Барбер. Мясковский. Попов.
Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Исполнители:
Оркестр Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина
Дирижёр — Федор Безносиков, лауреат международных конкурсов
Солист — Иван Сендецкий (виолончель), лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов
Программа концерта:
С. Барбер (Samuel Barber 1910-1981). Адажио для струнных (1936)
Н.Я. Мясковский (1881-1950). Концерт для виолончели с оркестром c-moll op.66 (1945)
Lento mam non troppo
Allegro vivace - Andante semplice e tranquillo - Tempo I - Lento come primo
Г.Н. Попов (1904-1972). Симфония №2 «Родина» (1943)
Запев
Presto giocoso
Largo
Finale
Американский композитор, пианист, певец, дирижер Самюэль Барбер (Samuel Barber 1910-1981) в 6 лет написал свое первое сочинение, а в 9 лет объявил семье, что его призвание – музыка, и не ошибся. Его произведения бысто входили в концертный репертуар самых известных солистов и оркестров. Стиль Барбера сохранил предельную классичность с мелодической и гармонической стройностью. Одно из самых печальных оркестровых сочинений и самое известное произведение Барбера Адажио для струнных изначально было средней частью Струнного квартета op. 11, написанного в 1936 году под впечатлением поэмы Вергилия «Георгики». Практически одновременно Адажио было оркестровано и отправлено великому дирижеру Артуро Тосканини. Вскоре маэстро вернул партитуру автору без объяснения причин. Это очень расстроило Барбера, который решил, что произведение не понравилось Тосканини. Но позже выяснилось, что дирижер вернул текст, так как запомнил его наизусть и готов работать над произведением. 5 ноября в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке состоялась премьера Адажио для струнных С. Барбера в исполнении Симфонического оркестра Нью-Йоркского радио под управление Артуро Тосканини. Великий дирижер сказал об этой музыке: «semplice e bella» / «просто и красиво». Родившееся во времена американской «великой депрессии» Адажио стало символом возвышенной скорби. Под его печальную мелодию прощались с президентом США Франклином Рузвельтом. Адажио Барбера звучало в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, где проходил вечер-реквием, посвящённый 70-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим).
Концерт для виолончели с оркестром русский композитор Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) написал в 1944 году, в самоми конце Великой отечественной войны — второй войны, уготованной ему судьбой. Мясковский с детства был увлечен музыкой, но по семейной традиции должен был стать военным. Он обучался в Нижегородском и Санкт-Петербургском кадетских корпусах, окончил Санкт-Петербургское военно-инженерное училище. Не прерывая музыкальные занятия, Мясковский в эти же годы прошел курс композиции у Р. Глиэра, инструментовки — у И. Крыжановского и поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Его учителями становятся А.К. Лядов и Н.А. Римский-Корсаков, а лучшими друзьями – Б.В. Асафьев и С.С. Прокофьев. В 1914 году, с началом Второй мировой войны Мясковский бал мобилизован. Поручик саперной роты, он был контужен, затем служил в Военно-морском генеральном штабе, непрерывно продолжая писать музыку и отрицая любые войны. К моменту демобилизации в 1921 году Мясковский был автором пяти симфоний, вокальных и инструментальных камерных сочинений. С этого времени, расставшись с военной службой, Мясковский посвятил себя композиторской и преподавательской деятельности. Он продолжал сочинять в годы Второй мировой войны. Были написаны Симфония №22 — первая советская симфония Великой отечественной войны, другая симфоническая и камерная вокальная и инструментальная музыка. В марте 1945 года в Москве состоялась успешная премьера Концерта для виолончели с оркестром Н.Я. Мясковского в исполнении великого виолончелиста Святослава Кнушевицкого, которому и посвящено сочинение. Виолончелист вспоминал, что во время совместной работы над исполнением концерта он имел много возможностей подкорректировать музыкальный текст партии солиста, но «во-первых, я бы не рискнул спорить с Н.Я. и, во-вторых, для этого не было никаких поводов: ясность формы, логическое развитие музыкального материала, прекрасное изложение сольной партии виолончели – всё вызывало полное удовлетворение». Красивейшая, по настоящему «русская» кантилена, гармоничный ансамбль солиста и оркестра, партия виолончели, дающая возможность исполнителю продемонстрировать свое мастерство, сделали Концерт одним из самых исполняемых в мировом виолончельном репертуаре. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе концерт блестяще исполнил талантливый 18-летний виолончелист Мстислав Ростропович, который, став всемирноизвестным музыкантом, назвал Концерт для виолончели Н.Я. Мясковского в ряду своих любимых сочинений.
