«Страсти по Матфею» в Нижегородском театре.

«Когда Господь поселил Адама в раю, Он сказал: «Вот тебе рай, чтобы ты возделывал его». Казалось, там уже все было возделано, все было готово, но человек должен быть творцом, он в этот мир приходит не просто, чтобы прожить какой-то отрезок времени и уйти, — он приходит, чтобы что-то привнести в этот мир. Я думаю, в этом заключается абсолютная значимость творческих достижений». – Митрополит Илларион.

10,17 и 24 апреля в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоится исполнение оратории для солистов, хора и струнного оркестра «Страсти по Матфею». Автор – Митрополит Иларион (Алфеев). Впервые в Нижнем Новгороде оратория будет исполнена без сокращений.

Традиция сочинения и исполнения Страстей ( или Пассионов) существует в западноевропейской музыке с XV века. Знаменитые «Страсти по Матфею» И. С. Баха до сих пор являются одним из величайших произведений в мировой музыке.

В 2007 году в Большом зале Московской консерватории впервые в истории музыки прозвучали Страсти на русском языке. Автор «Страстей по Матфею» митрополит Волоколамский Илларион написал произведение на канонический текст Евангелия от Матфея, посвященный страданиям и смерти Иисуса Христа.

Оратория делится на четыре тематические части: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение» и написана для исполнения во время духовного концерта.

Видеозапись премьеры стала отправной точкой для режиссёра Павла Лунгина в создании фильма «Дирижёр».

По словам митрополита Иллариона, «идея заключалась в том, чтобы атмосферу храма, атмосферу богослужений Страстной седмицы перенести на сцену концертного зала, дать людям, которые не ходят регулярно в церковь, возможность почувствовать эту атмосферу, приобщиться к ней. Дать церковным людям, которые регулярно посещают церковь, но, может быть, не очень хорошо знают богослужения Страстной седмицы, возможность пережить на каком-то новом уровне эти тексты и самое главное — пережить историю Страстей Христовых».