Бомарше и Россини. "Севильский цирюльник" в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина

16 и 17 апреля Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина приглашает на оперу Дж. Россини «Севильский цирюльник». Теперь – на итальянском языке! Дирижировать шедевром будет Дмитрий Синьковский, хорошо известный нашей публике как тонкий интерпретатор музыки барокко. 

 

Опера объединила сочинения двух блестящих творцов XVIII-XIX веков – французского драматурга Пьера Бомарше и итальянского композитора Джоаккино Россини. 

В 1775 году Бомарше написал фарс для домашнего театра «Севильский цирюльник», а потом, ощутив в себе драматический дар, переделал фарс в комическую пьесу. Автор отнёс её в «Комеди Франсез», где началась работа над постановкой. «Чтобы поставить «Цирюльника», нужно сначала разрушить Бастилию»,–  якобы ужаснулся, прочитав пьесу, французский король. Премьера всё же состоялась, но публике категорически не понравилась. Тогда Бомарше за 24 часа переделал пьесу, и второе представление прошло с огромным успехом. 

В 1816 году за 20 дней Джоаккино Россини написал оперу «Альмавива, или Тщетная предосторожность» – именно таким было первое название сочинения на сюжет Бомарше.  Работал композитор с огромной скоростью. «Он рассказывал, что когда читает книгу, каждый персонаж ему буквально представляется в окружении той или иной мелодии, а если он «не слышит персонажа», то бросает читать книгу». (Соколов В.Д. «Вечные сюжеты». О. Бомарше. «Севильский цирюльник»)

Премьера состоялась в Риме 20 февраля 1816 года. Представление прошло неудачно. Но уже со второго спектакля оперу сопровождал восторг публики и толпы поклонников. Правда называться она стала по-другому – «Севильский цирюльник».

Что касается нашего театра, то «Севильский» идёт здесь с первого сезона. Каждая постановочная группа открывает в опере свои краски, но неизменным остаются яркость представления, мастерство артистов и блестящие мелодии Россини. 


Интересно, что гениальный драматург и гениальный композитор были талантливы не только в литературе и музыке. 

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше, сын часовых дел мастера,  1753 году изобрел анкерный спуск, обеспечивающий равномерный и точный ход часового механизма.

Джоаккино Россини в возрасте 37 лет вдруг перестал писать музыку… Он уехал в Париж, где продолжил заниматься творчеством, но уже иного рода – композитор угощал друзей. «Упоительный Россини», по словам Пушкина, стал известен как автор полусотни гениальных рецептов – «Выдающийся человек просто сменил одно великое искусство на другое – музыку на кулинарию». (Петр Вайль «Слово в пути»). Список блюд, придуманных «итальянским Моцартом», получился таким внушительным, что композитор объединил их в кулинарную книгу «Грезы обжорства».

О жизни, музыке, веселых причудах и вкусных обедах мы поговорим 17 апреля в 12.30 в уникальном историческом пространстве ресторана «Yale» (особняк А.И. Костромина-А. Шушляева, ул. Рождественская, 30) на лекции, посвящённой творчеству Дж. Россини. Посетить лекцию могут те, у кого есть билет на спектакль «Севильский цирюльник» 16 или 17 апреля. Участие строго по записи, количество мест ограничено. Регистрация по телефону 234-05-32.