Тоби Пёрсер: «Дирижеру нужно иметь сильную веру и страсть»

Тоби Пёрсер — заведующий дирижерским отделением Королевского колледжа музыки в Лондоне. Он два года сотрудничал с Английской национальной оперой в качестве ведущего преподавателя в сообществе имени Макерраса. А теперь наш театр с радостью принял дирижера у себя в гостях. Тоби посмотрел оперу «Казаки» и балет «Лебединое озеро» и ответил на вопросы о музыке, тонкостях своей профессии и русской литературе. 

- Что, на ваш взгляд, самое важное в профессии дирижера?

    Важно быть честным и уважительным. Что я имею ввиду: честным — значит служить музыке, а не себе, не быть эгоистичным. Уважительным — заботиться не только о музыке, но и музыкантах, с которыми ты работаешь. Я думаю, важно понимать, что как дирижер, ты играешь важную роль, и она заключается в том, чтобы позволить каждому из тех, кто находится с тобой на сцене — выступать самым лучшим образом.
   Дирижеру нужно иметь сильную веру и страсть к тому, о чем говорят музыка и композитор, который ее написал.
    Знаете, каждый раз, когда ты дирижируешь, ты делаешь это по-dirizher-tobi-perser-4разному, и музыканты каждый раз могут исполнять одно и то же произведение по-разному. Сегодня они полны энергии, у них отличное настроение, и они играют блистательно, но в другой день, они могут быть уставшими, огорченными и вялыми. И дирижеру нужно вложить много собственных сил чтобы «включить» музыкантов и правильно их настроить.
    Я понимаю, что людям вне оркестра кажется крайне непонятным язык, на котором дирижер говорит с музыкантами, но это особый способ общения и по тому как я дирижирую, музыканты могут очень быстро понять, что я сообщаю им. Но, чтобы это происходило молниеносно и четко, у самого дирижера должно быть абсолютное видение того, чего он хочет достичь, какова его цель. Он должен слышать всех и очень быстро принимать решения.

- Наверное, сложно соблюдать этот баланс?

    Действительно непросто. Дирижер может оказаться слишком увлеченным, страстным и тогда он перестает слушать музыку, так как должен это делать, или он может быть слишком серьезным и тогда его подстерегает другая опасность — стать недостаточно dirizher-tobi-perser-8чувствующим.
    В некотором смысле дирижер должен быть лидером. Он должен иметь очень четкое, сильное, уверенное видение и вести людей за собой, но не благодаря своей силе, но благодаря тому, что люди верят в то, во что верит он. 

- А слушатель услышит эту разницу — когда оркестр в хорошем настроении, а когда не очень?

    Конечно! Или, например, ситуация — один и тот же оркестр, одна и та же опера, но разные дирижеры — и вы получаете разное звучание музыки. Если дирижер напряжен, то вы можете услышать звук недостаточно мягким и теплым, если дирижер слишком расслаблен или слишком увлекся, то оркестр и музыка не будут едины, получится полный кавардак. Одна из самых великолепных вещей в этом деле заключается в том, что у тебя есть все ингредиенты, как для того, чтобы приготовить пирог. Но вкус всегда будет отличаться в зависимости от того, как ты его приготовишь.
    Интересно еще и то, что дирижер — это одновременно и управленец, и артист. И это сложно! Дирижер должен и проявлять себя в роли умелого директора и вместе с тем — выступать.

- Какая роль вам больше по душе?

    dirizher-tobi-perser-10Выступление — это моя любимая часть работы, конечно! Это то, чем я наслаждаюсь, чувствую душевный подъем в этом моменте. Конечно, выступление заставляет меня нервничать, но вместе с тем, я нахожусь на максимальном эмоциональном пике — у меня есть только один шанс, чтобы сделать все идеально, это огромная ответственность.

- В мире почти нет известных женщин-дирижеров. Почему так?

