«Роскошный сочный балет «Спящая красавица» (Б. Асафьев)

14 марта 2021 года в 18.00 Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина приглашает на балет П.И. Чайковского «Спящая красавица».

131 год назад этот знаменитый балет был создан композитором Петром Ильичем Чайковским и хореографом Мариусом Петипа. Инициатором работы над произведением стал русский театральный деятель, директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский, найдя сюжет и написав вместе с Петипа либретто.

В феврале 1889 года Чайковский получил от хореографа план-заказ пролога и трех актов, в котором с точностью до такта были выписаны пожелания к будущей музыке балета: «2/4, быстро. В ужасе она больше не танцует — это не танец, а головокружительное, безумное движение словно от укуса тарантула! Наконец, она падает бездыханной. Это неистовство должно длиться не более чем от 24 до 32 тактов», — так придумал Петипа сцену, когда принцесса Аврора уколола палец веретеном.

Композитор, следуя всем указаниям Петипа, создал «Роскошный сочный балет «Спящая красавица» который, по словам русского музыкально критика Бориса Асафьева, «имеет в развитии русского балета то же значение, что «Руслан и Людмила» в опере».

«Спящая красавица» стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, в которой музыка и танец слиты воедино», — отметила в статье на Belcanto.ru музыковед Людмила Михеева (Соллертинская).  

А сам Чайковский, относившийся к себе очень критично, написал своему издателю Петру Юргенсону: «Спящая красавица» — едва ли не лучшее из всех моих сочинений».

В Нижегородском театре оперы и балета «Спящая красавица» впервые была поставлена в 1953 году балетмейстером Георгием Язвинским. Он построил все танцы на классических приемах, подтвердив статус балета, как «хрестоматии классического балета». Второй раз премьера «Спящей» состоялась в театре через 20 лет в 1973 году. Балетмейстер Юрий Дружинин заменил пантомиму Феи Карабос, исполняемую танцовщиком, на хореографическое решение, поручив эту партию балерине.

Сейчас на нижегородской сцене идет постановка 2006 года, осуществленная дирижером Народным артистом РФ Владимиром Бойковым, балетмейстером Ольгой Резепиной, художником Натальей Хренниковой.

14 марта балет «Спящая красавица» впервые в сезоне предстанет перед зрителями, подарив встречу с любимыми артистами и новыми исполнителями спектакля.

Впервые за дирижерский пульт Нижегородского театра оперы и балета встанет новый руководитель оркестра, главный дирижер театра Юрий Медяник. «Спящая красавица» стала третьим балетом П.И. Чайковского («Лебединое озеро», «Щелкунчик») в репертуаре музыканта.

По инициативе Юрия Медяника для проведения мастер-классов с артистами оркестра в театр приехал известный трубач Валерий Конов, Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солист оркестра и концертмейстер группы труб театра «Новая опера». Валерий -  приглашенный артист Национального филармонического оркестра России под управлением В.Т. Спивакова, Государственного камерного оркестра России под управлением А.Ю. Уткина и Московского симфонического оркестра под управлением П.Л. Когана, участник фестиваля Брукнера в Австрии, фестиваля Пуччини в Италии. 14 марта Валерий Конов также выступит с оркестром театра, исполнив партию первой трубы в спектакле «Спящая красавица».

В партии принцессы Авроры – ведущая солистка Нижегородской балетной труппы Татьяна Пельмегова.

Впервые партию принца Дезире исполнит солист Нижегородского балета Андрей Орлов, покоривший зрителей воплощением столь разных сценических образов в последних премьерах – романтичного учителя Мирою в «Безымянной звезде» и отважного Конрада в «Корсаре».

Партия Феи Сирени станет творческой премьерой для Юлии Селивановской. Она в труппе театра всего второй сезон, но за выступлениями балерины уже с огромным интересом наблюдают её поклонники.   

Популярное pas de deux Флорины и Голубой Птицы исполнят Александра Зрелова и Максим Просянников, который впервые выступит в этой роли.

В партии Феи Карабос – премьер театра Александр Лысов.

Желаем всем исполнителям успеха!  

Начало спектакля в 18.00