Трагедия среди веселья

17 декабря в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина прошла последняя репетиция перед премьерным показом оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс». Теперь руководители театра намерены включить этот спектакль в постоянный репертуар.

В основу оперетты легло одно из лучших произведений австро-венгерского композитора Имре Кальмана – «Принцесса Цирка». Воплотить это гениальное творение на сцене оперного театра  решили собственными силами. Постановщиками выступили: главный режиссер театра Дмитрий Суханов, художник Алла Шаманина и дирижер Роман Демидов.

Суханов, в первую очередь, решил отменить налет беззаботного веселья и легкомыслия, который так любят артисты играть в оперетте. Поменяв название «Принцесса цирка» на «Мистер Икс» он, тем самым, сделал акцент на личность самого героя, его страдания и чувства. Появился и новый герой, вернее героиня – директором цирка стала женщина.

На пути к премьере режиссер в содружестве с художником проявили много изобретательности. Яркость и динамичность красок декораций ослепляли. Каждый акт имел свой цвет. В первом художник передала великолепие и красоты цирка. Разноцветные афиши конца XIX – начала XX веков, яркие костюмы артистов приковывали к себе восхищенные взгляды. С помощью цвета Шаманина противопоставила миру циркачей светское общество, холодное и серое. Костюмы элиты выделялись темными тонами. Блестящие украшения дам отражали равнодушие и безразличие. Второй акт был оформлен в сине-голубой цветовой палитре. Желто-зеленый спектр красок третьего акта выступали как символ надежды, возрождения.

Надо отметить, что певцы, несмотря на обильные актерские задачи, мгновенные переключения от пения к разговорной речи, справились не только с режиссерскими, но и с музыкальными задачами. Прилично спели главные партии: Надежда Маслова (Теодора Вердье), гибко владеющая техникой голоса, Владимир Боровиков (Мистер Икс), яркий, полнозвучный баритон, Александр Сельчук (барон де Кревельяк), эффектный в комическом амплуа, Мария Кузьмина (Мабель Гибсон), озорная и смелая циркачка, Алексей Чистяков (Тони Бонвиль), точное попадание в образ.

Несмотря на отдельные премьерные сбои, расхождения в ансамблях дирижер Роман Демидов справился с музыкальной задачей  и погрузил зрителей в атмосферу шумного и веселого Парижа.

Проходят годы, но история отношений богатой вдовы и виртуозного циркача, скрывающегося под именем «Мистер Икс», продолжает трогать сердца зрителей. В этой оперетте, как и в жизни, есть место легкой грусти и безудержному веселью, крепкой дружбе и утонченному коварству.

Ксения Новикова