К Юбилею театра. Балет на Нижегородской сцене

История Нижегородского балета началась в первом театральном сезоне.  Только что сформированная балетная труппа показала две премьеры – «Дон Кихот» Л. Минкуса и «Лебединое озеро» П. Чайковского в постановке Владимира Кононовича.

Когда весной 1936 года на сцену вышел балет Л. Минкуса «Дон Кихот», он «представлял собой яркое зрелище, …явился своеобразным праздником танца», — вспоминал о премьере горьковской балетной труппы нижегородский музыковед Игорь Елисеев. До окончания первого сезона спектакль был показан 31 раз. С тех пор этот балет постоянно входит в репертуар театра, радуя поклонников и став для многих поколений артистов школой классического танца. «Дон Кихота» ставили Георгий Язвинский (1948г.) и Любовь Серебровская (1961г.). «Парад хореографического искусства», — писала журналист О. Розанова в газете «Горьковский рабочий» от 29 декабря 1971 года о постановке Юрия Дружинина. В 1991 году балетмейстер-постановщик Борис Халиулов перенес на нижегородскую сцену редакцию «Дон Кихота» Большого театра, в которой сам танцевал когда-то.  Сейчас на сцене 6-ая постановка балета, созданная Юрием Ветровым.

Второй балетный спектакль в афише театра - «Лебединое озеро» П. Чайковского. Премьера состоялась 19 июня 1936 года. С большой любовью вспоминают о ней участники спектакля. «В моей памяти этот спектакль остался, как лучший», — говорила одна из первых артисток Горьковского балета Нина Кузнецова. «Лебединое озеро» — визитная карточка русского балета – 9 раз было поставлено на нижегородской сцене. В 1940-м году и в военном 1943-м постановщиком «Лебединого» стал руководитель горьковского балета Марк Цейтлин, чьи спектакли, по словам балерины Людмилы Семеновой, отличались замечательной режиссурой. В 1951 году Георгий Язвинский создал спектакль, который до 1973 года поддерживался руководителями балетной труппы и самими артистами. С 1974 года «Лебединое озеро» в постановке Нины Федоровой радовало зрителей 12 лет. В 1987 году спектакль А. Смолянского на 25 лет занял свое место в театре, только в 2013 году уступив место новой постановке Юрия Ветрова.

5 декабря 1937 года в репертуаре театра занял свое место Пушкинский балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Постановщики Павел Йоркин (балетмейстер), Исидор Зак (дирижер) и Анатолий Мазанов (художник) создали яркий спектакль. В течении пяти месяцев он был показан 24 раза! Затем были постановки 1949 года (балетм. Г. Язвинский), 1958 г. (балетм. Я. Романовский), 1967 г. (балетм. М. Газиев), 1978 г. (балетм. С. Тулубьева), 1988 г. (балетм. А. Смолянский). С 2015 года в афише театра седьмая постановка балета, осуществленная Михаилом Лавровским. Каждый раз, возвращаясь на нижегородскую сцену, хореодрама «Бахчисарайский фонтан» открывает для зрителей не только балетное мастерство, но и актерское дарование исполнителей. В партии Марии блистали Галина Покровская, Людмила Семенова, Леонора Злобина, Татьяна Карпова.

Балет А. Хачатуряна «Спартак» на сцене Горьковского театра оперы и балета впервые поставил в 1979 году режиссёр и балетмейстер Отар Дадишкилиани. «Сущность редакции Дадишкилиани заключается отнюдь не в переосмыслении образов, а в своих оригинальных хореографических подходах, в трактовке их; не в пересочинении балета, а в своеобразии построения мизансцен и стремлении к лаконичному и активному динамизму в развитии действия», — писал нижегородский музыковед Игорь Елисеев в книге «На музыкальной сцене».  Эта сценическая версия балета была создана Отаром Михайловичем в 1964 году в Минске и одобрена Хачатуряном: «Дорогой Отар! Спасибо за «Спартака». Желаю Вам пышного расцвета Вашего дарования». Арам Хачатурян 11.05.1964 г. Минск. В 2016 году Отар Дадишкилиани вернул «Спартак» на Нижегородскую сцену.

В разные годы репертуар Нижегородского театра украшали балеты С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта» «Каменный цветок», П. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица», А. Адана «Жизель» и «Корсар», Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь», А. Глазунова «Раймонда», Л. Делиба «Коппелия», Ц. Пуни «Конек-Горбунок» и «Эсмеральда» и не только. Многие из них и сегодня идут в нашем театре, обновляясь и становясь еще прекраснее. Классический и современный балетный репертуар продолжает радовать поклонников жанра.