежаться» и напитаться энергией.
     Мое кредо: не бывает проходных эскизов или незначительных образов, таких, которые появившись на сцене, остались бы незамеченными. Каждый образ должен вызывать эмоции и запомниться зрителю, поэтому работа занимает много времени и не терпит суеты.
     Ну а после утверждения всех эскизов, мастера Дома Моды сняли мерки со всех актеров и начался увлекательный процесс изготовления костюмов: подбор материалов и фурнитуры, построение лекал, отшив.fb_img_1478453339027

- Можно ли сказать, что в костюмах для этого спектакля будет много ручной работы?

     Ручная работа, конечно же, будет присутствовать, но умеренно, потому что элементы ручной работы всегда связаны с весом костюма. У меня в коллекции есть платья, которые полностью расшиты, и, поверьте мне, это очень тяжелые вещи!
     В балетной постановке это недопустимо из-за возможного дисбаланса изделия, неудобства при движении. Поэтому я буду включать ручной росшив, но точечно, все будет выполнено очень деликатно и высокохудожественно.

- Какую роль вообще театральный костюм играет в постановке?

     Я с уверенностью скажу, что ни одна из вещей в театре не обладает таким многообразием функций, как костюм. Согласитесь – как только актер появляется на сцене, публика должна сразу понять — кто перед ней.      Театральный костюм сам по себе может быть настолько подробной иллюстрацией, что он даст актеру возможность через сценическую внешность рассмотреть свой внутренний рисунок роли. Хороший костюм — pticaзначительная часть успеха актёрской игры и, конечно, большой комплимент для художника, если через костюм зритель правильно видит и воспринимает образ, настроение и даже характер героя.
     Думаю, театральный костюм важен как средство невербального общения со зрителем. И если зритель впечатлен костюмами, это усиливает его эмоцию от театра в целом.

- Что главное при создании театрального костюма и тем более – для балета?

     Очень важно сохранить баланс между насыщенностью образа, функциональностью и в погоне за красотой не убить танцевальную постановку. Потому что костюм может быть очень красивый, шикарный! Артист сделает в нем эффектный выход, но если художник по костюмам не учел всех нюансов, то танцевать в таком костюме будет невозможно. Поэтому, конечно, я выяснял детали с хореографом, а потом мы обсуждали их с моими технологами. Самое главное — соблюсти эту грань, это непросто, но, думаю, мне удалось.

- Есть ли у вас, среди костюмов, созданных для «Легенды о Щелкунчике», любимый?dve-kukly

     Я детально прорабатываю каждый образ и нелюбимых, простых, заурядных образов нет. Но, наверное, я бы мог выделить образы доброй и злой кукол — Клерхен и Трудхен, они получились очень кутюрными. Думаю, эти образы «зацепят» глаз зрителя.
   russkij  Ну, конечно, дорог мне и образ Щелкунчика, он интересен, но остается в около-классическом прочтении.
     Очень симпатична мне идея костюмов для «Русского танца»: у шести платьев на юбках будет напечатан один из фрагментов панорамного вида на Нижний Новгород. А рисунок танца Морихиро Ивата построил таким образом, что он похож на хоровод, который витиевато движется от одного края сцены к другому. Когда балерины будут идти друг с другом в этом хороводе — сложится пазл и панорама города будет угадываться. Мне хочется увидеть реакцию зрителей на эту идею!konfeta
     Образы, созданные для «Китайского танца», будут выглядеть, как ожившие сладости в кондитерской лавке волшебной страны «Конфетенбург» — конфеты, драже и безе! По-моему, они удались! По крайней мере, мне самому очень нравятся.
      Чуть не забыл про костюмы мышей! Мыши у нас будут довольно современными, на них будут надеты латексные комбинезоны с пластиковыми масками, отлитыми специально для постановки. А вместо короны будет позолоченная, сияющая стразами перчатка, подняв руку над головой, артист легко сможет изобразить корону.

- Как вы считаете, работа над театральными костюмами может _mg_1920вдохновить на создание подиумной коллекции?

     Конечно может! Я вам даже так скажу — меня настолько вдохновила работа над постановкой для нижегородского театра, сам город, его аура, его жители, национальные ремесла, что я уже принялся за отрисовку новой кутюрной коллекции, которая будет посвящена Нижнему Новгороду. А лейтмотив коллекции — это традиционные ремесла нижегородской губернии.
     Мне уже не терпится вернуться к активной стадии работы, переговорам, обсуждению!
     Я хочу дать новый виток своей запатентованной технологии — корсетам, сшитым из художественного холста, расписанным вручную масляными красками.
     Мне хотелось бы, чтобы именно руки мастеров, работающих с хохломой или городецкой росписью, нанесли те же узоры на эти корсеты и детали вечерних платьев. Для меня важна подлинность этих рук.
     Хочется, чтобы нижегородцы первыми увидели эту коллекцию.fb_img_

- То есть мода и театр для вас – близки друг-другу?

     Сцена — это подиум, а подиум — это сцена. Безусловно, мода и театр очень близки. И объединяет их искусство, творчество, стремление к новому, стремление донести что-то, чего не было прежде. Кроме того, театральный костюм всегда отображает моду какого-то исторического периода или современности и наоборот современные тенденции могут отразиться на сцене. Примеров того, как со сцены костюм «уходил» в модные образы — огромное множество. Один и самых ярких связан с именем Льва Бакста. Он разрабатывал костюмы для Дягилевских сезонов и был просто кумиром театрального мира, а потом его идеи перекочевали в костюмы, которые стали носить представители светского общества. Так Бакст стал очень востребованным модельером.

- В чем философия вашего Дома Моды?

   2017-04  При индивидуальной работе с клиентами Дома Моды — главным для нас является человек, его душа, мировоззрение, образ жизни. Созданию платья всегда предшествует общение с клиенткой, и тогда все линии характера переходят в линии платья.
     Я знаю наверняка, что энергетика персонально сшитого платья несравнима с энергетикой покупного. Поэтому, мастера при работе над платьями должны быть положительно заряжены, эту энергетику чувствует даже ткань.
     Женщина в таком платье притягивает к себе взгляды, это действительно магия!
     Когда дама надевает платье, которое сшили специально для нее, у нее меняется осанка, поворот головы и то, как она себя преподносит. Так рождается понятие «это мое платье».
Какими бы ни были модные тенденции, которые могут приходить, уходить, видоизменяться — стиль остается всегда, и это мой приоритет! Мой девиз: для кого-то вы просто женщина, а для меня — целая вселенная!

- Каковы смысл и назначение моды в сегодняшнем мире?grn_7154

      Мода выражает современное мироощущение. Это острое чувство новизны, ощущение перемен. Мода стремится вперед, но базируется на исторических ценностях. Сегодня мода — это, прежде всего, проявление себя. Я думаю, все уже пришли к пониманию того, что смысл не в том, чтобы скопировать образ манекена в витрине бутика, а в том, чтобы выразить себя. Мода стала настолько интеллектуальной, что она подталкивает человека к созданию собственного стиля, и это абсолютно созвучно моим убеждениям!img_20190329_004350

WWW.SERGEYPUGACHEV.COM
Inst: @pugachev_sergey