Становление. Первые сезоны.

К середине тридцатых годов  XX века развитие музыкального театра в Горьком проходит сложный путь, полный противоречий и исканий.
В годы первых пятилеток промышленность города стала бурно развиваться. Значительно вырос общий культурный уровень горожан. Случайные гастрольные труппы, привозившие оперные и опереточные спектакли, уже не удовлетворяли возросших требований зрителей. Художественный уровень постановок местных трупп и различных музыкальных объединений подчас был далёк от подлинного искусства.
Самым крупным событием музыкальной жизни города 30-х годов явилось открытие Государственного театра оперы и балета. Разместить его было задумано в помещение Народного дома, который предполагалось переоборудовать. Одновременно началось и формирование труппы нового театра. Однако строительство затянулось, и первую группу уже приглашённых артистов пришлось распустить. Лишь к лету 1935 года реконструированное здание оказалось готовым принять зрителей. Внутренние помещения дополнились фойе, балконом и коридорами. Просторный зрительный зал имел до 1000 мест.
Заканчивалось комплектование труппы под руководством директора театра, постоянного режиссёра – заслуженной артистки РСФСР С.Д. Масловской, были приглашены хормейстер С.К. Глаудан, художники Вячеслав Иванов и Анатолий Мазанов. К руководству творческим составом привлекли известного режиссёра заслуженного артиста РСФСР А.В. Лосского и дирижёра В.П. Пирадова.
Пока шла подготовка первых спектаклей, «обновить» здание пригласили  Московский государственный музыкальный театр имени народного артиста РСФСР В.И. Немировича-Данченко, а затем Ленинградскую капеллу и  труппу Киевской музыкальной комедии.
Открытие первого сезона Горьковского музыкального театра состоялось 24 октября 1935 года оперой А. Бородина «Князь Игорь», а в марте 1936 года репертуар пополнил первый балетный спектакль  -  «Дон Кихот» Л. Минкуса в постановке В.Л. Кононовича.

dekoraciikoperetihiydonhuda.m.mazanov1

В течение шести предвоенных лет в репертуаре театра появились такие шедевры оперного искусства, как «Евгений Онегин», «Мазепа»,  «Иоланта», «Пиковая дама», «Черевички» П. Чайковского, «Царская невеста», «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Аида», «Травиата», «Риголетто» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Чио-чио-сан» Дж. Пуччини, «Фауст» Ш. Гуно, «Вертер»  Ж. Массне, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Дочь кардинала» Ф. Галеви, «Иван Сусанин» М. Глинки. Поставлены балеты «Дон Кихот» А. Минкуса, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Эсмеральда» Ц. Пуни — Р. Глиэра, «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, «Раймонда» А. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева.
На сцене театра впервые увидела свет рампы опера горьковского композитора А. Касьянова «Степан Разин» (1939). Зрители с большим интересом принимали оперы советских композиторов: И. Дзержинского «Тихий Дон» (1936), «Поднятая целина» (1939), О. Чишко «Броненосец Потёмкин» (1937).

В феврале 1937 года торжественным заседанием общественности Горького и постановками в оперном театре «Бориса Годунова» М. Мусоргского и «Русалки» А. Даргомыжского было отмечено 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. В связи с этой датой постановлением облисполкома театру оперы и балета было присвоено имя великого русского поэта.

pokrovskiy

С 1938 года в режиссёрскую группу влился молодой режиссёр Б. А.   Покровский.
Осуществлённая им постановка оперы П. Чайковского «Чародейка» стала знаменательным событием в жизни театра. Премьера состоялась 27 декабря 1940 года. За дирижёрским пультом стоял И.А. Зак.  Успех спектаклю обеспечил сильный состав солистов – Л. Галич (Кума), Е. Окунев (Князь), В. Викторова (Княгиня), П. Кукотов (Княжич), И. Струков (Мамыра). Этот шедевр долгие годы оставался «визитной карточкой» театра.
Неизменным успехом у публики пользовались также солисты театра: В.Симанская (сопрано),  Н. Урвилов (бас), П. Рише (тенор), В. Гусельников (тенор), молодые солистки — М. Чиненкова (меццо-сопрано) и выпускница Горьковского музыкального училища С. Коновалова (сопрано).
Предвоенные театральные сезоны были интересны гастролёрами. В балете «Светлана» Д. Клебанова с большим триумфом выступила известная балерина О. Лепешинская. В операх «Садко», «Фауст», «Риголетто» горьковчане услышали Д.Г. Бадридзе, в роли Альфреда в «Травиате» и в роли Герцога в «Риголетто» на горьковской сцене выступал С.Я. Лемешев.
31 мая 1941 года спектаклем «Иван Сусанин» горьковский театр оперы и балета им А.С. Пушкина открыл летние гастроли в Иваново. В этом городе застала труппу Великая отечественная война.