Фестиваль Болдинская осень

Первый фестиваль состоялся в 1986 году, а, начиная со второго, который прошел в 1988 году, «Болдинская осень» проводиться ежегодно. Учредителями фестиваля в 1986 году были Министерство культуры Российской Федерации, Управление культуры Горьковского облисполкома и Нижегородский (тогда Горьковский) государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Единственный в мире праздник оперного и балетного искусства, посвященный А.С. Пушкину по праву носит прекрасное символическое название и проводится на Нижегородской земле, потому что здесь, в родовом имении Пушкиных, куда Александр Сергеевич приезжал в 1830, 1833 и в 1834 году, произошло поэтическое чудо, подарившее миру Болдинскую осень великого поэта.

«Идея пушкинского музыкального фестиваля прекрасна. Название его тоже оправдано, так как с Болдином связан один из ярчайших периодов творчества Пушкина. Вообще трудно себе представить русскую музыкальную культуру без Пушкина. Я хочу пожелать новому фестивалю счастливой судьбы, потому что такие музыкальные праздники в любой форме импульсируют интерес зрителя, слушателя» — напутствовал «Болдинскую осень» участник I фестиваля(1986 г.) народный артист России, дирижер Большого театра Фуат Мансуров.

«Мне думается, фестивалю «Болдинская осень» суждена долгая жизнь, ибо неисчерпаемы произведения Пушкина, которые легли в основу уже написанных музыкальных произведений. И еще многие пушкинские сюжеты могут стать основой для создания новых опер и балетов. Всякое прочтение Пушкина – абсолютно удачное, наполовину удачное, экспериментальное – все равно многое дает, особенно для людей, занимающихся вопросами театра, любителей искусства» — Николай Эльяш, профессор, заслуженный деятель искусств России. «Сколько бы нас не делили в рамках СНГ или как-то еще, Пушкина не разделить, он — наш, общий. Он душа всех нас, но он и выше нас – явление космического порядка. С этими мыслями я выходил на болдинскую сцену, хожу по болдинской земле, этими же мыслями наполняюсь каждый раз, когда прикасаюсь к его творчеству». — Анатолий Соловьяненко, народный артист СССР.

«Болдинская осень» приглашает дирижеров и композиторов, хореографов и художников, артистов оперы и балета, режиссеров, музыковедов и театральных критиков, журналистов – всех, кто в своем творчестве и деятельности обращается к Пушкину.

Всероссийский по статусу, он с самого начала по существу стал Всесоюзным, а, начиная с шестого, является Международным. В «Болдинской осени» принимали участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Казани, Риги, Львова, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Перми, Красноярска, Уфы, Челябинска, Чебоксар, Сыктывкара, Одессы. К нам на праздник приезжали из Испании, США, Польши, Германии, Японии, Аргентины, Югославии, Македонии, Италии, Чехии, Черногории, Польши.

В нем принимали участие: видные дирижеры – Фуат Мансуров, Александр Ведерников, Юрий Кочнев, Геннадий Проваторов, Владимир Рылов, Игорь Лацанич, Карлос Жираудо (Аргентина); пианист и дирижер Борис Блох (США, Германия); выдающаяся артистка и педагог Ирина Масленникова; знаменитые певцы – Александр Ведерников, Галина Борисова, Александр Ломоносов, Лариса Шевченко, Лютфияр Иманов, Анатолий Соловьяненко, Бела Руденко, Карлис Зариньш, Сольвейга Рая, Леонид Сметанников, Владимир Щербаков, Николай Путилин, Виталий Таращенко, Виктор Черноморцев, Мария Гаврилова, Лариса Рудакова; звезды русского балета – Никита Долгушин, Ольга Ченчикова, Людмила Семеняка, Равиль Багаутдинов, Татьяна Чернобровкина…

Публика Пятого фестиваля восторженно встречала воспитанников Пермского хореографического училища, привезенных в Нижний художественным руководителем училища, народной артисткой СССР Людмилой Павловной Сахоровой.

Для первого фестиваля Лилия Сабитова сочинила и исполнила на «Вечере балета» поэтико-танцевальное эссе «Ночь» на музыку П. Чайковского. Для пушкинского праздника испанский хореограф Луис Руффо поставил хореографическую миниатюру «Жар-птица» на музыку И. Стравинского, которую исполнили в Большом Болдине солисты Мадридского балета Роберто Сарсоса и Cария Хайбуллова, а певица из Японии Чихиро Кавадзоэ выучила партию Татьяны, исполнив ее на чистейшем русском языке. Анатолий Соловьяненко специально для концерта в Болдинском музее-заповеднике подготовил про-грамму, в которую вошли камерные вокальные произведения на пушкинские тексты.

Вначале была идея

У фестиваля есть своя история и добрые традиции, но в начале была идея. Она витала над театром с первых дней его жизни. Ведь не случайно вслед за «Князем Игорем», которым 24 октября 1935 года открылся первый в Нижнем Новгороде стационарный театр оперы и балета, 26 октября зрители увидели постановку «Евгения Онегина». Не случайно в репертуар Декады, посвященной памяти поэта и проходившей во втором сезоне, уже входили оперы «Евгений Онегин», «Русалка» и «Борис Годунов». 10 февраля, на второй день Декады, которую можно считать прообразом фестиваля «Болдинская осень», театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.

Основная идея фестиваля – представлять жизнь классических произведений на пушкинские сюжеты в музыкальных театрах страны и знакомить с новыми сценическими прочтениями сочинений Пушкина нашими современниками.

Зарубежные прелюдии

Двум фестивалям предшествовали зарубежные прелюдии: в 1995 году, в пору Болдинской осени, Пушкинский праздник начался гастролями в Германии. Тогда спектакли «Борис Годунов» и «Мазепа» с триумфом прошли в 10 городах Земли Северный Рейн-Вестфалия (Виттен, Дюссельдорф, Эссен, Дуйсбург, Хаген, Реклингхаузен…), а в 1998 году в Риме, в театре Олимпико состоялась премьера совместной постановки оперы А. Даргомыжского «Каменный гость», осуществленная нашим театром и Римской Академической филармонией.

Фестивальные программы

После первого фестиваля решено было не ограничиваться только пушкинским репертуаром, а включать в афишу премьеры, лучшие спектакли года, концертные программы и классические оперы и балеты, которые предоставляли бы гастролером возможность демонстрировать свое мастерство.