Российский композитор Гавриил Николаевич Попов (1904-1972) окончил Ленинградскую консерваторию, представив в качестве дипломной работы Септет для необычного состава инструментов: флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса. Молодого талантливого композитора-авангардиста сразу же заметили, поставив его музыку в ряд с сочинениями Шостаковича. Композитор С.С. Прокофьев, услышав Септет Попова, организовал его исполнение во Франции и Германии. Самобытность Попова осложнила его творческую судьбу, как и судьбы многих его коллег и товарищей. Первая симфония, в фортепианном изложении победившая во Всесоюзном конкурсе в честь 15 летия революции и одобренная Наркомом обороны К.Е. Ворошиловым, после оркестровой премьеры была запрещена к исполнению, как «отражающая идеологию враждебных классов» и «болезненно воздействующая на психику здорового советского слушателя». От трагической участи коллег Попова спасло участие в создании знаменитого фильма братьев Васильевых «Чапаев», где его музыка стала одним из главных выразительных средств. Благосклонность Сталина и подарок Наркома обороны – золотые часы – уберегли композитора от репрессий. Первую зиму Великой отечественной войны Гавриил Попов провел в блокадном Ленинграде. «Зима 1941-42 года, проведенная в блокированном Ленинграде, оставила неизгладимый след в моем сознании, и впечатав в мою душу страшные образы современной войны, уже тогда заложила основы творческого замысла симфонии «Родина», – вспоминал композитор. Симфония родилась из музыкального материала к кинофильму Ф. Эрмлера «Она защищает Родину». Две сферы сочинения – это «Мир» и «Война»: «Запев» — «душа русского народа и бескрайние просторы русской природы», Presto giocoso — «русская хороводно-плясовая, пестрые картины горячего веселья», Largo и Finale «человеческое горе, страдание, тяжкие жертвы и испятания, выпавшие на долю нашей Родины». Премьера Симфонии «Родина» состоялась в Москве 15 февраля 1944 года в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР подж управлением Натана Рахлина. В 1946 году Гавриил Попов за создание Симфонии «Родина» был удостоен Сталинской премии.
Иван Сендецкий (виолончель)
Лауреат Международного конкурса юных музыкантов (Таллин, 2007; I премия), Российско-германского конкурса Фонда Гартов (Санкт-Петербург, 2007; III премия), Международного конкурса юных музыкантов «Новые имена» (Москва, 2009; III премия), Международного конкурса виолончелистов им. С. Н. Кнушевицкого (Саратов, 2012 и 2014; I премия), Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского (Монтрё – Веве, Швейцария, 2012; V премия), Международного конкурса виолончелистов им. Антонио Янигро (Загреб, 2016; III премия), Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018; I премия), Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра (Москва, 2020; I премия), Манхэттенского международного музыкального конкурса (2020; II премия и специальный приз), Международного конкурса им. Хачатуряна (Ереван, 2022; III премия и четыре специальных приза), Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах им. Алисы и Элеоноры Шёнфельд (Харбин, 2023; III премия и специальный приз за лучшее исполнение сонаты Бетховена), Груневальдского (Берлин) и Венского международных музыкальных конкурсов (2024; I премии). На Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург) был удостоен специального приза (2019) и IV премии (2023).
Стипендиат Фонда Гартов (2007), фонда «Новые имена» (2009), лауреат премии Юрия Темирканова (2013), швейцарской Художественной премии Фонда Кифер-Хаблицеля и Фонда Эрнста Гёнера (2024).
Родился в 1996 году в Санкт-Петербурге. В три года начал играть на фортепиано. В 2003-м поступил в среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где обучался как пианист и виолончелист (окончил в 2014-м). В 2009 году проходил стажировку в летней музыкальной школе в Альтенштайге (Германия). В 2018-м окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (классы Анатолия Никитина и Сергея Ролдугина), в 2020-м – Берлинскую высшую школу музыки им. Ханса Эйслера (класс Троэльса Сване), в 2022-м – Консерваторию Новой Англии в Бостоне (класс Лоренса Лессера), в 2024-м – Базельскую высшую школу музыки, где его наставником был Даньюло Исидзака. В настоящее время совершенствует свое мастерство в лондонской Королевской академии музыки.
Выступал на Музыкальном фестивале Вербье (Швейцария), Международном музыкальном фестивале в Шлерне (Италия), фестивале Vivacello и Московском Пасхальном фестивале. Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки. С 2013 года регулярно играет в Мариинском театре. Выступал в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале им. П. И. Чайковского, брюссельском центре Bozar, Хельсинкском доме музыки, Цюрихском тонхалле.
Сотрудничает с дирижерами Валерием Гергиевым, Давидом Герингасом, Станиславом Кочановским, Теодором Курентзисом и Пабло Эрасом-Касадо. Выступал вместе с Айленом Притчиным и Константином Емельяновым. Давал концерты в городах России, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, США, Южной Кореи.
Играл на виолончели работы Жан-Батиста Вийома, в настоящее время играет на виолончели кремонского мастера Николы Бергонци, которую предоставила мастерская Флориана Леонхарда (Florian Leonhard Fine Violins).
Федор Безносиков, дирижер
Лауреат Второго Международного конкурса скрипачей имени В. Спивакова (Уфа, II премия) IV Международного конкурса скрипачей имени Ю. И. Янкелевича (Омск, II премия), Обладатель Гран-при VIII Международного музыкального фестиваля в Лутраки (Греция), лауреат первой степени Фестиваля романтической музыки в Москве. В составе фортепианного трио стал лауреатом XV Международного конкурса камерных ансамблей имени М. Юдиной (Санкт-Петербург, I премия), вторую премию Второго Всероссийского конкурса камерных ансамблей (II премия), Третьего Международного конкурса камерных ансамблей имени Н. Рубинштейна (III премия). Стипендиат благотворительного фонда «Новые имена» и международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Дважды обладатель премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи
В 2017 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки (класс Народного артиста России, профессора В. М. Иванова). По камерному ансамблю обучался в классе А. З. Бондурянского. Закончил ассистентуру-стажировку МГК имени П. И. Чайковского по двум специальностям — сольное и камерное исполнительство.
С 2021 года получает второе высшее образование по программе президентского гранта (специальность «Оперно-симфоническое дирижирование», класс народного артиста РФ Ф. Коробова).
Участвовал в мастер-классах многих знаменитых педагогов по всему миру, включая такие имена, как З. Брон, Ш. Минц и В. Реддик.
С 2016 по 2020 год являлся артистом Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова.
С 2023 года — дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В качестве дирижера-постановщика выпустил в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко балет на музыку П. Чайковского «Снежная королева» и балет на музыку Н. Хрущевой «Последний сеанс». За постановку балета «Снежная королева» удостоен премии Московского Художественного театра имени А.П. Чехова в области художественного театра в номинации «Классическая музыка». В качестве приглашенного дирижера участвовал в постановках Московского музыкального театра «Геликон-опера».
С сезона 2025-2026 г.г. — музыкальный руководитель театра Новая Опера.
В качестве дирижера работал с такими коллективами, как Государственный академический камерный оркестр России, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Московский Камерный Оркестр «Musica Viva», Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории и другими.
Как солист, дирижер, а также в составе камерных ансамблей и в составе оркестра выступал на таких престижных площадках мира, как Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Карнеги-холл (Нью-Йорк), Симфони-центр (Чикаго), Венская филармония, Берлинская филармония, Моцартеум (Зальцбург). Гастролировал с концертами в Германии, Испании, Эстонии, Китае, Австрии, США, Франции, Италии.
Участвовал в записи диска камерных произведений на лейбле «Мелодия».
В сезоне 2023/2024 журнал «Музыкальная жизнь» назвал дирижера «Открытием года». Весной 2024 года издание «The Blueprint» включило дирижера в ежегодный список отечественных деятелей культуры и искусства, определяющих культурное будущее. В сентябре 2024 стал обладателем стипендии имени Михаила Юровского «За блестящие профессиональные достижения».
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей