«Света истины сиянье»
В чем состоит счастье? Как встретить его на жизненном пути? Кому открывается «света истины сиянье» (из финального хора оперы П.Чайковского «Иоланта»)? На эти вопросы постараются ответить герои спектаклей, которые пройдут в ближайшие выходные в Нижегородском театре оперы и балета.
16 января в субботу приглашаем посмотреть оперу П. Чайковского «Иоланта».
Лучезарная и, увы, последняя опера композитора впервые в нашем театре была поставлена в год 100-летнего юбилея Чайковского в 1940 году Борисом Покровским – тогда начинающим, а потом величайшим оперным режиссёром. С того времени «Иоланта» не покидает репертуара театра. И сегодня, когда весь мир отмечает 180-летие со дня рождения композитора, звучит по-прежнему актуально.
Петр Ильич Чайковский взял за основу оперы драму датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене», перевод которой прочел в 1884 году. По словам композитора, «Дочь короля Рене – это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе». Либретто написал родной брат Петра Ильича Модест Чайковский по версии драмы, подготовленной Владимиром Зотовым для постановки в Московском Малом театре.
Сочинение Герца оказалось очень созвучно мыслям и чувствам композитора, увлекающегося философией Бенедикта Спинозы и восточными учениями: мир материальный и мир духовный существуют в гармонии и единстве. Когда Чайковский получил заказ на одноактную оперу для показа в один вечер с балетом «Щелкунчик», сомнений в выборе сюжета не было. «Иоланта» написана за пять месяцев и полностью завершена в декабре 1891 года.
Непродолжительная по объему опера глубока по содержанию и по сей день современна:
«…если бы у них была хоть искорка божественного света, они не безумствовали бы столь высокомерно, но учились бы разумнее почитать бога и выделялись бы среди других не ненавистью, как теперь, но, наоборот, любовью; они не преследовали бы столь враждебно людей, разно с ними мыслящих, но скорее жалели бы их (если только они боятся за их спасение, а не за свое благополучие)», — пишет Спиноза, словно обращаясь к живущим в XXI веке.
«…прежде, чем открыть для света
Мирские, смертные глаза,
Нам нужно, чтобы чувство это
Познать сумела и душа», — дает совет герой оперы мавританский врач Эбн Хакиа.
Чем наполнить свою жизнь – самоутверждением и самолюбованием или любовью и счастьем взаимопонимания? Об этом предлагает поразмышлять великий Чайковский в своей последней опере «Иоланта».
Главные партии в спектакле исполнят: Светлана Ползикова (Иоланта), Евгений Скорочкин (Водемон), Михаил Наумов(Рене), Олег Федоненко (Роберт), Владимир Кубасов (Эбн Хакиа). Дирижер – Сергей Вантеев.
Начало спектакля в 18.00.
17 января в воскресенье в афише театра балет Э. Грига «Пер Гюнт» по одноименной драме Генрика Ибсена.
«Будь самим собой доволен» — с таким девизом идет по жизни главный герой. Но этот путь никуда не ведет. Счастье человека – быть самим собой! Истинная любовь и настоящая жизнь долгие годы ждали Пера в родной деревне в преданном сердце Сольвейг.
В нашем театре «Пер Гюнт» впервые вышел на сцену в 1964 году в постановке балетмейстера Любови Серебровской, дирижера Адольфа Войскунского и художника Василия Баженова.
Через 45 лет в 2009 году новую постановку балета на музыку Э. Грига осуществил Заслуженный артист РФ Отар Дадишкилиани, выступив как автор либретто и хореограф спектакля. «Не думалось и не гадалось, что история Пера Гюнта окажется вдруг созвучной проблемам и ситуации нынешнего времени» — писал после премьеры нижегородский журналист Сергей Чуянов.
Кстати, спектакль театра «Пер Гюнт» стал одним из самых долгожданных в период онлайн-общения с нашими зрителями.
17 января в главной партии – премьер Нижегородского балета Василий Козлов. Впервые партию Сольвейг исполнит Юлия Селивановская. Дирижер – Роман Демидов.
Начало спектакля в 18.00.