Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко
«Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко»
Концерт в 1-ом отделении
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность 1 час 30 минут
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Первые скрипки:
Кристина Траулько, концертмейстер оркестра
Александр Феодосьев
Элина Феодосьева
Мария Балабух
Василий Журкин
Мустафа Велиула
Вторые скрипки:
Анастасия Гвоздарева
Ирина Панова
Андрей Ильин
Ирина Ганичева
Владислава Кравчиня
Елизавета Ружавинская
Альты:
Константин Хабаров
Мария Евдокимова
Сергей Барсегян
Камила Биккулова
Дмитрий Мишин
Виолончели:
Елена Логинова
Анастасия Чередниченко
Анна Прохорова
Контрабасы:
Тимофей Матвеев
Филипп Горшков
Ударные:
Даниил Беликов
Гитара Теорба:
Ася Гречищева
Клавесин/орган:
Федор Строганов
Программа концерта:
1. Г. фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704). «Balletti lamentabili» («Плачущие балеты») соната C 59 (1670)
2. И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer ок. 1623-1680). Harmonia á 5. («Гармония» 1668)
3. И. Пахельбель (Johann Pachelbel 1653-1706). Канон и жига Ddur для 3-х скрипок и basso continuo T.337 (1690)
4. Я. Фробергер (Johann Jakob Froberger 1616-1667). Токката № 1 a-moll (1649), FbWV 101
5. И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer около 1623-1680). «Lamento sopra la morte Ferdinandi III» («Плач на смерть Фердинанда III») для 2 скрипок, viola da gamba, organo F-Pn Rés. Vm7 673, no. 116 (1657)
6. И. Розенмюллер (Johann Rosenmüller 1615-1684). Sinfonia Prima (Синфония №1 1667)
-Sinfonia
-Alemanda
-Correnta
-Intrata a 5 obligati
-Ballo
-Sarabanda
7. Г. Муффат (Georg Muffat 1653-1704). Concerto Grosso №11emoll «Delirium amoris» (Любовное безумие» 1701)
-Sonata: Grave - Allegro
-Ballo - Allegro
-Grave-Presto
-Menuet: Allegro
-Giga
8. Г. Муффат (Georg Muffat 1653-1704). Пассакалья из сборника "Apparatus musico organisticus"
9. И. Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer около 1623-1680).
«Fechtschuel» («Школа фехтования») сюита для струнных и basso continuo
-Aria
-Aria
-Sarabande
-Courante
-Fechtschule
-Bader Aria
10. Г. фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704). «Battalia» («Баталия»), сюита для струнных и basso continuo (1673)
- Allegro: Sonata
- Allegro: «Die liederliche Gesellschaft von allerey Humor» («Веселые проделки беспутной компании»)
- Presto
- Der Mars (Марш)
- Presto
- Aria
- «Die Schlacht» («Битва»)
- Adagio: «Lamento der Verwundten Musquetirer» («Плач над ранеными мушкетерами»)
Мировое музыкальное наследие полно загадок и открытий. Одна из увлекательных страниц искусства XVII века — композиторы немецкого барокко. Еще до Моцарта и Генделя они удивляли и интриговали своих слушателей непривычными тембрами, необычными гармониями, непринятыми формами. А огромное количество сочинений того времени, и еще большее количество музыки, которая до нас не дошла, подтверждают, что музыка вечна.
В программе «Битвы и любовное безумие в музыке немецкого барокко» прозвучат сочинения композиторов, которые формировали культуру Германии и Австрии XVII века.
Генрих фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber 1644-1704), родившийся на территории современной Чехии, прославился как исполнитель и композитор в Австрии. Ему не было еще 20 лет, когда он стал известным скрипачом-виртуозом. Естественно, что он, начав писать музыку отдавал предпочтение именно струнным инструментам, наполнив свои сонаты для скрипки довольно сложными пассажами. А еще композитор обладал прекрасным чувством юмора. В сюите «Battalia» он забавно изобразил «беспутную компанию», использовав такую привычную в XX веке политональность, заставил струнных стать «ударными». Но это не помешало ему завершить сюиту трогательной, печальной и искренней «Lamento der Verwundten Musquetirer» / «Плач над ранеными мушкетерами». Конечно, творчество Бибера не ограничилось музыкой для струнных: он — автор месс и опер. Немецкий композитор Пауль Хиндемит назвал Генриха фон Бибера «Величайшим композитором добаховской эпохи».
Выдающийся австрийский музыкант Иоганн Шмельцер (Johann Heinrich Schmelzer ок. 1623-1680) стал первым немецким композитором, опубликовавшим сборник своих скрипичных сонат, вмешавшись в единовластие итальянцев в этом виде творчества. Один из путешественников назвал его «едва ли не самым выдающимся скрипачом во всей Европе». Шмельцер был официальным композитором коронации императора Леопольда I во Франкфурте и его музыкальным советником. В богатом творческом наследии композитора около 500 сонат, духовных сочинений, сюит, опер и балетов. Скорее всего, именно у Шмельцера учился Генрих фон Бибер.
Немецкий композитор Иоганн Розенмюллер (Johann Rosenmüller 1615-1684) — автор вокальных и инструментальных сочинений, церковной музыки. Он служил кантором в Лейпцигской церкви св. Николая, жил и работал в Венеции, затем, вернувшись в Германию, стал капельмейстером при дворе Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Как и творчество многих композиторов, от которых нас отделяет не один век, его сочинения были практически забыты. Музыка Розенмюллера вернулась в современный репертуар только в 80-е годы XX века.
Одним из композиторов барокко, который стал почитаем при жизни, был Иоганн Пахельбель (Johann Pachelbel 1653-1706). Его органные произведения были невероятно популярны. Пахельбель служил органистом в Вене, Айзенахе, при Вюртембергском дворе в Штутгарте, Нюргберге. Он обучал музыкальным наукам Иоганна Кристиана Баха, старшего брата великого И.С. Баха. Пахельбель написал огромное количество духовной и светской музыки — от хоралов до танцевальных сюит. И как многие его современники, композитор был забыт почли на два века. В современной камерной музыке Канон D-dur, написанный в излюбленной им вариационной форме, стал одним из самых исполняемых произведений Пахельбеля, как и сопровождающая его грациозная восхитительная, техничная Жига.
Георг Муффат (Georg Muffat 1653-1704) — композитор эпохи барокко, чье творчество нам вернул XX век. Муффат соединил в своих сочинениях традиции Австрии, Франции и Италии, служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Он учился у Жана Батиста Люлли и был знаком с итальянским композитором Арканджело Корелли. Concerto Grosso последнего вдохновили Муффата на создание в этом жанре ярких, чувственных, красивейших произведений. «Ноты, струны и прекрасные музыкальные звуки диктуют мне направление, и, поскольку я смешиваю французскую манеру с немецкой и итальянской, я не начинаю войну, но, скорее, начинаю прелюдию к единению, к драгоценному миру, желанному всеми людьми», — писал о своей музыке Георг Муффат.
Возраст12+
Длительность1 час 30 минут
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
отзывы (0)