     Кстати, одна из самых известных работает в Англии, а училась она в Санкт Петербурге у Ильи Мусина — Шэн Эдвардс, сегодня она – главный дирижер Лондонской королевской академии музыки. Действительно, женщин-дирижеров не очень много по сей день, слишком долго это была исключительно мужская сфера деятельности. Но я верю, что равновесие в этой сфере будет достигнуто. В конце концов, Англии уже было две женщины премьер-министра: Тереза Мэй и Маргарет Тэтчер, да что говорить — Королева Елизавета II— самый долгий правитель Великобритании! Без сомнения, женщины могут быть прекрасными лидерами.

- Можете ли вы дать совет тем, кто не привык ходить в оперу — как понять произведение, если человеку кажется непривычным этот вид искусства?

    Магия оперы заключается в том, что язык, который она использует, язык музыки, на котором она говорит с нами о любви, о жизни, о чувствах, настолько эмоционален, что мы не можем dirizher-tobi-perser-7проанализировать – как это происходит, мы просто чувствуем это. И это происходит со всеми, нужно просто дать музыке этот шанс.
    Помните, как в опере Пуччини «Богема»? Ария Рудольфа – она начинается так просто, но так красиво, так невинно, она преисполнена доброты, она говорит нам о честности любви. Эта музыка не звучит как взрыв эмоций, она звучит так нежно и человечно. Эти чувства знакомы каждому.
    Или, например, коронация Бориса Годунова! Это же один из самых волнующих музыкальных фрагментов, который вообще когда-либо был написан! Эта музыка говорит вам всё — о Борисе, об истории, о толпе, о настроении, о величии момента, и о силе, которую, пожалуй, только музыка и может выразить.
    Вы просто почувствуете это, даже если не поймете какого-то слова или упустите что-то из сюжета — вы почувствуете!

- Вы работали в разных странах — в Англии, Австрии, вы учились в России, заметили ли вы различия в том, как работают оркестры в этих странах?

  dirizher-tobi-perser-6  Это очень интересный вопрос. Когда я был студентом — 23 года назад, это было потрясающий опыт — учиться в России, потому что в то время музыкальная коммуникация между Европой и Россией была весьма ограничена. Я открыл для себя чистую русскую музыкальную традицию, и, о да, она отличалась от Европейской. Помню, я подумал — вау, так вот как Чайковский это слышал!
    Разница определенно есть, например, в Англии репетиции оркестра проходят очень быстро, в России больше внимания уделяется деталям — и это особый вид роскоши.

- А как публика в Англии относится к опере, любит ее?

    В Англии опера популярна, но все же не так, как в России, и это одна из вещей, которая мне здесь очень нравится— опера и музыка вообще — это наследие России, которым люди действительно гордятся.
    В Англии, к сожалению, опера — это очень дорого, так что это не dirizher-tobi-perser-5так просто для людей — попасть в оперу. Хотя сейчас билеты стали более доступны, но в сознании многих все равно осталась эта идея, что опера — это слишком дорого, что это не для них. Но во что я верю, так это в то, что опера — это для всех, музыка — для всех. Я хочу, чтобы люди слушали музыку, приходили на балет, приходили в оперу и чувствовали себя долгожданными гостями, чувствовали, что это все — для них. Мне нравится, что в России я вижу в театре разных людей, то же самое, кстати в Германии — люди разного возраста, разных профессий, разных взглядов, все они приходят на оперу!

- Поделитесь своими впечатлениями о России?

   dirizher-tobi-perser-2 Я очень люблю Россию, я учился в Санкт Петербурге 2 года. В то время я изучал музыку в Оксфорде и уже дирижировал — у меня был свой оркестр, а потом мой учитель, мой наставник, сказал мне — ты должен поехать в Санкт Петербург и учиться там. И это стало моим началом большой любви. Кстати, впервые я побывал в России еще раньше, мне было 12 лет, и моя мама взяла меня с собой, мы посетили Москву и Санкт Петербург, были в Большом Театре, это было незабываемо. Горбачев был президентом, перестройка только началась, это было удивительное время, и конечно, с тех пор все сильно изменилось.
    И, разумеется, я обожаю русскую литературу! «Евгений Онегин» — моя любимейшая опера, я читал «Войну и мир», я люблю Достоевского. Я немного говорю по-русски, это сложный язык, но какой красивый! Я начал учить его еще в школе, и надеюсь значительно улучшить свои знания в ближайшее время!

                                  Анна Лобова.