«Свадьба Фигаро». Премьера состоялась!

12,13 и 14 февраля в Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера знаменитой оперы В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро».

Этот спектакль должен был увидеть свет еще в апреле 2020 года как первая оперная премьера новой команды руководителей театра. Но пандемия поменяла планы.

«Это долгожданная премьера, и в ней воплощено многое из того, что изначально заявляла новая руководящая команда – она показала зрителям, что оперный театр может быть современным, технологичным, отвечающим сегодняшним реалиям. При этом постановщики максимально бережно и чутко отнеслись к аутентичности музыкального материала», — рассказал художественный руководитель театра Александр Топлов на пресс-конференции, состоявшейся в театре 10 февраля.

Постановщики спектакля очень творчески грамотно и профессионально выполнили стоявшие перед ними задачи.

Опера идет на итальянском языке. Поэтому одним из первых начал работать с участниками постановки коуч вокального итальянского языка дирижер из Италии Джанлука Пальюзо. После его занятий солисты с легкостью пели на языке Петрарки.

Дирижер-постановщик Иван Великанов добился от исполнителей на сцене и музыкантов в оркестре точного попадания в стилевые особенности музыки XVIII века. Это было в тембрах, динамике, гармоничном балансе звучания театрального оркестра и клавесина, на котором играл сам дирижер, сопровождая речитативы оперы. Интересно, что клавесин был заказан в мастерской Дмитрия Белова (г. Москва) специально для постановки «Свадьбы Фигаро» и выполнен по образцу старинных инструментов венецианских мастеров Джованни Антонио Баффо и Джованни Челестини.

Режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин, ни на шаг не отойдя от содержания и драматургии оперы, сделал для современных молодых певцов абсолютно комфортным существование в истории, придуманной почти 250 лет назад, а зрителей погрузил в состояние сиюминутности происходящих событий.

Масштабные декорации, созданные художником Виктором Шилькротом, функциональны, мобильны и активны. Стены, жалюзи, шкафы и даже огромная кровать с легкостью трансформируются, исполняя свои партии наравне с актерами.

Костюмы персонажей от художника Ирэны Белоусовой — современны и элегантны. Сохраняя общую эстетику спектакля, автор соединила в них стиль двадцать первого века и, словно созданные для карнавала, исторические детали -  напудренные парики и мушки.

Световая партитура в исполнении художника по свету Евгения Виноградова была сыграна великолепно, подчеркивая, а где надо и приглушая происходящее на сцене.

Страстный танец фанданго, поставленный хореографом спектакля Натальей Фиксель, стал одной из ярких сцен спектакля.

Молодые солисты театра прекрасно справились с непростой задачей исполнения музыки Моцарта, создав при этом яркие и абсолютно отличающиеся в разных составах сценические образы.

Фигаро – Олег Цыбулько, приглашенный участник премьеры, уже исполнивший эту партию в спектакле Большого театра России – уверенный в себе молодой мужчина, знающий, как добиться успеха и в жизни, и в любви. Виктор Ряузов преподнес нам Фигаро, обожающего свою невесту и приключения, весело и легко находящего выход из ситуации.

Очаровательная Сюзанна в исполнении Олеси Яппаровой находчива, смела и вполне в состоянии сама решить возникающие проблемы. Татьяна Иващенко – Сюзанна, влюбленная в Фигаро и готовая во всем его поддержать.

Светлана Ползикова в партии Графини Альмавива была невероятно женственной и мягкой, а Елена Сизова – хозяйкой богатого дома с непростым характером.

Олег Федоненко представил нам Графа Альмавива самоуверенным состоятельным бизнесменом. Граф Алексея Кошелева – слегка высокомерный аристократ, который старается сохранить renommé в предлагаемых обстоятельствах.

Керубино – взбалмошный подросток у Екатерины Платоновой и милый юноша у Ольги Борисовой, хитрец Базилио – Николай Печенкин и Алексей Доронин, очаровательная Марцелина Надежды Масловой и Екатерины Ясинской, важный Бартоло и хозяйственный Антонио – Вадим Соловьев и Рустам Касимов, непосредственная кокетка Барбарина – Евгения Авдеева и Анастасия Машковцева, артисты хора, каждый со своим характером…

Камеры, которые сопровождают действие и транслируют его на экраны в режиме реального времени, позволяют, словно через замочную скважину, наблюдать за человеческими страстями. Возможно и мы, не замечая этого, существуем в зоне постоянного наблюдения…

Все события с помощью камер видеонаблюдения транслировались на большие экраны в режиме реального времени, позволяя рассмотреть малейшие детали происходящего. Преодолеть языковой барьер помогало табло с подстрочным переводом на русский язык.

Три премьерных дня стали ярким событием для всех его участников. Новый, современный, стильный спектакль пополнил репертуар театра. Это подтвердили зрители, которые три вечера провели на «Свадьбе Фигаро» — овации сопровождали ход спектаклей и завершали каждый из них.

«Несмотря на то, что мы перенесли время и действие оперы в XXI век, но суть композитора и всю сюжетную линию мы сохранили. Моцарт обогатил пьесу Бомарше своей гениальной музыкой. И я бы назвал «Свадьбу Фигаро» не «опера-буффа», а «лирическая комедия». Здесь есть не только над чем посмеяться, но и над чем поплакать и посопереживать героям»,   сказал на встрече с журналистами Дмитрий Белянушкин.

Мы поздравляем всех, причастных к премьере! Желаем спектаклю долгой и счастливой сценической судьбы!

С премьерой, дорогие друзья!

 

Фотографии Ирины Гладунко