Верди-гала
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 30 минут
Творческий проект "Концертные программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов" ежегодно проходит при поддержке Минкультуры России и содействии ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
Организатор - АНО "Культурная жизнь".
Исполнители:
Дирижер — Сабрие Бекирова, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания
Людмила Магомедова (сопрано), народная артистка России
Юлия Маточкина (меццо-сопрано), лауреат ХV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (I премия), лауреат международных конкурсов
Мария Калинина (сопрано), лауреат международных конкурсов
Сослан Кусов (тенор), лауреат международных конкурсов
Владислав Бирюков (баритон), лауреат международного конкурса
Матвей Пасхальский (бас), лауреат международного конкурса
Хор и оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Программа концерта:
1 отделение
1. Увертюра к опере «La forza del destino»/«Сила судьбы» (1862). Исп. Оркестр La Voce Strumentale
2. Дуэт Альваро и дона Карлоса «Invano, Alvaro, ti celasti al mondo…»/«Напрасно, Альваро, ты прятался от мира» из оперы «La forza del destino»/«Сила судьбы» (1862). Исп. Сослан Кусов и Владислав Бирюков
3. Ария Леоноры «Pace, pace, moi Dio»/«Мира, мира, мой Боже» из оперы «La forza del destino»/«Сила судьбы» (1862). Исп. Мария Калинина
4. Ария Прочиды «O tu, Palermo»/«О ты, Палермо» из оперы «Les vêpres siciliennes»/«Сицилийская вечерня» (1855). Исп. Матвей Пасхальский
5. Ария Графа Ди Луна «Il balen del suo sorriso»/«Взор ее прелестный и ясный» из оперы «Il trovatore»/«Трубадур» (1853). Исп. Владислав Бирюков
6. Ария Манрико «Di quella pira»/«На том погребальном костре» из оперы «Il trovatore»/«Трубадур» (1853). Исп. Сослан Кусов
7. «Miserere»/«Сжалься» из оперы «Il trovatore»/«Трубадур» (1853). Исп. Мария Калинина, Сослан Кусов
8. Ария Азучены «Stride La vampa»/«Пламя пылает» из оперы «Il trovatore»/«Трубадур» (1853). Исп. Юлия Маточкина
2 отделение
1. Марш из оперы «Aida»/«Аида» (1871). Исп. Оркестр La Voce Strumentale
2. Дуэт Аиды и Амнерис «Fu la sorte dell'armi»/«Судьба вашего войска» из оперы «Aida»/«Аида» (1871). Исп. Мария Калинина, Юлия Маточкина
3. Ария Радамеса «Celeste Aida»/«Небесная Аида» из оперы «Aida»/«Аида» (1871). Исп. Сослан Кусов
4. Ария Аиды «O patria Mia»/«О, моя Родина» из оперы «Aida»/«Аида» (1871). Исп. Мария Калинина
5. Дуэт Аиды и Радамеса «O terra addio»/«О, прощай, земля» из оперы «Aida»/«Аида» (1871). Исп. Людмила Магомедова, Сослан Кусов
6. Ария Эболи «O Don Fatale»/«О, дар роковой» из оперы «Don Carlos»/«Дон Карлос» (1867). Исп. Юлия Маточкина
7. Ария Короля Филиппа «Ella giammai m’amò!»/«Нет, не любила меня…» из оперы «Don Carlos»/«Дон Карлос» (1867). Исп. Матвей Пасхальский
8. Ария Родриго «O Carlo, ascolta»/«О, Карлос, послушай» из оперы «Don Carlos»/«Дон Карлос» (1867). Исп. Владислав Бирюков
9. Песенка Эболи «Nei giardin del bello»/«В садах красоты» из оперы «Don Carlos»/«Дон Карлос» (1867). Исп. Юлия Маточкина
Джузеппе Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi 1813-1901) — центральная фигура Золотого века итальянской оперного искусства. Композитор написал 26 опер, большая часть из которых по сей день идет на сценах крупнейших театров мира. Главным героем его сочинений был Человек во всех проявлениях чувств, побед и ошибок, страстей и разочарований. Но в отличие от веристов (художников, преподносящих жизнь в развитии «от любви до ненависти»), Верди считал, что «Подражать действительности неплохо, но еще лучше творить действительность... Копируя ее, можно сделать лишь фотографию, а не картину».
