Бриттен. Камерная музыка

Камерная музыка Б. Бриттена   

Концерт в 2 отделениях

Продолжительность 2 часа  00 минут


Уважаемые зрители, в составе исполнителей произошли изменения - вместо Марии Калининой на сцену выйдет Юлия Ситникова


Исполнители:

Светлана Ползикова (сопрано)

Юлия Ситникова (сопрано)

Алина Отяковская (сопрано)

Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Дмитрий Белянский (тенор)

Сергей Писарев (тенор)

Владислав Бирюков (баритон)

Ирина Селивановская (арфа)

Владислав Врублевский (гобой)

Вадим Шведчиков (валторна)

Ксения Цендра (фортепиано)

Ирина Шведчикова (фортепиано)



Программа концерта:

Первое отделение

1. 7 сонетов Микеланджело (1940), op. 22. Исп. Алина Отяковская, Ксения Цендра  

Sonetto XVI «Si come nella penna e nell'inchiostro» («Так же, как пером и чернилами»)

Sonetto XXXI «A che più debb'io mai l'intensa voglia» («С какой целью я выражаю свое 

сильное желание»)

Sonetto XXX «Veggio co' bei vostri occhi un dolce lume» («Я вижу в твоих прекрасных глазах 

сладкий свет»)

Sonetto LV «Tu sa’ ch’io so, signior mie, che tu sai» («Вы знаете, что я знаю, милорд, что вы 

знаете»)

Sonetto XXXVIII «Rendete agli occhi miei, o fonte o fiume» («Верни мои глаза, о фонтаны и 

реки»)

Sonetto XXXII «S'un casto amor, s'una pietà superna» («Если есть целомудренная любовь, есть 

небесная жалость»)

Sonetto XXIV «Spirto ben nato, in cui si specchia e vede» («Благородный дух, в котором 

отражается»)


2.  «Winter Words» («Зимние слова») цикл для высокого голоса и фортепиано на стихи Т. Харди (Thomas Hardy 1840-1928) op. 52 (1953). Исп. Юлия Ситникова, Ксения Цендра

«At day-close in November» («На склоне ноябрьского дня»)

«Midnight on the Great Western» («Полночь на «Грейт Вестерн») 

«Wagtail and baby» («Трясогузка и малыш»)

«The little old table» («Маленький старый стол»)

«The choirmaster`s burial» («Похороны хормейстера»)

«Proud songsters» («Гордые певцы»)

«At the railway station, Upway» («На железнодорожном вокзале, наверху»)

«Before life and after» («До и после жизни»)


Второе отделение

3. Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

I. PAN who played upon the reed pipe, which was Syrinx, his beloved

 (Пан, игравший на тростниковой свирели, которой была Сиринкс, его возлюбленная)


4. Canticle I «My beloved is mine» («Мой возлюбленный принадлежит мне»). Песнь для высокого голоса и фортепиано на стихи Ф. Куорлза (Francis Quarles 1592-1644). op.40 (1947). Исп. Светлана Ползикова, Ксения Цендра


5. Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

II. PHAETON who rode upon the chariot of the sun for one day and was hurled into the river Padus by a thunder butt 

(Фаэтон, который однажды ехал на колеснице солнца и был сброшен в реку Падус ударом грома)


6. Canticle II «Abraham and Isaac» («Авраам и Исаак») песнь для альта, тенора и фортепиано на текст мистерии «Histories of Lot and Abraham» («Истории Лота и Авраама») из «Chester Mystery Plays» («Мистические пьесы Честера» начало XV в.) op.51 (1952). Исп. Наталия Ляскова, Сергей Писарев, Ирина Шведчикова 


7.Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

III. NIOBE who, lamenting the death of her fourteen children, was turned into a mountain 

(Ниоба, которая, оплакивая смерть своих четырнадцати детей, превратилась в гору)


8. Canticle III «Still falls the rain» («Все еще идет дождь») песнь для тенора, валторны и фортепиано на стихи Э Ситуэлл (Dame Edith Louisa Sitwell 1887-1964) op.55 (1954). Исп. Дмитрий Белянский, Вадим Шведчиков, Ирина Шведчикова 


9. Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

lV BACCHUS at whose feasts is heard the noise of gagging women`s tattling tongues and shouting out of boys 

(Бахус, на пирах которого слышен шум болтливых женских языков и выкрики мальчиков)


10. Canticle IV «The Journey of the Magi» («Путешествие волхвов») песнь для трех голосов соло и фортепиано на стихи Т. С. Элиота (Thomas Stearns Eliot 1888-1965) op.86 (1971). Исп. Наталия Ляскова, Дмитрий Белянский, Владислав Бирюков, Ирина Шведчикова 


11. Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

V. NARCISSUS who fell in love with his own image and became a flower 

(Нарцисс, который влюбился в свой собственный образ и стал цветком)


12. Canticle V «The Death of Saint Narcissus» («Смерть святого Нарцисса») песнь для тенора и арфы на стихи Т. С. Элиота (Thomas Stearns Eliot 1888-1965) op.89 (1974). Исп. Сергей Писарев, Ирина Селивановская


13. Метаморфоза по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid 1951) для гобоя op. 49. 

Исп. Владислав Врублевский 

VI. ARETHUSA who, flying from the love of Alpheus the river god, was turned into a fountain 

(Аретуза, которая, спасаясь от любви речного бога Алфея, была превращена в фонтан) 


110 лет назад, 22 ноября 1913 года родился Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (Edward Benjamin Britten, Baron Britten 1913- 1976), впервые после смерти в 1759 году великого Георга Генделя напомнивший творческому миру о существовании английского классического музыкального искусства. В 1904 году Англия была «страной без музыки» — по словам немецкого критика Оскара Шмица. А уж через 25 лет здесь прозвучали первые сочинения молодого композитора Бенджамина Бриттена. Он писал для хора и симфонического оркестра, камерные циклы и оперные полотна, саундтреки для фильмов и спектаклей. Бриттен оставил огромное творческое наследие, значительной страницей которого стала камерная музыка.

В программу концерта вошли вокальные и инструментальные циклы, первый из которых появился в 1940 году, когда Бриттену было всего 27 лет, а финальный был написан за 2 года до смерти в 1974 году. Отношение к Богу, Миру и Человеку на протяжении жизни композитора – вот путь, по которому предстоит пройти исполнителям и слушателям программы. 

Вокальный цикл «7 сонетов Микеланджело» был написан в первые годы Второй мировой войны. В 1940 году, когда Бриттен жил в Америке, поэт Уистен Хью Оден обратил его внимание на сонеты итальянского поэта эпохи Возрождения. «Я совершенно обезумел от сонетов Микеланджело, написал добрую половину выбранной порции, при том довольно смело — по-итальянски!», — писал Бриттен. Микеланджело (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 1475-1564) создал около трехсот сонетов, причем даже те, что сочинялись уже зрелым мастером, полны страсти и огромной силы человеческого духа. Бриттен обратил внимание на иную сторону сонетов — чувственную лирику. На стихи итальянского поэта он создал вокальный цикл в стиле итальянского belcanto, за что французский критик Антуан Голеа назвал Бриттена «Итальянцем среди англичан». Премьера цикла состоялась в 1942 году в Лондоне с участием замечательного певца, близкого друга и единомышленника композитора Питера Пирса. 

Вокальный цикл «Winter Words» впервые прозвучал в 1953 году на фестивале в Лидсе в исполнении Питера Пирса и самого Бриттена. Композитор написал его на стихи английского поэта Томаса Харди (1840-1928). Автор знаменитых романов, по многим из которых сняты фильмы и сериалы, Харди считал для себя главным поэтическое творчество. Он создал более 1000 стихов и новелл, но волею судьбы его первый сборник был опубликован только в 1898 году. В 1928 году вышел посмертный сборник стихов и баллад Харди «Winter Words in Various Moods and Metres» («Зимние слова в разных настроениях и метрах»), давший название вокальному циклу Бриттена. 

К духовому инструменту гобою композиторы всегда относились с симпатией, занимая его в ансамблевых и оркестровых сочинениях. Но произведения для гобоя-соло встречаются очень редко. Одно из самых популярных — сюита Б. Бриттена «Шесть метаморфоз по Овидию». Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Nasō 43г.дон.э.-17/18г.н.э.) написал поэму «Metamorphoses» («Превращения»), собрав в 15 книгах древнегреческие и римские мифы о превращениях людей в иные существа — животные, растения, силы природы… В «Метаморфозах» Бриттена шесть известных мифов стали основой шести частей, каждую из которых предваряет небольшой литературный текст. Бриттен посвятил «Метаморфозы» известной английской гобоистке и своему большому другу Джой Боутен — первой исполнительнице цикла в 1951 году на Олдбургском фестивале. 

Canticle происходит от латинского canticulum (уменьшительное от canticum - песнь) —христианская песнь на строки из библии или других священных текстов. Бриттен вернул этот жанр в искусство XX века, написав пять циклов. Его Canticles не вполне соответствуют канонам христианского гимна: четыре из них созданы на стихи английских поэтов, а один на текст из Честерских мистических пьес — театрализованного пересказа библейских сюжетов. Canticle I написан в 1947 году для концерта памяти английского священника Дика Шеппарда, добровольно служившего в госпитале во время Первой мировой войны, открывшего двери храма для всех желающих и проведшего первую проповедь, транслируемую телевидением. Canticle II создан для выступления Питера Пирса, Кэтлин Ферье и Бриттена в благотворительном концерте по сбору средств для основанной композитором Английской оперной труппы. Его называют камерной оперой Бриттена — диалоги здесь чередуются с речитативами. Canticle III отличает необычное сочетание тембров — голоса, валторны и фортепиано. Он написан в память об замечательном австралийском пианисте и близком друге композитора Ноэле Мьютон-Вуде. Canticles IV и V на стихи английского поэта-модерниста Т. С. Элиота (T. S. Eliot 1888-1965) появились через 15 лет после предыдущего. Поэта и композитора сближает уверенность «междувоенного» поколения, что гармония возможна лишь при прикосновении к чистыми истокам прошлого и возвращении ценностей ушедшего мира.  


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо