Спектакль для Вас! Э. Григ «Пер Гюнт»

Балет в 2-х действиях
Либретто Отара Дадишкилиани по мотивам одноимённой драмы Генрика Ибсена
Премьера 2009 год.
Запись 2011 год.

Балетмейстер-постановщик, хореография – заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Белоруссии, лауреат Пушкинской премии Нижегородской области и премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина Отар Дадишкилиани
Дирижёр-постановщик – Роман Демидов
Художник-постановщик – лауреат премии г. Нижнего Новгорода и премии «Творческая удача» Евгений Спекторов
Ассистент балетмейстера – заслуженный артист России Леонид Сычёв

Норвежский писатель и драматург Генрик Ибсен написал драму «Пер Гюнт» в 1867 году.  В 1874 году он решил отредактировать драму для постановки на сцене и обратился к известному композитору Эдварду Григу: «Обращаюсь к вам с этими строками по поводу одного плана… Я намерен приспособить для сцены «Пера Гюнта», который скоро выйдет третьим изданием. Согласны ли вы написать к пьесе необходимую музыку? Я вкратце укажу вам, как думаю приспособить пьесу». Началась работа.

В 1876 году в Кристиании состоялась премьера пьесы с музыкой Грига, которая в первый сезон выдержала 36 представлений с громадным успехом.

В 1912 году МХТ им. А.П.Чехова поставил драму в декорациях, созданных Николаем Рерихом.  По словам театрального критика Николая Эфроса, «Музыка Грига, иллюстрируемая декорациями Рериха, вот главное содержание, первенствующий интерес и сильнейшая прелесть спектакля…»

Заслуженный артист России Отар Дадишкилиани в 1966 году одним из первых обратился к музыкальной драме Ибсена-Грига в Минском оперном театре, став автором либретто, хореографии и постановщиком балета. В Нижегородском театре премьера балета состоялась 27 марта 2009 года.

В балете причудливо переплетаются фантастика и реальность, философские темы и красивые картины. В спектакле звучит музыка Грига, и не только из сюиты «Пер Гюнт»: в партитуру вошли пьесы композитора и знаменитый фортепианный концерт a – moll.

Главный герой Пер Гюнт старается обойти все сложности жизни без потерь. Девиз «Будь собой» заменяется у него на «Будь самим собой доволен». Ему безразлично, кем быть, и потому он с троллями готов быть троллем, с работорговцами — работорговцем, с обезьянами — обезьяной… Его заботит лишь то, чтобы эти превращения не были необратимыми. От страшной участи — стать жертвой неумолимого Мастера Пуговичника, воплощения Рока, Пера спасает Сольвейг: всю жизнь её любимый оставался самим собой лишь в её вере и надежде.

Конечно, это сказка. Но не зря же известный русский философ Николай Бердяев сравнил драму «Пер Гюнт» с Гётевским «Фаустом».

«Она сохранила, а он расточил… О, если бы можно начать все сначала…». Г. Ибсен «Пер Гюнт»