Беллини-гала
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 1 час 45 минут
Исполнители:
Марина Быковская (сопрано)
Елена Сизова (сопрано)
Карина Хэрунц (меццо-сопрано)
Сергей Писарев (тенор)
Владислав Бирюков (баритон)
Георгий Екимов (бас)
Ксения Цендра (фортепиано)
*Программа концерта:
1 отделение
1. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). «Il rimprovero» / «Упрек» (1820-е?). Исп. Елена Сизова
2. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Канцонетта «La farfalletta» / «Мотылек» для голоса и фортепиано B II. 1 (1813). Исп. Карина Хэрунц
3. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Романс «Guarda che bianca luna» / «Посмотрите на эту белую луну» для голоса и фортепиано B II. 6 (1832). Исп. Сергей Писарев
4. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Ариетта «Il Zeffiro/Venticel, che l`ali d`oro» / «Зефир/Вентисель с золотыми крыльями» для голоса и фортепиано B II. 4 (ок. 1828-30?). Исп. Елена Сизова
5. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Сцена и ария «Quando inciso sul quel marmo» / «Когда вырезал на этом мраморе» для контральто и оркестра B IIa. 7 (1824?). Исп. Карина Хэрунц
6. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). 6 ариетт для голоса и фортепиано B II. 5 (1829).
«Malinconia, ninfa gentile» / «Меланхолия, нежная нимфа». Исп. Георгий Екимов
«Vanne, o rosa fortunate» / «Покинь меня, о роза счастья». Исп. Марина Быковская
«Bella Nice, che d`amore» / «Прекрасная Ниче». Исп. Сергей Писарев
«Almen se non poss`io» / «Смогу ли я, не знаю». Марина Быковкая
«Per pieta, bell`idol» / «Ради всего святого, о прекрасный идол». Исп. Сергей Писарев
«Ma rendi pur content» / «Но сделай меня тоже счастливым». Исп. Георгий Екимов
2 отделение
1. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Кантата «Torna, vezzosa Fillide» / «Вернись, грациозная Феллида» для голоса и фортепиано B IIa. 6. Исп. Марина Быковская
2. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). 3 ариетты для голоса и фортепиано (op. posth), B posth
«Il fervido desiderio» / «Пылкое желание» для голоса и фортепиано B II.16 (1834-35?). Исп. Владислав Бирюков
«Dolente immagine di Fille mia» / «Печальный образ моей Филле» для голоса и фортепиано B II. 2 (1823?). Исп. Владислав Бирюков
«Vaga luna che inargenti» для голоса и фортепиано B II. 7 (1833). Исп. Георгий Екимов
3. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). «Sogno d'infanzia» / «Мечта детства». Исп. Карина Хэрунц
4. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Баллада «L'allegro marinaro» / «Веселый моряк» для голоса и фортепиано B II. 9 (ок. 1834?). Исп. Владислав Бирюков
5. В. Беллини (Vincenzo Bellini 1801-1835). Ариетта «L'abbandono» / «Уныние» для голоса и фортепиано B II. 8 (1833-34). Исп. Елена Сизова
*В программе возможны изменения
Итальянскому композитору Винченцо Беллини (Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini 1801-1835) судьба отвела всего 33 года жизни и 10 лет творчества. Но за это короткое время он написал 11 опер, симфонии и мессы, инструментальную и вокальную камерную музыку, создал свой неповторимый вокальный стиль, став одним из великих мастеров bel canto. «Пожалуй, ни один композитор, не знает так хорошо, как Беллини, необходимость тесного союза музыки с поэзией, драматической правдой, языком эмоций, доказательством выразительности», — сказал о Винченцо Беллини итальянский поэт, автор либретто к большей части опер композитора Феличе Романи.
Беллини родился на Сицилии в музыкальной семье. Его дед и отец были прекрасными органистами и педагогами. Винченцо рос самым одаренным ребенком в семье, поэтому путь музыканта был для него предопределен. При поступлении в Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно» Беллини представил комиссии десять сочинений — от концертных арий до симфонии, — и его приняли на обучение. Руководитель консерватории, известный оперный композитор Никколо Антонио Цингарелли (Niccolò Antonio Zingarelli 1752-1837) дал молодому музыканту совет, который тот запомнил на всю жизнь: «Если ваши композиции «поют», ваша музыка, безусловно, понравится. Следовательно, если вы научите свое сердце создавать мелодию, а затем изложите ее как можно проще, ваш успех будет обеспечен. Вы станете композитором. В противном случае, вы закончите тем, что станете хорошим органистом в какой-нибудь деревне». Исследователи творчества Беллини, пишут, что, работая над новым вокальным произведением, он заучивал литературный текст наизусть и декламировал его, стараясь почувствовать мелодию поэтической основы своего будущего сочинения, сохранив гармонию музыки и слова и стараясь «ввести пение в русло прекрасной простоты».
Первая опера молодого композитора «Адельсон и Сальвини» была написана в 1825 году для студентов консерватории. Премьера была столь успешной, что опера шла в течении года каждое воскресенье. А уже через год в неаполитанском театре Сан-Карло состоялась премьера оперы «Бьянка и Джернандо», которой аплодировал сам король Франциск I Неаполитанский.
Творчество Беллини стало предметом поклонения величайших музыкантов Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Ф. Листа, М.И. Глинки. Его очень высоко ценил именитый соотечественник Джоаккино Россини. Лист и Глинка писали сочинения на тему прекрасных мелодий Беллини.
Камерная вокальная музыка — одна из важных составляющих творчества Винченцо Беллини. Она стала одним из способов выражения чувств для музыканта и формировала его стиль. Вокальные миниатюры Белллини не менее прекрасны, чем многие его знаменитые оперные арии. Часто эти произведения появлялись по случаю и были посвящены меценатам, поклонникам, друзьям.
Очаровательная канцонетта «La farfalletta» / «Мотылек» написана двенадцатилетним композитором для юной Мариэтты Полити и её кукольного театра.
Печальный, почти трагический романс «Dolente immagine di Fille mia» / «Печальный образ моей Филле» рассказывает о несостоявшейся любви Беллини и Маддалены Фурмаролли, чей отец, неаполитанский юрист, посчитал музыканта неподходящей партией.
6 ариетт для голоса и фортепиано посвящены Марианне Поллини, известной арфистке, жене его близкого друга, профессора фортепиано Франческо Поллини.
Красивейшая вокальная музыка Беллини стала желанной в репертуаре многих мировых звезд оперной сцены. «Его музыка была мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей, к тому же своим секретом – способностью пленять сразу же, непосредственно», — так писал итальянский музыкальный критик и композитор, директор музея Винченцо Беллини в городе Катания Франческо Пастура.
Возраст12+
Длительность1 час 45 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт