Терезин-квартет

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА 

Эрвин Шульхоф, Гидеон Кляйн, Павел Хаас, Ханс Краса
«Терезин-квартет»      

4 одноактных балета 

Постановка 2022 года. 


Постановка «Терезин-квартет» посвящена узникам концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941-1945 годы нацистским режимом были убиты 33 тысячи человек, а 88 тысяч человек депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти. Терезин был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 г

Программа:

#1 Павел Хаас. Струнный квартет №3 ор.15 (1938)

Хореограф — Алессандро Каггеджи

#2 Ханс Краса. Струнный квартет ор.2 (1921)

Хореограф — Татьяна Баганова

#3 Гидеон Кляйн. Партита для струнных (1944)

Хореограф — Максим Петров

#4 Эрвин Шульхоф. Пять пьес для струнного квартета (1923)

Хореограф — Александр Сергеев


Хореографы-постановщики — 

лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Алессандро Каггеджи (ассистент хореографа — Д.В. Павленко)

лауреат театральной премии «Золотой софит» Александр Сергеев 

лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Максим Петров

лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Баганова

Автор идеи, музыкальный руководитель Алексей Трифонов, художественный руководитель театра

Художник–постановщик — лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Этель Иошпа 

Художник по свету — лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Стас Свистунович

ВидеохудожникИгорь Домашкевич

Консультант проекта — Екатерина Барер 

Педагоги-репетиторы Елена Бекшаева, Заслуженный артист РФ Леонид Сычев, Заслуженная артистка Самарской области Анастасия Тетченко, Яна Дубровина

Концертмейстеры — Лариса Романова, Анна Тарнава, Улболсын Домашева

Струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale в составе:

Кристина Траулько (скрипка);

Мария Балабух (скрипка);

Мария Евдокимова (альт);

Анна Прохорова (виолончель).


Солисты балета театра:

#1 Павел Хаас. Струнный квартет №3 ор.15 (1938)

Татьяна Пельмегова 

Елизавета Каназаси 

Максим Просянников

Сюго Каваками 

Максим Муринский

Дмитрий Пельмегов 

Андрей Орлов 

#2 Ханс Краса. Струнный квартет ор.2 (1921)

Юлия Селивановская

Любовь Савукова 

Артем Зрелов 

Нурлан уулу Нуркубат

Екатерина Шуверова 

#3 Гидеон Кляйн. Партита для струнных (1944)

Виктория Мальцева 

Мария Аджамова

Александра Зрелова 

Сато Маюка

Алиса Карпычева 

Алексей Иванов

Каназаси Джотаро 

Илья Левай

Максим Просянников

Руслан Абдрахимов 

#4 Эрвин Шульхоф. Пять пьес для струнного квартета (1923)

Юлия Селивановская

Елизавета Каназаси

Эмилия Шахова

Алиса Гулевич 

Татьяна Гусева 

Любовь Савукова

Екатерина Шуверова

Нурлан уулу Нуркубат

Дмитрий Пельмегов
Артем Зрелов


«Мы ни в коем случае не сидели, плача и стеная, на брегах рек вавилонских, наша воля к культуре была адекватна нашей воле к жизни...». Виктор Ульман (1898–1944), австрийский и чешский композитор, в 1942 году депортирован в Терезиенштадт.

«Терезин. Квартет» — это 4 одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов — узников нацистских концлагерей.

Эрвин Шульхоф, Гидеон Кляйн, Ханс Краса и Павел Хаас — известные чешские композиторы, оказавшиеся в концентрационном лагере Терезиенштадт. Не смотря ни на что, они и там продолжали творить и писать музыку. 

Эрвин Шульхоф был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. Шульхоф родился в Праге в 1894 году в состоятельной еврейской семье. В 1932 году он основал джазовый квартет и работал над идеей создания джазовой школы по подготовке и трудоустройству джазовых музыкантов. По мере того, как жизнь становится всё сложнее для евреев и приверженцев «левых» убеждений, Эрвин Шульхоф всё больше проникается идеями коммунизма. В 1932 году он пишет музыку к Коммунистическому манифесту (это произведение никогда не исполнялось и долгое время считалось утерянным, его обнаружили в СССР только в 60-х годах). В 1941 году он получил советское гражданство и ждал визы для себя, своей жены и сына. Уверенный в успехе, он заранее отослал свои работы в СССР, что спасло творческое наследие композитора от уничтожения. 

