А.Т. Гречанинов "Добрыня Никитич"

А.Т. Гречанинов «Добрыня Никитич»    

Опера в трех актах, четырех картинах — полусценическое исполнение

Либретто композитора по русским былинам



Дирижер — Борис Схиртладзе

Режиссер — Мария Шестерикова

Нижегородский русский народный оркестр имени В.А. Кузнецова

Солисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Хор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки



В 1895 году Александр Гречанинов (1864-1956) оканчивает Петербургскую консерваторию. К этому времени он — автор Первой симфонии, струнных квартетов, духовной музыки. И вот теперь, не без влияния своего педагога и наставника Н. А. Римского-Корсакова и его «Садко», композитор начинает работу над своей первой оперой. 

«Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче… Сцену я люблю, хорошо ее чувствую и, мне кажется, либретто «Добрыни Никитича» составил не плохо. В январе 1896 года я начал писать музыку и к весне было сделано порядочно,» — вспоминал Александр Тихонович в книге «Моя жизнь». Ежедневно пропадая в читальном зале Публичной библиотеки, композитор изучал литературные источники. В основу либретто легли три былины «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». 

Работа над новой оперой продолжалась несколько лет. Но уже в 1899 году в Ялте, во время случайной встречи с солистом Мариинского театра Митрофаном Чупрынниковым Гречанинов предложил исполнить на концерте вторую песню Алеши Поповича «Расцветали в поле цветики». Премьера прошла с огромным успехом и бисированием. Кстати, по сей день вторая песня Алеши остается одним из самых популярный концертных номеров и самым известным фрагментом оперы. 

В 1901 году опера, посвященная композитором жене Вере Ивановне Гречаниновой, была завершена и оркестрована. Мечтая увидеть «Добрыню Никитича» на сцене Большого театра в Москве, Гречанинов обратился к главному дирижеру театра Ипполиту Альтани с просьбой послушать оперу. Произведение вдохновило Альтани. Вскоре принятый комиссией «Добрыня» был назначен к постановке, а Москва заговорила о новой опере. Познакомившись с клавиром, Н. Римский-Корсаков написал своему ученику: «…в общем радуюсь на оперу вашу и считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку».

Премьера оперы А. Гречанинова «Добрыня Никитич» состоялась 14 октября 1903 года в Московском Большом театре под руководством дирижера И. К. Альтани. Главные партии исполнили Ф. Шаляпин — Добрыня, А. Нежданова — Забава. Первой Настасьей Микуличной стала Н. Салина — одна из лучших исполнительниц сопранового репертуара. Единственное, что огорчало Гречанинова, это отказ дирекции театра поставить в один спектакль Федора Шаляпина-Добрыню и Леонида Собинова-Алешу из-за постоянных размолвок между ними и их поклонниками. Но даже без великого тенора «Добрыня Никитич» имел большой успех в Москве и был показан 12 раз в сезоне. Затем его увидели в Киеве и Петербурге. В 1917 году опера ушла из репертуара театров.  

Возвращение созданного в лучших традициях русской эпической оперы «Добрыни Никитича» состоялось в 1943 году, когда сочинение прозвучало по радио в блокадном Ленинграде в исполнении Русского оркестра В.В. Андреева и солистов ленинградских театров. 



Действующие лица и исполнители:

Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас) — Виктор РяузовМаксим Орлов

Забава Путятична, его племянница (сопрано) — Татьяна ИващенкоИрина Котова

Добрыня Никитич, богатырь (бас) — Владислав БирюковГеоргий Екимов 

Настасья Микулична, жена его (сопрано) — Светлана ПолзиковаЕлена Сизова

Мамелфа Тимофеевна, мать его (меццо-сопрано) — Елена Шевченко

Алеша Попович, богатырь (тенор) — Сослан Кусов

Марина, чародейка, живет у Змея Горыныча (меццо-сопрано) — Карина ХэрунцВалерия Горбунова

Придверник на пиру у князя Владимира (тенор) — Дмитрий БелянскийАлександр Гостев

Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча — Хор Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки


Краткое содержание.

Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.


На дворе киевской усадьбы Добрыни Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну. Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир отправил его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, но только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. 

Появляется Алеша, поет Насте песни и пытается ухаживать за ней. На крик Насти входит Мамелфа и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.

Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Марина в гневе: Змей забыл ее, украв Забаву.

Появляется Добрыня с головой Змея. Он рад встрече с прятавшимся здесь Алешей, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Из терема выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.

В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Привороженный, он забывает Настю и объясняется красавице в любви. Алеша, увидев происходящее, спешит в Киев, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. 

Добрыне тревожно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он требует от Марины освободить пленников. Волшебница отказывается, оборачивается птицей и улетает. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.

В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича, который рассказывает о своих «подвигах» и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что в терем пришел калика перехожий. Переодетый Добрыня с гуслями просит разрешения спеть песню. Владимир уступает. «Калика» славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в вино кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и молит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя. Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.



Продолжительность 2 часа 00 минут

Рекомендуемый возраст с 12-ти лет


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьОпера

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо