Дневник фестиваля. Четвертый день. «Пиковая дама»

22 сентября в программе фестиваля была показана опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» в концертном исполнении.

«Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, – а все время настоящим, живым человеком, притом мне очень симпатичным. Теперь я думаю, что теплое, живое отношение к герою оперы отразилось на музыке благоприятно. Вообще мне теперь кажется, что «Пиковая дама» опера хоть куда. Увидим, что будет потом!» – писал Петр Ильич Чайковский  своему брату и автору либретто Модесту Чайковскому в день окончания оперы 3 марта 1890 года из Флоренции.

Эти слова Петра Ильича вновь подтвердились на фестивальном исполнении его оперы. При минимальной сценографии гениальная музыка Чайковского создавала картины роскошного зала и холодной набережной Невы, мрачной спальни Графини и кипящего страстями игорного дома.

Дмитрий Синьковский впервые дирижировал «Пиковой дамой», профессионально выполнив задачи сложнейшей партитуры.  Его  огромный опыт работы с барочной музыкой придал особую завершенность фрагментам, связанным с исполнительскими традициями  XVIII века: «Когда я писал, по временам мне казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было», -  из письма П. И. Чайковского в брату М.И. Чайковскому, Флоренция, 12  февраля 1890 года.  

В «Пиковой даме» приняли участие гости фестиваля.  Оркестровые партии вместе с нижегородскими музыкантами исполняли инструменталисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Первой скрипкой в этот вечер была концертмейстер оркестра Михайловского театра  Ольга Волкова. Михаил Векуа – Герман – блестяще провел своего героя от состояния влюбленного мужчины к безумию страсти игрока и покорил зрителей высокопрофессиональным вокальным мастерством. Ирина Чурилова, обладательница красивейшего тембра сильного голоса, – одна из лучших исполнительниц партии Лизы.  Она пела её на премьере оперы в Мариинском театре, на оперных фестивалях, стала за эту роль номинантом премии «Золотая маска».  В своей трактовке образа Ирина раскрыла для зрителей новые черты героини – властность рядом с покорностью, страсть рядом с нежностью…  Графиня Натальи Лясковой не слыла, а по сей день остается «Венерою московской» с глубоким богатым тембровым окрасом голоса, статью, артистизмом . 

Участвовавшие в исполнении солисты нижегородской оперы – Татьяна Гарькушова, Алексей Кошелев, Николай Печенкин, Михаил Наумов, Виктор Ряузов, Светлана Ползикова – и  хор театра вновь подтвердили высокий профессиональный уровень труппы. Ярким и харизматичным стал успешный дебют в партии Томского Олега Федоненко. 

Огромное спасибо всем участникам спектакля за мастерство, оцененное зрителями продолжительными овациями.