Римский-Корсаков. К 180-летию композитора
Н.А. Римский-Корсаков. К 180-летию композитора
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность 2 часа 30 минут
Исполнители:
Анастасия Джилас (сопрано)
Галина Круч (сопрано)
Владимир Куклев (тенор)
Константин Сучков (баритон)
Георгий Екимов (бас)
Людмила Горохова (фортепиано)
Ксения Цендра (фортепиано)
Струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale:
Ирина Фриман (скрипка)
Анна Любимова (скрипка)
Маргарита Пичужкина (альт)
Сергей Пагонышев (виолончель)
Программа концерта:
1 отделение
«Поэт», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 45/5 (1897-99). Исп. Константин Сучков
«Сон в летнюю ночь», ст. А.Н. Майкова (1821-1897), op. 56/2 (1898/1905-06). Исп. Галина Круч
«На холмах Грузии», А.С. Пушкина (1799-1837), op. 3/4 (1866). Исп. Владимир Куклев
«Восточный романс» («Пленившись розой, соловей»), ст. А.В. Кольцова (1808-1842), op. 2/2 (1865-66). Исп. Анастасия Джилас
«Анчар», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 49/1 (1897). Исп. Георгий Екимов
«Песня Зулейки», Дж. Байрона (1788-1824), пер. И. Козлова, op. 26/4 (1882). Исп. Галина Круч
Еврейская песня, Л.А. Мея (1822-1862), op. 7/2 (1867). Исп. Владимир Куклев
«Пятницы» («Les vendredis»), коллективный струнный квартет, Книга 2 № 1 Allegro B-dur (1899), op.deest 44. Исп. Струнный квартет
«Что в имени тебе моем», А.С. Пушкина (1799-1837), op. 4/1 (1866). Исп. Константин Сучков
«Мой голос для тебя», А.С. Пушкина (1799-1837), op. 7/1 (1867). Исп. Галина Круч
«Гонец», ст. Г. Гейне (1797-1856), пер. М. Михайлова, op. 4/2 (1867). Исп. Георгий Екимов
«Нимфа», ст. А.Н. Майкова (1821-1897), op. 56/1 (1898/1905-06). Исп. Анастасия Джилас
«Октава», ст. А.Н. Майкова (1821-1897), op. 45/3 (1897-99). Исп. Владимир Куклев
2 отделение
Вариации на русскую тему «Надоели ночи, надоскучили» (коллективное сочинение) для струнного квартета, вариация №4 (1898), op.deest 43. Исп. Струнный квартет
«Звонче жаворонка пенье» из цикла «Весна», ст. А.К. Толстого (1817-1875), op. 43/1 (1897). Исп. Анастасия Джилас
«Пророк», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 49/2 (1897). Исп. Георгий Екимов
«Редеет облаков летучая гряда», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 42/3 (1897). Исп. Галина Круч
«Ель и пальма», ст. Г. Гейне (1797-1856), пер. М. Михайлова, op. 3/1 (1866). Исп. Константин Сучков
«Не ветер, вея с высоты» из цикла «Весна», ст. А.К. Толстого (1817-1875), op. 43/2 (1897). Исп. Владимир Куклев
«В царство розы и вина приди», ст. А.А. Фета (1820-1892), op. 8/5 (1868-70). Исп. Анастасия Джилас
«Цветок засохший, безуханный», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 51/3 (1897). Исп. Владимир Куклев
«Имянины», коллективный струнный квартет: 3. Choeur dansé Russe/Хоровод (1888), op.deest 31. Исп. Струнный квартет
«Тихо вечер догорает», ст. А.А. Фета (1820-1892), op. 4/4 (1866). Исп. Георгий Екимов
«Ночь пролетала над миром», ст. А.Н. Плещеева (1825-1893), op. 8/2 (1868-70). Исп. Константин Сучков
«О чем в тиши ночей», ст. А.Н. Майкова (1821-1897), op. 40/3 (1897). Исп. Галина Круч
«О, если б ты могла», ст. А.К. Толстого (1817-1875), op. 39/1 (1897). Исп. Георгий Екимов
«Медлительно влекутся дни мои», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 51/1 (1897). Исп. Константин Сучков
«Красавица», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 51/4 (1897). Исп. Владимир Куклев
«Горними тихо летела душа небесами», ст. А.К. Толстого (1817-1875), op. 27/1 (1883). Исп. Анастасия Джилас
«Эхо», ст. А.С. Пушкина (1799-1837), op. 45/1 (1897-99). Исп. Константин Сучков
18 марта 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Ему было предназначено продолжить семейную традицию и стать офицером флота. Но увлечение музыкой изменило его судьбу. Обучаясь в Петербургском Морском корпусе, Николай с огромным интересом ходит на оперные спектакли и концерты. Там же, в Петербурге, он знакомится с Милием Балакиревым и становится одним из участников творческого объединения «Могучая кучка». Многому научившись у своего старшего коллеги и идейного вдохновителя Балакирева, Римский-Корсаков нашел свой собственный стиль и музыкальный язык. Он написал 15 опер на исторические и сказочные сюжеты, симфонические и камерные произведения, хоровые сочинения, романсы.
Николай Андреевич Римский-Корсаков был не только выдающимся композитором, но и прекрасным педагогом, профессором Санкт-Петербургской консерватории, у которого учились Анатолий Лядов и Александр Глазунов. Римский-Корсаков редактировал великие русские оперы и делал оркестровые аранжировки камерных сочинений. Он — блестящий дирижер и выдающийся теоретик, написавший изучаемые по сей день «Основы оркестровки» и «Учебник гармонии».
В программе концерта прозвучат романсы, написанные в разные периоды творчества Римского-Корсакова. Их объединяют стихи великих поэтов, которые лежат в основе вокальной лирики композитора. Но если в ранних сочинениях музыка служит прекрасной оправой слова, то в творчестве зрелого мастера — равноправный диалог чувств и мыслей Композитора и Поэта.
Инструментальные сочинения, вошедшие в программу концерта, одни из тех, которые музыкальный критик Борис Асафьев назвал «артельным содружеством». Жанр коллективного квартета родился на встречах Беляевского кружка — концертных вечерах, проходивших в доме мецената и музыкального издателя Митрофана Петровича Беляева. На «Беляевские пятницы» приходили композиторы А. Бородин и Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов и С. Танеев, А. Лядов и П. Чайковский, критик В. Стасов, художник И. Репин... К каждой встрече композиторы сочиняли небольшие пьесы-сюрпризы для гостей, посвященные хозяину дома и опубликованные в позже в сборнике «Les Vendredis» — «Пятницы». Авторами Коллективного квартета «Именины» стали трое: Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков, который завершал произведение. В создании Вариаций на тему русской песни «Надоели ночи, надоскучили» участвовали уже 10 композиторов. Римскому-Корсакову принадлежат Тема и четвертая вариация. Русская музыкальная газета в 1899 году назвала эти сочинения «b-la-f’ной литературой» — по имени Митрофана Беляева. В программе прозвучат те части коллективных квартетов, чье авторство принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.
Возраст12+
Длительность2 часа 30 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
Н.А. Римский-Корсаков