Два огромных человека. Шаляпин и Горький
«Два огромных человека. Шаляпин и Горький»
Музыкально-драматический спектакль в 1 действии
Концертный Пакгауз
Продолжительность 1 час 30 минут
Автор сценария и автор либретто — Ольга Русанова, музыковед, журналист, радиоведущая
Режиссер — Ляйсан Сафаргулова, лауреат Международного конкурса молодых оперных режиссёров «НАНО-ОПЕРА»
Исполнители:
Алексей Тихомиров (бас), заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат международного конкурса, солист театра «Геликон-опера» (г. Москва)
Иван Крушин, артист Казанского академического русского большого драматического театра им. Качалова.
Алсу Барышникова (фортепиано), заслуженная артистка Республики Татарстан
Ольга Русанова, ведущая
В спектакле звучат:
• Ж. Массне (Jules Émile Frédéric Massenet 1842-1912). Élégie / Элегия (1866-1872)
• М.П. Мусоргский (1839-1881). Песня о блохе / «Песня Мефистофеля в погребке Ауербаха» из трагедии И. Гете (Johann Wolfgang von Goethe 1749-1832) «Faust» / «Фауст» (1806), пер. А.Н. Струговщикова (1808-1878)
• Русская народная песня «Ноченька»
• Музыка народная, ст. В. И. Богданова (1837—1886). «Дубинушка»
• М.П. Мусоргский (1839-1881). Ария Бориса из оперы «Борис Годунов» (1869)
• Л.Д. Малашкин (1843-1902), ст. Г.А. Лишина (1854-1888). «О, если б мог выразить в звуке»
• Ш. Гуно (Charles François Gounod 1818-1893). Серенада Мефистофеля из оперы «Faust» / «Фауст» (1859)
• Дж. Россини (Gioacchino (Gioachino) Antonio Rossini 1792-1868). Ария Дона Базилио «La calunnia» / «Клевета» из оперы «Il Barbiere di Siviglia» / «Севильский цирюльник» (1816)
• Русская народная песня «Прощай, радость, жизнь моя»
• Русская народная песня «Эй, ухнем»
Шаляпин и Горький. Две глыбы, два действительно огромных человека. Не просто гениальные творцы, но и, говоря сегодняшним языком, лидеры общественного мнения, инфлюэнсеры, за которыми шли миллионы людей в России и в мире. Их 30-летняя дружба уникальна, как и они сами: трудно назвать в мировой истории другой пример подобного союза равно великих людей. Однако, начавшись со взаимных аплодисментов, эти отношения, полные страстей, пережили разные этапы, и в результате пришли к неожиданному и резкому финалу.
Кажется, столь захватывающую и жесткую драму не мог бы сочинить ни один драматург в мире. Но именно такой создала ее сама жизнь. Это тот редкий случай, когда non-fiction оказывается намного ярче художественного вымысла, и наш спектакль основан исключительно на интереснейших документальных материалах: письмах, статьях, автобиографиях.
Самым главным и самым трудным было найти артистов, которые могли бы воплотить своих великих героев. И тут нам несказанно повезло, ибо нашим Шаляпиным стал один из лучших басов мира, солист Геликон-оперы, приглашенный артист Большого театра Алексей Тихомиров, а Горьким – талантливый молодой артист Русского драматического театра имени Качалова (Казань) Иван Крушин. Режиссер – лауреат конкурса «Нано-опера» Ляйсан Сафаргулова (Уфа), концертмейстер Алсу Барышникова (Казань).
Спектакль мы с огромным успехом сыграли в Казани и Уфе, а теперь, конечно же, ждем встречи с Нижним Новгородом – родиной Горького, важнейшим городом в биографии Шаляпина. Городом, в котором они познакомились и в котором, собственно, и началась эта история.
Ольга Русанова, автор сценария и ведущая, обозреватель «Радио России», лауреат премии города Москвы в области журналистики (Москва).
Отзывы СМИ:
"За эксперимент и поиски новых форматов в фестивальной афише «отвечал» концерт-спектакль «Два огромных человека: Шаляпин и Горький». Сама идея и создание сценария принадлежали музыкальному обозревателю «Радио России», музыковеду Ольге Русановой. Она придумала интересный формат, в котором ее комментарии (она читает их сама, «от первого лица») и исторические экскурсы «перетекают» в диалоги «от первого лица» двух героев и юбиляров – Шаляпина и Горького. Ее соратником стала режиссер из Башкирского театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулова, собственно, придавшая сценарию театральную форму и придумавшая мизансценические решения.
...Приглашенный на роль Шаляпина певец Алексей Тихомиров оказался актерски очень выразительным – его мимика, жесты, тело и, конечно, голос передавали всю многогранную палитру переживаний его героя. В канву сюжета, включившего рассказы о наиболее ярких эпизодах певческой карьеры Федора Ивановича, вплетались вокальные номера. Алексей Тихомиров не побоялся сравнений, взяв шаляпинские коронные партии – Дона Базилио, Бориса Годунова, песни «Блоха», «Дубинушка»... Поразил Тихомиров и драматическим даром, легко переходя от пения к разговорным диалогам со своим другом – Максимом Горьким. Его сыграл актер Казанского Русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова Иван Крушин – высокий, типажный, внешне и внутренне соответствовавший писателю-бунтарю, натура которого была подвержена резким сменам настроений – от восторженности до агрессивных нападок. Возможно, поэтому не безоблачными оказались взаимоотношения великих современников, а к концу жизни и вовсе разладились и оборвались: идеологически и творчески Шаляпин и Горький остались по разные стороны «баррикад».
«Два огромных человека» – в этой удачной метафоре, выбранной Ольгой Русановой, заключено главное послание: громадные личности, гении каждый в своей области. Неудивительно, что им стало в какой-то момент тесно. И спектакль дал возможность не просто окунуться в подробности жизни Шаляпина и Горького, но поразмышлять о серьезных вещах и получить удовольствие от великолепных актерских работ".
Евгения Кривицкая, "Музыкальная жизнь"
"До сих пор нахожусь под большим впечатлением от музыкально-литературного спектакля под названием «Два огромных человека. Шаляпин и Горький», который прошёл 2 февраля в Казанской Ратуше (бывшее Дворянское собрание), в том же зале, где пел когда-то Шаляпин. Такая аура только добавила впечатлений! В роли Горького выступил актёр Казанского театра русской драмы Иван Крушин, а в роли Шаляпина – бас московского театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра, уроженец Казани Алексей Тихомиров. Ему пришлось не только замечательно петь, но быть ещё драматическим артистом, и в обоих случаях он оказался очень органичным. Автор и ведущая спектакля – обозреватель «Радио России» Ольга Русанова, режиссёр – Ляйсан Сафаргулова из Уфы. Они вместе с актёрами, без преувеличения, сотворили чудо! Все мизансцены были естественными, точно схвачены характеры; такая удача, что актёры (Тихомиров и Крушин) были практически с теми же антропометрическими данными, что и Шаляпин с Горьким"
Николай Рыбинский, оперный обозреватель (Москва)
Возраст12+
Длительность1 час 30 минут
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей