Завершая ХХ век.

В 70-е – 80-е годы в труппу Горьковского театра оперы и балета влились новые исполнительские силы – выпускники музыкальных вузов Горького, Москвы, Новосибирска и других город. Успешно руководили коллективом главный режиссёр, заслуженный деятель искусств БССР, заслуженный артист РСФСР О.М. Дадишкилиани, главный дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Бойков, дирижёры – заслуженный деятель искусств П.М. Резник и А.Я. Войскунский, главный хормейстер Г.П. Муратов и его помощник А.А. Войтенко, молодой режиссёр А.Н. Зыков. В таком составе в 1979-1980 годах провёл театр 45-летний юбилей.
dadisk1

Свою главную задачу творческий коллектив видел в сохранении спектаклей, составляющих «золотой фонд» классического наследия. Новое  воплощение на сцене  нашли оперы: «Кармен» Ж. Бизе (1976), «Трубадур» (1973), «Аида» (1978), «Риголетто» (1987) Дж. Верди, «Демон» А. Рубинштейна (1979), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1980); балет «Корсар» А. Адана (1977).
На афишах театра были достойно представлены произведения современных композиторов: оперы «Мать» Т. Хренникова, «Зори здесь тихие» К. Молчанова, «Летят журавли» А. Нестерова, «Степан Разин» народного артиста СССР, лауреата Государственной премии им. М.И. Глинки А. Касьянова. Театр был первым постановщиком оперы А. Николаева «Разгром».
Яркие образы в этих спектаклях были созданы ведущими солистами: А. Правиловым, А. Бурлацким, В. Степановым, А. Сакулиным. В дни премьеры оперы «Летят журавли» исполнителю главной роли Бориса — И. Беренову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.  В творческом пути заслуженной артистки РСФСР К. Инкиной выделяется психологически сложный, трудный в сценическом отношении образ Вероники.
Особенный интерес горьковчан привлекли балеты «Сотворение мира» А. Петрова (1977) в постановке балетмейстера Г. Малхасянца. Яркие образы в спектаклях создали Т. Карпова, Р. Шапкина, Т. Лебедева, А. Горностайский.
Постановка балета «Спартак» А. Хачатуряна (1979) – своеобразная веха в творчестве режиссёра и балетмейстера О. Дадишкилиани.  Спартака танцевал ведущий солист балета В. Миклин – ныне народный артист РСФСР, художественный руководитель балетной труппы театра.
Событием в театральной жизни города стала премьера балета Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь» (1981).
Недавние выпускники консерваторий страны, молодые талантливые певцы, пополнившие оперную труппу, ярко заявляли о себе. В 1970 году в партии Татьяны дебютировала Т. Казимирская. В 1972 году в Горьковский театр пришёл В. Балюта. В новой постановке оперы «Князь Игорь» (1975)  образ Кончаковны создала Л. Коржакова. В «Севильском цирюльнике» (1980)  блистала молодая Т. Хохлова — Розина. Партия Кумы в опере «Чародейка» П. Чайковского (1982) стала знаковой в судьбе Л. Зыряновой. В 1984 году за исполнение этой роли певица была удостоена почётного звания народной артистки РСФСР.
В 1980 в состав творческого коллектива вошёл нынешний главный режиссёр театра, заслуженный артист РСФСР  Д.А. Суханов.
В 1989 году на музыкальном небосклоне Нижнего Новгорода взошла новая звезда – Владимир Ермаков. В наш театр он пришёл уже зрелым профессионалом и сразу занял ведущие позиции. Появление в труппе актёра такого масштаба сделало возможным возобновление на нижегородской сцене монументальной оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Премьера состоялась в 1994 году и была приурочена к 60-летнему юбилею театра.
Во время успешных гастролей Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А. С. Пушкина  по городам земли Северной Рейн-Вестфалии в Германии 1995 в  году в спектакле «Борис Годунов» достойными партнёрами заслуженного артиста РСФСР  В. Ермакова в этой гастрольной поездке были: народный артист РСФСР А. Правилов (Пимен), заслуженный артист РСФСР В. Балюта (Шуйский), заслуженный артист РСФСР М. Ларин (Самозванец), заслуженная артистка РСФСР В. Сурикова и народная артистка РСФСР Л. Зырянова (Марина Мнишек), заслуженный артист Азербайджанской ССР И. Сазонов (Юродивый, Шуйский) и другие солисты труппы.
В 1999 году Владимиру Ермакову было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Бесспорно, одним из самых выдающихся событий в культурной жизни не только города, но и страны стал первый Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», проведённый   в  1986 году.  Этот ежегодный праздник  музыки стал доброй традицией Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
Эта акция является частью «уникального проекта, целью которого — знакомство широкой публики с творчеством наиболее ярких отечественных региональных оперных и балетных трупп».
Немало событий из жизни нашего театра вошло в историю оперного и балетного искусства со словом впервые. Интересно вспомнить, что в 1987 году мы первыми исполнили оперу П. Чайковского «Чародейка», созданную по нижегородской легенде, на открытой площадке у стен Нижегородского кремля.
Идею представления оперы М. Глинки «Иван Сусанин» на родине героя в Костроме впервые осуществил наш театр. В 1988 году состоялся спектакль в Ипатьевском монастыре на площади перед Троицким собором. Декорациями послужили крепостные стены и золоченые купола церквей.
9 мая 2003 года в столице Македонии Скопье впервые увидел свет рампы «Иван Сусанин» Глинки: в этот день на сцене Македонского Народного Театра прошла премьера сценического прочтения гениальной оперы, сделанного МНТ и театром из Нижнего Новгорода.
Важную роль в деятельности нашего театра играют международные проекты. Так,  в 1997 году в Риме состоялась премьера совместной постановки с Римской Академической филармонией оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». В 2002 году театр вместе с Немецким культурным центром при Нижегородском лингвистическом университете осуществил постановку «пушкинских» опер «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Мавра» И. Стравинского. В 2004 году в репертуар вошел балет «Грезы любви», воплощенный театром и Американской фирмой «Art connections», возглавляемой Натаном Слезингером.
Запись оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина стала фондовой. Показ спектакля состоялся 26 марта 2006 года по телеканалу «Культура».