Б.А. Чайковский. Д.Д. Шостакович. М.С. Вайнберг
Б.А. Чайковский «Военная сюита».
Д.Д. Шостакович Квартет №8, «6 романсов на стихи британских поэтов»
М.С. Вайнберг Еврейские песни op. 13, 17
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 20 минут
Исполнители:
Анастасия Джилас (сопрано)
Сергей Писарев (тенор)
Георгий Екимов (бас)
Софья Журкина (фортепиано)
Людмила Горохова (фортепиано)
Солисты оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Кристина Траулько (скрипка)
Мария Балабух (скрипка)
Мария Евдокимова (альт)
Анна Прохорова (виолончель)
Владимир Губченко (кларнет)
*Программа концерта:
Д.Д. Шостакович (1906-1975). 6 романсов на стихи британских поэтов для баса и фортепиано op. 62 (1942)
«Сыну» («To His Sonne») на стихи У. Ралея (1554-1618) в переводе Б. Пастернака (Л.Т. Атовмьяну)
«В полях под снегом и дождем…» («O Wert Thou in the Cauld Blast») на стихи Р. Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (Н.В. Шостакович)
«Макферсон перед казнью» («Macpherson`s Farewell») на стихи Р. Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (И.Д. Гликману)
«Дженни» («Jenny») на стихи Роберта Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (Ю.В. Свиридову)
Сонет LXVI Уильяма Шекспира (1564-1616) в переводе Б. Пастернака (И.И. Соллертинскому)
«Королевский поход» («The King of France went up the hill») детская песенка в переводе С. Маршака (В.Я. Шебалину)
Б.А. Чайковский (1925-1996). «Военная сюита» для двух скрипок, альта, виолончели и кларнета (1964)
Вальс (Прощание)
Ночной прорыв (Большая дорога)
Дорога
Тема вальса для кларнета соло (Траншеи)
Танки
Скорбный вальс (Заключение)
Дом в деревне
Болото
Развилка
Битва
Финал (Встреча)
М. С. Вайнберг (1919-1996). Еврейские песни (Тетрадь №1 «Детские песни») на слова И.-Л. Переца (1852-1915) для голоса и ф-но, op.13 (1943).
Вступление
«Breytele» / «Булочка»
«Wiglid» / «Колыбельная»
«Der yeger» / «Охотник»
«Ofn grinem bergele» / «На зеленой горочке»
«Der yesoymes brivele» / «Песня сироты»
Заключение
М. С. Вайнберг (1919-1996). Еврейские песни на стихи Самуила Галкина для голоса и фортепиано op. 17 (1944)
«Tsu di royte kriger» / «Красному солдату»
«Di muter» / «Мать»
«Nay-yor lid» / «Песня Новолетия»
«Tsum libn» / «Моей возлюбленной»
«Tife griber, royte leym» / «Глубокие ямы, красная глина»
«Tsum shlakhtman» / «Остановите войну»
Подготовка и редакция текста на идише: Йоэль Матвеев
Авторы русской версии песен: Евгений Хаздан и Йоэль Матвеев
Д.Д. Шостакович (1906-1975). Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 (1960)
Largo
Allegro molto
Allegretto
Largo
Largo
*В программе возможны изменения
22 июня 2025 года в концертном Пакгаузе в исполнении солистов оперной труппы и оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
прозвучит музыка композиторов, ставших очевидцами событий Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Произведения, вошедшие в программу — искренний и эмоциональный отклик авторов, страницы летописи тех дней.
Родители Бориса Александровича Чайковского (1925-1996) не были музыкантами, но очень любили музыку. Уже в детстве Борис начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано. Его первым учителем стала легендарная Елена Фабиановна Гнесина. В 1941 году Борис Чайковский становится студентом Московской консерватории, но занятия прерывает война. Консерваторию композитор окончил только в 1949 году, обучаясь у великих композиторов Н.Я. Мясковского и Д.Д. Шостаковича, пианиста Л. Оборина и уже став автором камерной, вокальной, симфонической музыки. На протяжении всей жизни одной из главных тем творчества Бориса Чайковского оставалась война. Ей посвящена единственная опера «Звезда» по повести Э. Казакевича, оставшаяся незаконченной. Третья симфония композитора — «Севастопольская» — история города в период тяжёлых военных испытаний. Вошедшая в программу концерта камерная «Военная сюита» создана на основе музыки к фильму Юлия Файта «Пока фронт в обороне», снятого по рассказам Юрия Нагибина и вышедшего на экраны в 1964 году. Критики писали, что в фильме: «мы ощущаем подлинную обстановку войны, её кровь и жестокость. Неуязвимые манекены сменились людьми, способными испытывать боль, страх, отчаяние, ненависть. Людьми, которые знают, как тяжело достаётся победа». Эти слова в полной мере можно отнести к музыке Чайковского, написанной для картины. Файт предложил использовать в саундтреке струнный квартет, причем конкретный коллектив — знаменитый Квартет им. Бородина. Композитор добавил партию кларнета, отведя ему роль лирического центра. Абсолютное попадание в звуковой и эмоциональный контекст времени событий фильма дало музыке возможность самостоятельной жизни вне экрана и подтвердило истинность слов Бориса Чайковского: «Слышать» время — не значит воспринимать лишь его внешнюю, так сказать, звуковую или, скажем, красочную, темповую характерность. «Слышать» — значит стараться выявить во времени нечто основное, выбрать, я бы сказал, его тональность, состояние. Время — это не шум и беготня, а состояние людей, их психологический настрой, это то, чем люди живут, то и как они чувствуют, как соотносят свое настоящее с прошедшим и будущим».
Одним из самых пронзительных размышлений о судьбах военного поколения стал Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975). Это единственное сочинение композитора, созданное вне России, было написано за три дня в Дрездене. Шостакович отправился туда для работы над музыкой к военному фильму «Пять дней, пять ночей», но вместо этого создал квартет «посвященный памяти автора». Уехав осенью 1941 года из блокадного Ленинграда, Дмитрий Дмитриевич так до конца своей жизни и не смог «уехать» от войны. В Саксонской Швейцарии, красивейшем месте недалеко от Дрездена, Шостакович услышал рассказы очевидцев о расположенном вблизи концлагере, о нелюдях, заставлявших музыкантов играть концерты, чтобы заглушить крики терзаемых узников. 14 июля 1960 года композитор завершил Квартет №8 с официальным посвящением «Памяти жертв фашизма и войны». Это воспоминание не только о людях, не переживших войну, но и о послевоенных судьбах, о событиях жизни самого композитора. Лейтмотивом квартета стала последовательность звуков D.Es.C.H, составляющая музыкальную монограмму автора — Дмитрий Шостакович. В партитуру, словно в автобиографию, вошли цитаты из его сочинений разных лет: ранней Первой, военной Восьмой и отмеченной музыкальным автографом композитора Десятой симфоний, запрещенной к постановке на протяжении 20 лет оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио памяти Соллертинского и написанного для Мстислава Ростроповича виолончельного концерта. В Квартете звучат отголоски «Траурного марша» Вагнера из оперы «Götterdämmerung» / «Сумерки богов», последней Патетической Шестой симфонии Чайковского, революционной песни «Замучен тяжелой неволей».
Еще во время войны, осенью 1942 года Дмитрий Шостакович написал цикл из шести романсов на стихи британских поэтов в сопровождении фортепиано. Каждый из романсов он посвятил одному из своих близких людей, словно делясь с ними невыносимой болью от трагичности происходящего — бессмысленной жестокости, неизбежных утрат, разрушительной гордыни… В 1971 году композитор сделал переложение романсов для голоса и камерного оркестра.
Темы детства и войны проходят через все творчество композитора Мечислава Самуиловича Вайнберга (1919-1996). Война настигала Вайнберга не единожды: в 1939 году он бежал из оккупированной фашистами Польши в Белоруссию, а в 1941 году с началом Великой отечественной войны эвакуировался в Ташкент. В военные годы Вайнберг написал два цикла «Еврейских песен» на идиш, ставших органичным продолжение друг друга. В 1943 году появился первый детский опус композитора «Еврейские песни» op.13 Тетрадь №1 «Детские песни» на слова И.-Л. Переца. Вайнберг ещё не знал наверняка, но видимо предполагал, что семья, с которой он расстался в Польше, погибла, и связь с детством — теплым и безоблачным — оборвалась. Короткие стихи Переца, похожие скорее на потешки или ребячьи игры, у Вайнберга становятся размышлением о людских судьбах. Продолжением стали написанные в 1944 году «Еврейские песни» op. 17. В них звучат стихи еврейского поэта Самуила Галкина, в которых судьбы многих людей военного поколения: гибель родных людей, лагеря и репрессии, творчество и надежда, помогающие выжить не смотря ни на что. Вайнберг дал «Еврейским песням» подзаголовки «Первый цикл» и «Второй цикл», объединив детство и войну, ашкеназские мотивы и традиции классической музыки, утверждая еврейское искусство в контексте мировой культуры. «Вайнберг — «полиглот». Его вокальные циклы обращены и к широкой публике, которая считывает в них отсылки к музыке современников и композиторов прошлого, и к тем, кто знаком с еврейскими обычаями. При этом каждый из ракурсов открывает слой текста со своим кругом образов и символов», — считает российский музыковед Евгения Хаздан.
Возраст12+
Длительность2 часа 20 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
отзывы (0)