23 июня 1941 года, на следующий день после нападения Гитлера на Советский Союз,  Эрвина Шульхофа бросили в тюрьму. Зимой 1941 года он был депортирован в концлагерь Вюльцбург в Баварии. Музыканту симпатизировал комендант лагеря, поэтому Шульхоф был избавлен от полевых работ. Но его здоровье быстро ухудшалось.  Преждевременная смерть композитора в концентрационном лагере Вюльцбург в 1942 году привела к почти полной потере его творческого наследия в истории музыки.

Гидеон Кляйн родился 6 декабря 1919 года в г. Пршерове в Моравии. 1 декабря 1941 года был депортирован в Терезиенштадт. Кляйн продолжал давать сольные концерты как пианист и исполнял камерную музыку со своими коллегами из Праги. Он участвовал в подготовке и музыкальном сопровождении спектаклей, аккомпанировал певцам. Среди музыкальных произведений, написанных в Терезине, были камерная струнная музыка, хоровые произведения, мадригалы на стихи Гельдерлина и Вийона, фортепианная соната, музыка для театра. В концлагере он встретился с молодым одаренным поэтом из Праги Петром Кином и написал на его стихи «Чумной город» песенный цикл для альта и фортепиано. 1 октября 1944 года Гидеон Кляйн был отправлен в Освенцим, а оттуда в Фюрстенгрубе, трудовой лагерь по добыче угля около Катовиц в Польше. Его не стало 27 января 1945 года в возрасте 26 лет.

Павел Хаас родился 21 июня 1899 года в Брно. Начал сочинять музыку с 14 лет. В 1920-1922 гг. учился в консерватории у выдающегося композитора Леоша Яначека. 2 апреля 1938 года в Брно состоялась премьера оперы Хааса «Шарлатан». 2 декабря 1941 года Хаас был отправлен в Терезиенштадт, где продолжал сочинять музыкальные произведения. Первая работа, созданная в концлагере, — хоральная композиция «Не оплакивайте» на основе еврейских текстов Давида Шимони. Затем последовали «Этюд для струнных инструментов» (1943) и «Четыре песни китайской поэзии» (1944). Оба произведения исполнялись заключенными Терезина и часто звучали в послевоенных музыкальных программах. 16 октября 1944 года Павла Хааса депортировали в Освенцим.

Ханс Краса родился 30 ноября 1899 года в Праге. Учился в Праге и в Немецкой музыкальной академии. Восхищался произведениями Игоря Стравинского. Несколько его произведений были опубликованы в Вене и Париже. Работал в качестве преподавателя по вокалу в Новой немецкой опере. В 20-х годах выступал в Соединенных Штатах и Франции. Создал несколько песенных циклов для оркестра и для фортепиано, симфонию для маленького оркестра, струнный квартет, кантату «Земля Господа», оперу «Обручение во сне» по новелле Достоевского «Дядюшкин сон», камерное произведение для клавесина и семи инструментов. После нескольких лет, проведенных в Терезине, 16 октября 1944 года был отправлен в Освенцим.


В проекте главенствует число 4. Здесь будет звучать музыка, написанная для струнного квартета. На сцене в каждом балете единовременно будет находиться от 4 до 8 человек.

Перед нами предстанет лагерь Терезин, который считался лагерем легкого содержания. Там собрали заключенных с очень высоким уровнем культуры и образования. Среди них оказалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В Терезине были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Но проходило время, и заключенных отправляли в лагеря, подобные Освенциму. 

На сцене — четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета  в постановке четырех известных российских хореографов. 

Алессандро Каггеджи

Лауреат премии «За лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса» на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Москве.

Обладатель приза за лучшую современную хореографию VII Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира».

Постановки: «Игра чудаков» Дж. Россини, «Тарантелла» Дж. Россини, 

В репертуаре Рas de deux из 1 акта («Жизель» А. Адана), Меркуццио, Бенволио («Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева), Шут, pas de trois («Лебедино озеро» П.И. Чайковского) и другие партии.

Александр Сергеев

Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». 

Первый солист и хореограф Мариинского театра. 

Постановки: " Двенадцать" Б.Тищенко (2022, Мариинский театр), «Не вовремя» Э. Вила-Лобоса,  «Фарфор» М.И. Глинки, «Пионерская сюита» Д.Д. Шостаковича, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха,  «Лакме» Л.Делиба  .  

Максим Петров

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» 2021г. в номинации «Балет — работа хореографа»

Постановки: премьера балета «Русские тупики» на музыку Настасьи Хрущевой в рамках проекта Studio Context Дианы Вишнёвой (2019), «Русские тупики – II» (2020, Мариинский театр), «Байка про лису, петуха, кота да барана», «Мавра», «Поцелуй феи» И.Ф. Стравинского (2021), «Послеполуденный отдых фавна» (2022), постановщик хореографии в операх «Война и мир» (режиссер Грэм Вик, 2014), «Золотой петушок» (режиссер Анна Матисон, 2015), «Самсон и Далила» (режиссер Яннис Коккос, 2016) в Мариинском театре.

Татьяна Баганова 

Многократный  лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».

 Танцовщица, хореограф, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы». Считается одной из главных фигур современной российской хореографии. Многие ее работы уже стали легендами. 

Сотрудничество с известными российскими режиссерами в опере: «Огненный ангел», «Манон Леско» (Большой театр России), «Макбет» (Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), «Екатерина Великая», «Яма» (Свердловский академический театр музыкальной комедии), «Травиата», «Кармен» (Екатеринбургский театр оперы и балета), «Лулу» (Баварская государственная опера), «Антигона» (Пермский академический Театр-Театр). Создала оригинальную версию балета «Весна священная» для Большого театра — спектакль открывал фестиваль «Век «Весны священной» — век модернизма». 


Продолжительность спектакля 2 часа 00 минут с одним антрактом




Возраст18+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарБалет

НаправленностьБалет, драма

Павел Хаас, Ханс Краса, Гидеон Кляйн, Эрвин Шульхоф

Пресса о спектакле

«Радио России», музыкальный обозреватель — Ольга Русанова

https://smotrim.ru/audio/2666609

«Независимая газета», обозреватель — Наталия Звенигородская 

https://www.ng.ru/culture/2022-12-01/7_8605_culture.html

«Музыкальная жизнь», обозреватель — Анна Коломоец 

https://muzlifemagazine.ru/tancy-v-adu/

«Российская газета» (Нижний Новгород), обозреватель — Светлана Кукина

https://rg.ru/2022/11/30/reg-pfo/v-nizhnem-novgorode-postavili-neobychnyj-balet.html

«Театрал», обозреватель — Лейла Гучмазова

https://teatral-online.ru/news/32629/

«Земля Нижегородская», обозреватель — Светлана Кукина

https://zem-nn.ru/?p=26327

«Российская газета», обозреватель — Анна Галайда

https://rg.ru/2022/12/14/reg-pfo/tancy-na-strelke.html#bounce

«Коммерсантъ», обозреватель — Татьяна Кузнецова

https://www.kommersant.ru/doc/5796451

«dianavishneva.com», обозреватель — Тата Боева

https://dianavishneva.com/yestlitanetsposlechego?fbclid=PAAaZWJzsEe3JLPrNGB_uX3zMSBpoPOgFG0nvHqgqtQbhSAwNYvR0HonO4fVE

ClassicalMusikNews.ru, автор — Майя Крылова

https://www.classicalmusicnews.ru/reports/terezin-quartet-2023/

Телеканал "НТВ", корреспондент Павер Рыжков

https://www.ntv.ru/novosti/2800015/


Галерея фотографий

Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
Терезин-квартет
отзывы (5)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо