Чайковский. Шуберт. Брамс.

Чайковский. Шуберт. Брамс.  

Концерт в 2 отделениях

Концертный зал «Пакгауз»  

Продолжительность 1 час 40 минут

 

Дирижер — Дмитрий Синьковский

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Солисты — Зарина Шиманская (фортепиано)

                     Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

 

Программа концерта:

1. П.И. Чайковский (1840-1893). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром b-moll соч. 23, 1 редакция (1874-1875).

Солист — Зарина Шиманская

Allegro non troppo e molto maestoso  Allegro con spirito

Andantino semplice  Prestissimo

Allegro con fuoco

2. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Симфония № 8 («Неоконченная») h-moll DV 759 (1822).

Allegro moderato

Andante con moto

3. И. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). Alto Rhapsody (Рапсодия для альта, оркестра и мужского хора 1869) op. 53. Солист — Наталия Ляскова

 

Австрия, Германия, Россия XIX века подарили мировому искусству величайших композиторов-романтиков, сходных своей гениальностью, но таких разных по мироощущению и его воплощению в звуке. В программе звучат популярные симфонические сочинения, ставшие исповедью их создателей.  

 

Концерт № 1 b-moll для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (1840-1893) — один из самых известных музыкальных шедевров композитора. Тем не менее история его создания овеяна мифами, а само сочинение обычно звучит совершенно не в том виде, в котором его создал автор.

Что именно послужило поводом к созданию этого произведения, неизвестно. Но выбор композитора пал на столь редкую тональность си-бемоль минор — тональность трагической Второй фортепианной сонаты Шопена с похоронным маршем. Это дает основание думать о связи концерта с личными переживаниями, драматическими событиями этого периода жизни автора.

Концерт сочинялся Чайковским в Москве с октября 1874 по февраль 1875 года. Работал композитор с невероятной быстротой и внутренней страстью. В декабре 1874 года, когда были готовы эскизы, и шла работа над переложением для двух фортепиано, Чайковский показал свое новое сочинение Николаю Рубинштейну. Николай Григорьевич высказал        34-летнему коллеге замечания, которые очевидно того сильно задели. Все обстоятельства встречи изложены композитором в резко эмоциональном тоне четыре года спустя, когда Петр Ильич переживал тяжелейший душевный кризис и, как следствие, находился в подавленном состоянии. Были в тот момент и другие причины, которые способствовали крайне негативному тону его высказываний о Рубинштейне. Что действительно тогда произошло, что именно высказал Николай Григорьевич в отношение нового детища своего друга и коллеги, остается загадкой. Но впоследствии Рубинштейн неоднократно с огромным успехом исполнял Первый концерт, став одним из главных пропагандистов этого произведения.

С Первым концертом связана еще одна легенда: на рукописи автографа партитуры было выставлено посвящение Николаю Рубинштейну, которое композитор зачеркнул и написал «Гансу фон Бюлову». Возможно, изначально у Чайковского было намерение посвятить сочиняемый фортепианный Концерт Рубинштейну, и на рукописи действительно есть зачеркнутое посвящение... Но оно адресовано Сергею Танееву, в этот момент — восемнадцатилетнему ученику Московской консерватории, с кем у Петра Ильича уже начиналось дружеское и творческое общение. В конечном итоге Чайковский посвятил свой Первый концерт Гансу фон Бюлову — всемирно известному пианисту, ученику Ференца Листа. Бюлов был одним из страстных и преданных почитателей творчества Чайковского и пропагандистом сочинений композитора в Европе.

Первое исполнение Концерта состоялось 1/13 октября 1875 года в Бостоне. Партию фортепиано исполнил Бюлов, дирижировал Бенджамин Джонсон Ланг — американский органист, пианист, композитор и дирижер.

Несмотря на большой успех концерта, спустя четыре года Чайковский внес изменения в фортепианную партию, сделав вторую редакцию, в которой это сочинение просуществовало до смерти автора. Чайковский неоднократно дирижировал Первым концертом в России и во время зарубежных гастролей. Это произведение вошло в программу  последнего дирижерского выступления композитора 16 октября 1893 года в один вечер с премьерой Шестой «Патетической» симфонии за девять дней до скоропостижной смерти композитора.

Позже широкую известность получила «третья редакция» концерта, инициированная русским пианистом Александром Зилоти, к которой Чайковский уже никакого отношения не  имел.  В ней серьезно изменена фортепианная партия, ставшая более яркой, сделана купюра в финале и т.д.

В этой программе впервые в современной истории Концерт № 1 для фортепиано с оркестром прозвучит в первой редакции, исполненной в  1875 году Гансом фон Бюловым в Бостоне, в том виде, в котором это произведение и его автор завоевали любовь публики и мировую славу.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 П.И. Чайковского в первой авторской редакции 1875 года исполняется по тексту, подготовленному в рамках Академического полного собрания сочинений                               П.И. Чайковского (совместный проект Государственного музея-заповедника Чайковского и Государственного института искусствознания). Нотные материалы предоставлены издательством «Авто Граф». 


Франц Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма. Тема одиночества в бескрайнем мире главенствует во многих его сочинениях — от вокальных до симфонических. Среди них — «Неоконченная симфония» h-moll. Шуберт завершил две части из традиционного сонатно-симфонического цикла. У исследователей и сейчас нет ответа на вопрос: было ли это осознанное решение признанного композитора, или продолжить симфонию не позволили обстоятельства. «Неоконченная» впервые прозвучала только в 1865 году, благодаря венскому придворному капельмейстеру Иоганну Хербеку, который обнаружил партитуру среди архивных рукописей. Попытки найти недостающие части цикла продолжаются по сей день. Но две завершённые части шубертовской симфонии, полные тревоги и надежды, отчаяния и света, красноречивее, чем любые знатоки музыки, говорят, что все, чем композитор хотел поделиться со слушателями и исполнителями, уже звучит в написанной музыке «Неоконченной».

 

Немецкий композитор-романтик Иоганнес Брамс (Johannes Brahms 1833-1897) был влюблен в одну из дочерей Клары и Роберта Шуманов красавицу Юлию. Он не спешил открыть свои чувства. Но однажды Клара Шуман сообщила композитору, что Юлия обручена. Несовершенство мира, несбывшиеся надежды, безответное чувство — эти излюбленные романтиками настроения вслед за муками разбитого сердца привели к созданию в 1869 году Рапсодии, названной музыковедами «самой совершенной из камерных кантат Брамса». Клара Шуман, которой Брамс принес Рапсодию, писала: «Она настолько потрясла меня глубокой скорбью слов и музыки, что я давно уже не помню подобного впечатления». Сам же композитор с иронией называл свое сочинение «свадебной песней для шумановской графини — но с яростью и гневом!». Текстом Рапсодии стали 3 строфы из стихотворения Иоганна Вольфганга Гёте (Johann Wolfgang von Goethe 1749-1832) «Зимняя поездка на Гарц».

 

Но кто там в стороне?

Путь его тонет в кустах,

Сзади его

Ветви смыкаются вновь,

Снова трава восстаёт,

Пустыня его поглощает.

Кто ж уврачует того,

Ядом кому стал бальзам,

Кто из избытка любви

Выпил ненависть к ближним?

Презренный, став презирающим,

Тайно достоинство он

Только изводит своё

В самолюбивом стремленьи.

Коль на псалтири Твоей

Есть, Отец милосердья,

Звук, его уху доступный,

Сердце его утоли!

Взор раскрой отуманенный

На миллионы ключей

Рядом с томящимся жаждой

Тут же в пустыне.                           Перевод А.А. Фета

 

 

 

 

 

Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо