С.В. Рахманинов «Скупой рыцарь»

Опера в 1 действии, концертное исполнение


Режиссер-постановщик - Дмитрий Суханов

Дирижер — Захар Зайцев

Оркестр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина


Действующие лица и исполнители:

Барон — Владислав Бирюков

Альбер — Сослан Кусов

Герцог — Илья Ткач

Ростовщик — Алексей Доронин

Слуга — Михаил Наумов



В 1830 году в период Болдинской осени Александр Сергеевич Пушкин написал четыре короткие пьесы, объединив их в единый цикл. Поэт предложил для него несколько названий, но издатели выбрали «Маленькие трагедии». В каждой из пьес — судьба человека, сжатая до мгновенной вспышки терзающей его страсти. «Быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина. Сложность эта бывает иногда столь велика, что в связи с головокружительным лаконизмом даже как будто затемняет смысл и ведет к различным толкованиям…», — писала Анна Ахматова. Не удивительно, что «Трагедиями» заинтересовались русские композиторы в поисках новых оперных форм. Результатом стали четыре одноактные оперы: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1868), «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (1897), «Пир во время чумы» Ц. А. Кюи (1900), «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (1904).

Опера «Скупой рыцарь» стала вторым произведением этого жанра из трех в творчестве Сергея Рахманинова. Он уже написал «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», которая, несмотря на то, что была дипломной работой выпускника консерватории, с успехом шла на сцене. Одновременно со «Скупым рыцарем» Рахманинов создал «Франческа да Римини» по эпизоду из Божественной комедии Данте. Эти оперы, подобно пьесам Пушкина, словно большое зеркало, заставляют человека рассмотреть свое реальное отражение с ошибками и страстями, истиной и ложью.

Как и его предшественники, Рахманинов сохранил в «Скупом рыцаре» практически весь текст Пушкина, допустив лишь небольшие сокращения и скорректировав имена героев. 

Начав оперу летом 1903 года, в феврале 1904 года композитор завершил клавир сочинения.  4 января 1906 года «Скупой рыцарь» прозвучал в программе музыкальной «среды» в доме Н. А. Римского-Корсакова. Первыми исполнителями стали друг Рахманинова певец Федор Шаляпин и пианист Феликс Блуменфельд. Мнение слушателей было не однозначным. Римский-Корсаков отметил, что «музыка оперы очень талантлива. Есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Сцена Барона, любующегося накопленным золотом, замечательна. Но в целом почти непрерывно текущая плотная ткань оркестра подавляет голос. Главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему». 

Премьера «Скупого рыцаря» все же состоялась в Большом театре 11 января 1906 года под управлением автора и прошла с большим успехом. Уже через год, в 1907 году Шаляпин исполнил монолог Барона на своем концерте. А в 1912 году «Скупой рыцарь» вернулся на сцену Большого театра. 

В 1943 году в Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета оперу Рахманинова поставил выдающийся оперный режиссер, в то время художественный руководитель театра Борис Покровский. 

«Скупой рыцарь» — не частый гость оперных сцен мира. Сложность вокальных партий и насыщенное, ведущее свою драматическую линию  симфоническое полотно оркестра являют собой сочетание, предполагающее высочайший профессиональный уровень исполнителей.

Пушкин завершает свою «Маленькую трагедию» знаменитой фразой «Ужасный век, ужасные сердца!». Рахманинов не включил эти слова в оперу, но симфоническая  драматургия «Скупого рыцаря» ни на миг не дает забыть их смысл. 



Г. Форе (1845-1924).  «Шейлок» сюита для тенора и оркестра op.57 (1890)

Текст Э. Арокура (1856-1941) по пьесе В. Шекспира «Венецианский купец»

Prélude et chanson

Entr`acte

Madrigal

Épithalame

Nocturne

Final


Солист — заслуженный артист России Сергей Перминов


Французского композитора Габриэля Форе современники называли «французским Шуманом» и «сладкозвучным Орфеем». Дебюсси говорил, что Форе — «Мастер очарований», а французский композитор и критик П. Дюка утверждал, что «…его искусство отражало его самого... Форе с легкостью и неподражаемым изяществом подчиняет всякое внешнее впечатление своей внутренней гармонии». Не удивительно, что театральная музыка Форе привлекала внимание поклонников и коллег. 

В 1889 году композитор написал музыку к драме Э. Арокура «Шейлок», созданной по пьесе В. Шекспира «Венецианский купец». Премьера состоялась в парижском театре «Одеон» в декабре 1889 года. «Шейлок» выдержал 56 представлений, что было весьма значительным для того времени. Через год Форе объединил шесть номеров театральной музыки в сюиту, значительно расширив состав оркестра и введя партию тенора. «Изюминкой» сюиты считается №5 Ноктюрн, сопровождавший в спектакле сцену любовного свидания. Он был написан после короткого пребывания Форе в загородном доме своей покровительницы виконтессы Греффуле: «Я искал самую интересную музыкальную фразу «Венецианский лунный свет» для Шейлока, и я нашел ее! На это вдохновил воздух вашего парка». Впервые сюита была исполнена 17 мая 1890 года на концерте Национального музыкального общества в Париже с участием тенора Жюльена Лепрестра и оркестра общества под управлением Жана Габриэля-Мари. 

Форе имел привычку возвращаться к своим произведениям и редактировать их. Так случилось и с «Шейлоком». В 1894 году мелодия из «Ноктюрна» легла в основу Романса для виолончели с фортепиано, а в 1897 году номера с вокальной партией «Шансон» и «Мадригал» композитор переложил для голоса и фортепиано. 

В 1967 году инструментальная музыка из сюиты «Шейлок» вошла в партитуру балета Дж. Баланчина «Драгоценности».


Концертная программа проходит при закрытом панорамном окне

Продолжительность концерта 1 час 40 минут

Рекомендуемый возраст с 12-ти лет

Возраст12+

Длительность1 час 40 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

С.В. Рахманинов

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо