«Самая петербургская опера» — пресс-конференция к премьере оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»I Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина


14 сентября 2022 года в Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась пресс-конференция, посвященная премьере оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» — перенос постановки Валерия Фокина из Большого театра России. 

На встречу с нижегородскими журналистами пришли художественный руководитель театра Алексей Трифонов, главный дирижер театр и дирижер-постановщик премьеры Дмитрий Синьковский, режиссер спектакля Игорь Ушаков и исполнители главных партий Иван Гынгазов (Герман) и Екатерина Ясинская (Лиза). Вела пресс-конференцию музыковед Ксения Ануфриева.

Открыв пресс-конференцию, ведущая обозначила круг тем, которые и были раскрыты во время разговора.

О том, как фокинская постановка пришла в нижегородский театр, рассказал Алексей Трифонов: «Обсуждая планы работы театра, мы задумались о том, какие спектакли мы могли бы представить в содружестве с крупными оперными домами. Выяснилось, что есть возможность перенести к нам из Большого театра один из знаковых оперных спектаклей «Пиковая дама» режиссера Валерия Фокина. Генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин пошел навстречу, предоставив в полном объеме декорации и костюмы. Фокин дал разрешение на перенос постановки на нижегородскую сцену. Это уникальный спектакль не только для нашего театра, но и для Большого. Мне кажется, что это – самая «петербургская» «Пиковая дама». Очень лаконичное, графичное визуальное оформление помогает решить две важных задачи спектакля — воплощение образа Петербурга конца 19 века и сосредоточение на музыке Петра Ильича Чайковского».

Для того чтобы стало возможным осуществление этой постановки, были сделаны необходимые технические преобразования сценического пространства: проведены исследования по возможной нагрузке сцены и несущих конструкций, благодаря поддержке Правительства Нижегородской области в лице губернатора Глеба Никитина и заместителя Губернатора Олега Берковича приобретены новые лебедки и штанкеты. Размер декораций был скорректирован в соответствии с Нижегородской сценой. 

Постановка Народного артиста России Валерия Фокина — одно из самых ярких воплощений гениальной оперы Чайковского. Спектакль долгое время шел на новой сцене Большого театра. Партию Графини в нем исполняла непревзойденная Елена Образцова. Эту постановку тепло принимала публика в России и за рубежом. Режиссерское и художественное решение спектакля привлекает своей лаконичностью и точностью высказывания. Об этом говорил режиссер переноса спектакля Игорь Ушаков: «Это идеальное попадание в музыку Чайковского. Валерий Владимирович Фокин всегда говорил: «Это — Петербург». Петербургские дворики, мосты, отражение людей, домов — все в сценографии, адресующей нас к силуэтной форме рисунков Пушкина. Исполнителям здесь приходится гораздо сложнее — не скрываясь за обилием декораций, суметь показать всю полноту эмоций, интонаций музыки. Надо научиться ощущать себя в ином пространстве, нежели зеркало сцены. Надеюсь, что нам удастся показать ту идеальную картинку, которая была создана в Москве».

Впечатлением от участия в постановке поделился исполнитель партии Германа приглашенный солист Мариинского театра Иван Гынгазов: «Непросто было научиться существовать именно в этой истории. Я пел во многих «Пиковых дамах», но здесь своя атмосфера, которой надо соответствовать. Для меня нет ни одного момента статики. Настолько все логично! И абсолютно согласен с тем, что эта постановка — отражение Петербурга».

«Для меня режиссерское решение Фокина — это трагичная история Лизы, сопряженная с Петербургом. Уникальность события в том, что у нас есть потрясающая возможность увидеть этот великолепный спектакль», — поделилась исполнительница партии Лизы Екатерина Ясинская.

Об особенностях музыки Чайковского рассказал Дмитрий Синьковский: «Пиковая дама» — уникальная опера, которая объединила в себе огромное количество разных жанров. Это камерная музыка в романсе Полины и дуэте Лизы и Полины, массивные хоровые сцены, Пастораль, написанная в моцартовской инструментовке, хорал и церковное пение. Назвать «Пиковую даму» романтическим произведением явно не достаточно. В работе над ней мне приходится использовать все свои знания, как дирижера, инструменталиста, вокалиста, максимальную мобильность нашего прекрасного оркестра, богатые возможности замечательных вокалистов, про каждого из которых можно долго рассказывать. Творчество Чайковского очень близко каждому русскому человеку, и огромное счастье — работать с музыкой, написанной на родном языке».

На вопрос о проведении в этом сезоне Всероссийского Пушкинского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень» художественный руководитель театра Алексей Трифонов ответил: «Фестиваль обязательно будет. Он открывается 14 октября премьерной оперой «Пиковая дама». Будут показаны пушкинские спектакли из репертуара театра, камерные концерты. Важное фестивальное событие состоится 29 октября в Пакгаузах на Стрелке. В концертной программе прозвучит музыка к балету «Пиковая дама» известного петербургского композитора Юрия Красавина, написанная по заказу Нижегородского театра. Наша версия балета — это не коллаж из партитуры Чайковского, а оригинальное произведение, мировая премьера сюиты из музыки которого состоится на фестивале «Болдинская осень». В тот же вечер прозвучит еще одно произведение современного композитора «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» Леонида Десятникова, в котором используются  приемы поморского хорового пения. Этот концерт станет началом нового вектора развития «Болдинской осени», где вместе с показом спектаклей на пушкинские сюжеты будет представлена современная академическая музыка, что очень важно для качественного большого фестиваля».