Доминирующим жанром в творчестве итальянского Маэстро была опера. Конечно, он работал и в других жанрах, но таких произведений не много, и звучат они гораздо реже оперных полотен композитора.
Зная до тонкостей природу вокального исполнительства, Верди писал оперные партии так, что певец имел возможность продемонстрировать публике всю красоту своего тембра. Но это не значит, что оперные тексты Верди просты. Они насыщены сложнейшими пассажами и предъявляют высокие требования к гибкости и выразительности голоса. На первый план композитор всегда выводил вокалиста, создавая комфортное для исполнителя оркестровое сопровождение. А роскошный вердиевский оркестр звучал во всей красе в увертюрах и инструментальных номерах действа. «Голос и мелодия для меня всегда будут самым главным», —говорил Верди.
Первую оперу «Oberto, Conte di San Bonifaci» / «Оберто, граф Сан Бонифачо» Дж. Верди написал в 26 лет, — в 1839 году состоялась успешная премьера в миланском театре Ла Скала. Последней стала комическая опера «Falstaff» / «Фальстаф», созданная по настоянию либреттиста А. Бойто: «После того как Вы выразили все стоны и жалобы человеческого сердца, закончить потрясающим взрывом веселья!». Верди согласился: «…какая радость! Иметь возможность сказать публике: „Мы еще здесь! Вперед!“». Триумфальная премьера «Фальстафа» в Ла Скала в 1893 году вылилась в национальное торжество.
16 ноября в программе «Верди-гала» прозвучат вокальные и оркестровые фрагменты оперных сочинений Джузеппе Верди. Гостями концерта станут дирижер Сабрие Бекирова — талантливый музыкант, обладающая блестящей дирижерской техникой, имеющая большой оперный и симфонический репертуар, и звезды мировой оперной сцены: народная артистка России Людмила Магомедова и солистка Мариинского театра Юлия Маточкина.
Сабрие Бекирова, дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания
Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классам скрипки (1990) у профессора Е. А. Комаровой и оперно-симфонического дирижирования (2000) у профессоров И. А. Мусина и Ю. Х. Темирканова.
С 1996 по 1998 — приглашенный дирижер Карельской Государственной филармонии.
В 1997 и 1998 участвовала как педагог в международных мастер-классах по оркестровому дирижированию, проводимых при поддержке Института дирижеров (Северная Каролина, США). С 2000 по 2002 — дирижер театра « Санктъ-Петербургъ Опера». В 2002 заняла пост дирижера Санкт-Петербургского симфонического оркестра популярной и классической музыки, с которым выступала в различных концертных залах Санкт-Петербурга в течение 5 лет.
Участник многих престижных международных фестивалей, среди которых: Международный фестиваль «Тime of Music» (Финляндия 2004), Международный фестиваль «Звуковые пути» / «Sound ways» (1996-2003), «Терем – Фестиваль мировой музыки»с известным нидерландским ансамблем солистов «Sexteto – Canqenque» (Kaрел Kраенхов), Санкт - Петербургский фестиваль «Музыкальная весна»(2004 г).
Выступала с симфоническим оркестром Радио и Телевидения Финляндии, симфоническим оркестром Мариинского театра, симфоническим оркестром Камерной филармонии Санкт-Петербурга. Постоянно сотрудничает с такими коллективами как: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Симфонический оркестр Радио Армении (Ереван), Aкадемический симфонический оркестр Государственной филармонии на Кавказских Минеральных водах, Сочинский камерный оркестр.
С 2004 по 2008 преподавала дирижирование в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств.
С 2008 по 2011 занимала пост Главного дирижёра Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Художественный руководитель театра — Л. Гергиева). За это время осуществила постановки опер: «Иоланта», «Евгений Онегин» Чайковского, «Манон Леско» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, «Травиата», «Трубадур» Верди и других. Ежегодно принимала участие в фестивале искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой».
За огромный вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания в 2009 удостоена Почётной грамоты от Парламента Республики. Лауреат премии «Театральная маска»-2009 в номинации «Лучшая дирижёрская работа» за спектакли «Кармен» и «Фауст».
25 марта 2010 года за заслуги в развитии музыкального искусства в Республике Северная Осетия-Алания присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия –Алания».
С 2011 по 2015 преподавала дирижирование в Музыкальном Колледже им. Римского-Корсакова, сочетая преподавательскую деятельность с концертными выступлениями как дирижёр. С 2014 — приглашённый дирижёр Государственного Академического симфонического оркестра Республики Башкортостан.
В 2014 была приглашена во Францию как дирижёр для осуществления постановок опер «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Обручение в Монастыре» Прокофьева в оперном театре Капитолия Тулузы.
С 2015 по 2021 работала в качестве профессора оркестрового дирижирования в Институте высших искусств г. Тулузы (Institut suprieur des Artes de Toulouse). Одновременно сотрудничала с Национальным симфоническим оркестром Капитолия Тулузы (ONCT).
В 2016 выступала с симфоническим оркестром Оперы и Филармонии Подляска-Белыйсток в Польше (Opera i Filharmonia Podlaska-Bialystok).
В настоящий момент выступает и работает в качестве дирижера в России. В 2023 выступила с концертами в Концертном зале филиала Мариинского театра во Владикавказе, в Большом зале Московской консерватории с оркестром «Новая Россия».
Людмила Магомедова (сопрано), народная артистка России
Окончила Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) по классу сольного пения Народного артиста СССР Владислава Ивановича Пьявко.
В 1986-1989 — стажёр Большого театра.
В 1988 совершила свою первую зарубежную гастрольную поездку – в Румынию. После успешного выступления в партии Леоноры в «Трубадуре» получила приглашение исполнить «Норму» на Международном оперном фестивале в Румынии. Певица стала первой российской исполнительницей партии Нормы на российской и московской сцене в 1991 году.
С 1989 по 1996 — солистка Государственной немецкой оперы.
Людмила Магомедова активно гастролировала в Австрии, Азербайджане, Венгрии, Испании, Италии, Норвегии, Франции, Швейцарии... Совершала триумфальные турне по городам Англии, Бельгии, Германии, Ирландии.
Она является первой российской исполнительницей сложнейшей партии Абигайль, считающейся за гранью возможностей женского организма. На премьере спектакля в Большом театре был Тонино Гуэрра. Он назвал его самым сильным из всех, которые ему когда-либо доводилось видеть. До этого певица исполняла партию в Австрии, Англии, Германии, Ирландии.
В Большом театре Людмила Магомедова также исполняла Леонору в опере «Сила судьбы» Дж. Верди и главную партию в постановке «Турандот» Дж. Пуччини. С этим спектаклем гастролировала в Латвии и Швеции.
В 2005 современный итальянский композитор Бруно Контини поставил спектакль «Анастасия» на сцене Московского театра «Новая Опера». Людмила Магомедова стала первой исполнительницей драматической партии Анастасии.
Также певица приняла участие в уникальном шоу «Аида в огне» в Германии и Мексике.
На оперных сценах и концертных площадках мира её партнерами были Тео Адам, Ирина Архипова, Мауро Аугустини, Мартина Арройо, Иво Винко, Фьоренца Коссотто, Уте Трекель, Владислав Пьявко, Бруно Себастиан и многие другие. В Германии она работала со знаменитым немецким оперным режиссёром Эрхардом Фишером.
В 2006 Людмиле Магомедовой присвоено почётное звание Народной артистки России. Певица награждена медалью «В память 850-летия Москвы», золотой именной медалью № 1 и премией Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве в последнее десятилетие XX века», удостоена награды «Золотая плака Чистернино» на юге Италии за партию Тоски и серию концертов итальянской оперной музыки.
Выступала на сцене Большого театра России в качестве приглашённой солистки.
Живёт и работает в Москве. Ведёт преподавательскую деятельность.
Юлия Маточкина (меццо-сопрано)
• Лауреат ХV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург, 2015; I премия)
• Лауреат IX Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (Тихвин, 2015; I премия)
• Лауреат Конкурса конкурсов вокалистов XXVI Собиновского музыкального фестиваля (Саратов, 2013; I премия)
Родилась в городе Мирном Архангельской области. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию им. А. К. Глазунова (класс профессора Виктории Гладченко).
В 2009-2015 — солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
С 2015 — в составе труппы Мариинского театра.
Международное признание принесла победа на Конкурсе им. П. И. Чайковского в 2015.
В 2018 дебютировала на сцене Большого театра в партии Кармен.
В 2019 дебютировала на Зальцбургском фестивале, где выступила в роли Федерики в концертном исполнении «Луизы Миллер» Верди.
В сезоне 2021–2022 дебютировала в Парижской опере (Марфа в «Хованщине»), Метрополитен-опере (Маддалена в «Риголетто»), Ла Скала (Ульрика в «Бале-маскараде»), на фестивале «Арена-ди-Верона» (титульная партия в «Кармен»; вердиевский оперный гала-концерт с участием Пласидо Доминго), а также спела в Чикаго Ульрику в концертном исполнении «Бала-маскарада» под управлением Риккардо Мути, выступила в Гамбургской государственной опере (Федерика в «Луизе Миллер»), Немецкой опере в Берлине (принцесса Эболи в «Дон Карлосе»), участвовала в исполнении Реквиема Верди в Утрехте (Нидерланды).
В сезонах 2022 и 2023 дебютировала на ведущих сценах мира: в Цюрихской опере (Азучена в «Трубадуре» 2022), Большой театр (Ортруд в «Лоэнгрине» 2023), на сцене Ковент-Гарден (Эболи в «Доне Карлосе» 2023); в Метрополитен-опере (Эболи «Дон Карлосе» 2022), в Национальной опере Амстердама (Реквием Верди), в Римской опере и в Балтиморе (2023), на фестивале в Вербье с Д. Гатти (июль 2023), в Токио (Ульрика в «Бал Маскараде» с Р. Мути 2023), Опера Бастий (Париж, Марфа в «Хованщине»), Метрополитен-опера (Нью-Йорк, Маддалена в «Риголетто»), Ла Скала (Милан, Ульрика в «Бале-маскараде»), Арена ди Верона в титульной партии Кармен, и в концерте Верди опера-гала с Пласидо Доминго. Состоялись выступления певицы в Чикаго под управлением Риккардо Мути (Ульрика в концертном исполнении оперы «Бал-Маскарад»), в Гамбургской опере (Федерика в опере «Луиза Миллер»), в Дойче опер (Берлин, Эболи 2021), в Утрехте (Голландия «Реквием» Верди).
Наиболее значимые события сезона 2023/24 выступления в берлинской Deutsche Oper в партиях Ортруд («Лоэнгрин») и Амнерис («Аида»), в дрезденской Semperoper в партии Эболи («Дон Карлос»), в Баварской государственной опере в Мюнхене в партии Азучены («Трубадур»), Ульрики («Бал-маскарад»), Венеры («Тангейзер»), партии меццо-сопрано в «Реквиеме» Верди в Цюрихской опере, а также Амнерис в Токио на Tokyo Spring Festival, и Далила («Самсон и Далила») в оперном театре Тенерифе.
В Мариинском театре в репертуаре более трех десятков ролей, включая Кармен, Амнерис в «Аиде», Принцессу Эболи в «Доне Карлосе», Кундри в «Парсифале», Венеру в «Тангейзере», Маргариту в «Осуждении Фауста», Далилу в «Троянцах», Сантуццу в «Сельская чести», Иоанну в «Орлеанской деве», Марфу в «Хованщине», Любашу в «Царской невесте», Ортруду в «Лоэнгрине» и др. Исполняет сольные партии в Реквиеме Моцарта, Реквиеме Верди, Stabat Mater Перголези, во Второй и Восьмой симфониях Малера, в Девятой симфонии Бетховена, в драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта», в кантате «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, Глаголической мессе Яначека, Stabat Mater Россини, «Лунном Пьеро» Шенберга.
Выступает с сольными камерными программами в Концертном зале Мариинского театра.
В ведущих партиях выступает в Большом театре России, Берлинской Дойче-опер, Римской опере, Опере Лос-Анджелеса, в Большом театре Лисеу, на Зальцбургском фестивале, Эдинбургском фестивале, на фестивалях в Вербье, Баден-Бадене, «Би-би-си Промс» в Лондоне, на фестивалях Валерия Гергиева в Миккели (Финляндия) и Роттердаме, на фестивале музыки Берлиоза в Ла-Кот-Сент-Андре. С гастролями Мариинского театра была в Австрии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Франции, Японии, Швейцарии, Италии, Германии, Китае, США, Испании.
Постоянная участница Московского Пасхального фестиваля и «Звезд белых ночей».
Возраст12+
Длительность2 часа 30 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт