История театра

Народный дом

Театральная жизнь Нижнего Новгорода была насыщенной и разнообразной. Антрепризы, выступающие в Ярмарочном и городском театрах, открыли для нижегородцев оперу и балет, познакомили с опереттой.

5 ноября 1897 года советом «Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии» при активной поддержке Алексея Максимовича Горького было принято решение о строительстве Народного дома. В «Здании просвещения, труда и отдыха» планировалось расположить клуб, библиотеку и народный театр, где простые нижегородцы смогли бы приобщиться к разным видам и образцам культуры и искусства.

Проектирование и руководство строительством здания взял на себя молодой нижегородский инженер-строитель Павел Петрович Малиновский. Шаляпин дал в фонд строительства этого здания несколько благотворительных концертов. К началу 1900 года была собрана необходимая сумма.

5 сентября 1903 года концертом Фёдора Ивановича Шаляпина с участием концертмейстера Арсения Корещенко в Нижнем Новгороде открылся Народный дом. В программу вошли романсы Шуберта, Шумана, Мусоргского, Даргомыжского, Рубинштейна, Аренского, Кёнемана, Корещенко, Блейхмана, Соколова. Полторы тысячи зрителей восторженно встретили артиста. В ответ на слова благодарности Шаляпин до земли поклонился нижегородцам.

В «Нижегородском листке» 7 сентября 1903 г. было напечатано: «Надолго останется памятен нижегородцам концерт Ф.И. Шаляпина, открывший для публики Народный дом. Восторженные овации носили совершенно особый характер. Между певцом и публикой, впервые наполнившей Народный дом, установилась редкая в театральных стенах не эстетическая только, а также и нравственная связь. Весь концерт произвёл на нас одно цельное и могучее впечатление, как целен и могуч талант г. Шаляпина, редкий, родной нам талант».

Нижегородцы радовались первому Нижегородскому общедоступному театру. Но Народный дом как центр просвещения просуществовал всего 5 месяцев. По распоряжению властей, опасавшихся революционных настроений, он был закрыт.

Почти через 30 лет, 8 февраля 1931 года в газете «Нижегородская коммуна» была помещена статья «В Нижнем будет оперный театр»: «Горсовет постановил создать в Н. Новгороде постоянный оперный театр в здании Народного дома, которое необходимо переоборудовать…».  1 июня 1935 года Горьковский театр оперы и балета принял первых зрителей.

Первые театральные сезоны

Открытие театра оперы и балета в Горьком стало самым крупным культурным событием в жизни города в середине 30-х годов прошлого столетия. Было принято решение размесить театр в помещении бывшего Народного дома, построенного в 1903 году. Для этого здание Народного дома было реконструировано и переоборудовано. 

Открытие первого театрального сезона Горьковского музыкального театра состоялось 24 октября 1935 года премьерой оперы А. Бородина «Князь Игорь», осуществлённой силами стационарной труппы. Возглавила молодой творческий коллектив оперная певица (меццо-сопрано), режиссёр (первая женщина-режиссёр в истории отечественного оперного театра!), заслуженная артистка РСФСР Софья Дмитриевна Масловская. 

Второй премьерой театра стала постановка оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (режиссёр – С. Масловская). Первым балетным спектаклем в истории Горьковского театра стал «Дон Кихот» Л. Минкуса (балетмейстер-постановщик В. Кононович, 1936 г.) 

Со второго сезона, который открылся 1 октября 1936 года, театр возглавил Николай Васильевич Сулоев. 

В 1937 году в Горьковский театр оперы и балета после окончания режиссёрского факультета ГИТИСа имени А. В. Луначарского был направлен Борис Александрович Покровский. Именно здесь он начинал свой блистательный творческий путь, который привёл его к вершинам мировой оперной режиссуры. С 1938 по 1943 годы Б. Покровский являлся режиссёром, а с 1939 — художественным руководителем театра. 

Второй сезон работы театра совпал с широко отмечавшимся в стране 100-летием со дня смерти А.С. Пушкина. В связи с этой датой постановлением Облисполкома 11 февраля 1937 года на торжественном заседании общественности Горького театру было присвоено имя А.С. Пушкина. 

Предвоенные театральные сезоны были интересны гастролёрами. В балете «Светлана» Д. Клебанова с большим триумфом выступила известная балерина О. Лепешинская. В операх «Садко», «Фауст», «Риголетто» горьковчане услышали Д.Г. Бадридзе, в партии Альфреда в «Травиате» и в партии Герцога в «Риголетто» на горьковской сцене выступал С. Я. Лемешев, в партии Владимира Ленского горьковчане услышали И. С. Козловского. 

Последней предвоенной премьерой театра стала опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, показанная в сезон 1940-1941 годов. 

Войну Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина встретил на гастролях в Иваново.




Театр в годы войны

22 июня началась Великая Отечественна война. Театр спешно вернулся из Иваново в Горький и сразу же приступил к работе. Сезон 1941-1942 годов был открыт 26 июля оперой «Иван Сусанин» М. Глинки. 

В 1942 году состоялись две премьеры опер высокого патриотического звучания - В. Серова «Юдифь» в постановке Б. Покровского и опера Э. Направника «Нижегородцы». Основные идеи этих произведений – освободительная борьба и героический подвиг ради народа - были созвучны настроению зрителей. 

В годы войны с большим успехом шли на сцене театра балетные спектакли и оперетта, помогавшая людям хоть ненадолго забыть о тяготах военного времени и перенестись в безмятежный и счастливый мир музыки. В 1941 году состоялась премьера фокинской «Шопенианы», балета Р. Глиэра «Красный мак», оперетт «Цыганский барон» И. Штрауса, «Сильвы» И. Кальмана, Н. Стрельникова «Холопки». Постановки осуществляли Б.А. Покровский и М. М. Валентинов. 

В сезоне 1942-1943 годов артистическая семья Горьковского театра значительно возросла - прибыла оперная труппа из Белоруссии, эвакуированная из Минска. Наш театр стал домом для артистов, которые были вынуждены покинуть свою Родину. 

Зимний сезон 1943-1944 годов был открыт премьерой оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». 

Артисты Горьковского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной Войны принимали активное участие в работе фронтовых концертных бригад. Солистка театра Мария Чинёнкова вместе с бойцами Волховского фронта дошла до Берлина и приняла участие в концерте на ступенях поверженного Рейхстага. 

Юбилейный, десятый сезон Горьковского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина 1944-1945 годов совпал с великой Победой над фашистской Германией.



Советский период

Юбилейный десятый сезон в истории Горьковского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина 1944-45 годов счастливо совпал с годом Великой Победы. Вместе со страной, переживая трудности первых послевоенных лет, коллектив театра во главе с временно исполняющими обязанности режиссёра И. Я. Струковым и дирижёром Л. Любимовым приступил к кропотливому восстановлению спектаклей довоенного репертуара. 

На Горьковскую сцену вернулись оперы: «Пиковая дама» и «Чародейка» П. Чайковского, «Дубровский» Э. Направника, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, балеты: «Светлана» Д. Клебанова, «Дон Кихот» Л. Минкуса.

С 1947 года была возобновлена практика приглашения гастролёров. В Горьковском театре проходили гастроли выдающихся звёзд советской оперной и балетной сцены: Г. Нэлеппа («Пиковая дама». 1947 г.), В. Давыдовой («Царская невеста», «Кармен». 1949 г.), М. Максаковой («Кармен», 1950), Г. Улановой и М. Габович («Бахчисарайский фонтан», 1950), И. Козловского («Евгений Онегин», «Травиата», «Фауст», 1950 г.), С. Лемешева («Травиата», «Евгений Онегин», 1952 г.), П. Амиранашвили («Демон», «Риголетто», 1953 г.). М. Плисецкой («Лебединое озеро», 1953 г.), Л. Масленниковой («Проданная невеста», 1954 г.) и др.

В сезоне 1955-56 годов на Горьковской сцене гастролировали труппы Московской и Сталинградской оперетты, а в марте 1957 г. – артисты Бухарестского театра оперетты.

Выдающимся событием в жизни театра и всего города стала постановка оперы А. Касьянова «Фома Гордеев» в 1946 году. Композитор начал её сочинение для Большого театра перед самой войной. Однако, после Победы планы главного театра страны изменились и «Фома Гордеев» получил своё первое сценическое воплощение на родной Горьковской сцене. Премьера была приурочена к 10-летию со дня смерти А. М. Горького.

Постоянное пополнение афиши произведениями советских композиторов стало доброй традицией послевоенной репертуарной политики театра, основа которой была заложена ещё в первые годы. Опера И. Дзержинского «Тихий Дон», впервые поставленная на горьковской сцене в 1936 году ещё дважды возобновлялась в репертуаре. Опера А. Касьянова «Степан Разин» пережила три постановки. Творческая дружба с композитором Тихоном Хренниковым подарила театру две яркие премьеры – оперы «В бурю» (1956 г.) и «Мать» (1957 г.).

Расширяя и обогащая музыкальную палитру, творческий коллектив знакомил горьковчан с произведениями композиторов братских национальных республик. В разные годы были поставлены: опера «Даиси» З. Палиашвили (1950 г.) и балет Ф. Яруллина «Шурале» (1957 г.).  

В 1948 г. в репертуаре впервые появился спектакль для детей - балет «Доктор Айболит» И. Морозова.  

С большим успехом в 1956 году прошла премьера балета горьковского композитора А. Нестерова «Тимур и его команда». Балет был очень тепло принят публикой и шёл несколько сезонов. 

Воплощая на сцене современную тематику, постановочный коллектив уделял большое внимание классике. В послевоенные годы были поставлены оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (1948 г.), «Аида» Дж. Верди (1955 г.), «Мазепа» П. Чайковского (1949 г.), «Тоска» Дж. Пуччини (1948 г.), «Фауст» Ш. Гуно (1960 г.) и многие другие. 

Пропагандируя русское классическое оперное наследие театр часто обращался к постановке редко исполняемых и малоизвестных произведений, таких как оперы «Пан воевода» (1953 г.) и «Опричник» (1957 г.) П. Чайковского.

Такие масштабные постановки, как оперы «Садко» (1948 г.)  и «Золотой петушок» (1950 г.) Н. Римского-Корсакова, «Трубадур» Дж. Верди (1949 г.) и «Гугеноты» Дж. Мейебера (1950 г.) свидетельствовали о росте творческого потенциала коллектива.

Уже в первые послевоенные годы в театре наметилась тенденция к обновлению труппы. В конце 40-х – начале 50-х годов в театр пришли молодые талантливые исполнители – С. Тухнер, М. Мелехов, Г. Шульпин, П. Горохов, Е. Дружков. В 1956 году в оперную труппу влился молодой бас А. Сакулин, а в 1959 был приглашён молодой солист Новосибирского театра оперы и балета, тенор А. Бурлацкий. 

В 1954 году в постановке новой редакции оперы А. Касьянова «Степан Разин» центральная партия была поручена молодому певцу А. Суханову, недавнему выпускнику Горьковской консерватории. Великолепные вокальные и актёрские данные позволили ему создать колоритный образ народного героя.

В послевоенный период творческим коллективом Горьковского театра руководили незаурядные личности: c 1938 по 1954 годы главным дирижёром театра был А. Ерофеев, долгие годы главным режиссёром был М. Валентинов, в 1951 году в театр пришёл молодой, талантливый режиссёр М. Мордвинов.

Балетную труппу возглавляли: с 1938 по 1948 М. Цейтлин, с 1948 по 1956 г. – Г. Язвинский. С 1956 года главным балетмейстером театра стала Л. Серебровская.







Театр во второй половине XX века

В начале 60-х годов в театре уже сформировался свой стиль, свои закономерности, которым подчиняется жизнь коллектива. Постоянное пополнение основного репертуара операми и балетами, составляющими золотой фонд мирового классического наследия успешно сочеталось с работой над созданием «своих» спектаклей в сотрудничестве с современными композиторами. 

На афишах театра была достойно представлена советская классика: опера «Овод» А. Спадавеккиа (1961 г.), балеты С. Прокофьева «Каменный цветок» (1961 г.), «Золушка» (1963 г.), «Ромео и Джульетта» (1969 г.), опера К. Листова «Дочь Кубы» и др.

В 1968 году театр возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР П. Резников. В 1968 году главным режиссёром театра и балетмейстером стал заслуженный деятель искусств БССР О. Дадишкилиани. В 1969 году в качестве главного дирижёра был приглашён заслуженный деятель искусств РСФСР В. Бойков. Главным хормейстером был Г. Муратов. В таком руководящем составе театр встретил свой 45-й сезон. 

В эти годы творческий коллектив театра пополнился молодыми талантливыми исполнителями: в 1965 году в театр пришёл выпускник Львовской консерватории А. Правилов, в 1968 г. – выпускник Пермского хореографического училища В. Миклин, в 1974 г. – В. Степанов, в 1970 пришла выпускница Львовской консерватории Т. Казимирская, в 1972 - выпускница Одесской консерватории Л. Зырянова и др.    

В 1969 году к 100-летию В.И. Ленина была приурочена премьера оперы горьковского композитора А. Нестерова «Летят журавли» по пьесе В. Розова «Вечно живые». Премьера оперы состоялась 11 апреля 1970 года и прошла с огромным успехом и продержалась в репертуаре более десяти сезонов.  На Всероссийском фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, спектаклю и исполнительнице главной партии Вероники заслуженной артистке РСФСР К. Инкиной был присуждён Диплом I степени.

В театре установилась традиция время от времени возвращаться к ранее шедшим спектаклям, пересматривать постановки и режиссёрские решения. Так в 1971 году была поставлена опера М. Глинки «Иван Сусанин». Это было четвёртое воплощение шедевра великого русского композитора на сцене Горьковского оперного театра. В 1975 году в пятый раз в истории театра была возобновлена опера «Князь Игорь» А. Бородина. 

В сезоне 1978-79 годов в театре была осуществлена интересная постановка балета А. Хачатуряна «Спартак». «Главные художественные достоинства этого сочинения балетмейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР О. Дадишкилиани увидел в динамике образов, остроте формы, возможности ярко и интересно выявить драматургический конфликт этого произведения», - писал в своей статье известный нижегородский журналист С. Чуянов.

«Глубокое впечатление оставил вылепленный В. Миклиным образ Спартака, волевого, мужественного, сильного, подлинно народного вожака. Он – центральная фигура спектакля.» И. Елисеев «На музыкальной сцене».

Продолжая традицию сохранения и расширения пушкинского репертуара театр каждый год включал в премьерную афишу произведения на пушкинскую тематику. «Дубровский», Мазепа», «Пиковая дама», «Золотой петушок», «Борис Годунов» - вот далеко неполный список произведений, связанных с именем А. С. Пушкина. 

В 1986 году театр возглавила Анна Дмитриевна Ермакова. Под её руководством в этом же году был проведён Первый Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Основная идея фестиваля – представлять жизнь классических произведений на пушкинские сюжеты в музыкальных театрах страны и знакомить с новыми сценическими прочтениями сочинений Пушкина нашими современниками.

С 1988 года фестиваль проводится ежегодно и стал брендом Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.


В 21-е столетие

театр вошёл под руководством Анны Дмитриевны Ермаковой. Творческий коллектив возглавляли: главный дирижёр Евгений Борисович Шейко, главный режиссёр театра Отар Михайлович Дадишкилиани, главный хормейстер – Эдуард Альбертович Пастухов и главный балетмейстер Виталий Николаевич Бутримович. Главным художником театра был Евгений Алексеевич Спекторов. 
Несмотря на трудности «постсоветского периода», благодаря умелому управлению, театр в эти годы не только остался «на плаву», но и сумел осуществить ряд грандиозных проектов. 
Осенью 1994 года прошли триумфальные гастроли театра в городах Земли Северная Рейн-Вестфалия (Германия). Немецким зрителям были представлены спектакли «Борис Годунов» и «Мазепа». В 1998 году в Риме, в театре «Олимпико» состоялась премьера оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». Постановка была осуществлена Нижегородским театром совместно с Римской Академической филармонией. 
В 1993 году по инициативе В. Н. Бутримовича и А. Д. Ермаковой при поддержке Министерства культуры Нижегородской области и с благословения Народной артистки СССР Ольги Лепешинской и Народного артиста СССР, Героя социалистического труда Махмуда Эсамбаева было открыто хореографическое отделение Нижегородского театрального училища имени Е. Евстигнеева. Выпускники этого отделения сегодня составляют основной костяк балетной труппы театра. 
Нижегородский театр первым в России показал оперные спектакли на открытых площадках: представление оперы П. Чайковского «Чародейка» (1987 г.) и оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (1988 г.) у стен Нижегородского кремля, «Ивана Сусанина» - в Ипатьевском монастыре в Костроме (1988 г.). На рубеже веков Нижегородский театр достойно представлял Российское оперное и балетное искусство во Франции, Испании, Македонии, Германии, Китае, США. В 1994 году театр был удостоен звания «академический». 
В 1989 году в труппу театра влился Владимир Ермаков – певец яркого вокального и актёрского дарования. С его участием были сделаны фондовые записи спектаклей: «Тоска» Дж. Пуччини (Горьковское телевидение 1990 г.) и «Борис Годунов» М. Мусоргского (Канал «Культура», 1995 г.). Дирижировал спектаклями Народный артист РФ Владимир Бойков. В главных партиях выступали мастера Нижегородской сцены: народный артист РФ Александр Правилов, заслуженные артисты РФ Таисия Казимирская, Михаил Ларин, Дмитрий Суханов, заслуженные артисты Азербайджанской ССР Иван Сазонов и Владимир Ситников и др. 
В конце 90-х годов на балетной сцене Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина блистали выдающиеся танцовщики: заслуженные артисты РФ Елена Лебедева и Сергей Цветков, Елена Урюпина, Сергей Куракин, Леонид Сычёв. В 2001 году молодой солист балета Александр Бутримович стал Лауреатом IX Международного конкурса артистов балета в Москве и обладателем приза имени Вацлава Нижинского «Надежда Мирового балета». 
В конце 80-х начале 90-х годов на Нижегородском оперном небосклоне зажглись новые звёзды: заслуженные артисты РФ Нина Товстоног, Аида Ипполитова, Сергей Перминов, Владимир Кубасов, Елена Шевченко, Елена Мосолова, Наталья Черток, заслуженный артист Чувашии Геннадий Кораблёв и др. 
 
 
На рубеже веков, сохраняя в репертуаре классические спектакли в традиционном прочтении и стараясь идти в ногу со временем, театр осуществил ряд экспериментальных постановок, таких, как, например, «Скупой рыцарь» С. Рахманинова (постановка В. Агабабова, 1996 г.), «Человеческий голос» Ф. Пуленка (постановка О. Ивановой, 2004 г.), «Анна –Марина» Л. Клиничева (постановка А.Сергеева, мировая премьера 2016 г.) 
В марте 2014 года с большим успехом прошла премьера оперы-мюзикла «Коко Шанель: страницы жизни» нижегородского композитора Э. Фертельмейстера.