Джанни Скикки

Дж. Пуччини «Джанни Скикки»   
Опера в одном действии, концертное исполнение
Либретто Дж. Форцано
Продолжительность 1 час 00 минут

Дирижер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Режиссер-постановщик — Мария Шестерикова

Действующие лица и исполнители:
Джанни Скикки — Константин Сучков, Александр Миминошвили
Лауретта, его дочь — Венера Гимадиева, Мария Калинина
Дзита, двоюродная сестра Буозо Донати — Карина Хэрунц, Татьяна Гарькушова
Ринуччо, возлюбленный Лауретты, племянник Дзиты — Владимир Куклев, Дмитрий Белянский
Герардо, племянник Буозо Донати — Сергей Писарев, Александр Гостев
Нелла, его жена — Светлана Ползикова, Елена Сизова
Бетто ди Синья, зять Буозо Донати — Сергей Теленков
Симоне, двоюродный брат Буозо Донати — Максим Орлов, Вадим Соловьев
Марко, сын Симоне — Илья Ткач, Алексей Кошелев
Чьеска, жена Марко — Дарья Пичугина, Юлия Ситникова
Доктор Спинеллоччо, врач — Виктор Ряузов, Михаил Наумов
Амантио Ди Николао, нотариус — Алексей Кошелев, Евгений Фан
Пинеллино, сапожник — Евгений Фан
Гуччо, красильщик — Евгений Икатов

Действие происходит во Флоренции, в доме Буозо, около 1299 г.
В доме богатого флорентийца Буозо собрались родственники, возможные наследники усопшего хозяина. Всеобщий плач и отчаяние родни неожиданно сменяется испуганным перешептыванием: прошел слух, будто Буозо завещал все свое состояние монастырю.
Завещание находит Ринуччо. Юноше хочется, чтобы дядюшка Буозо оставил что-нибудь и для него, так как, вопреки протестам жадных родственников, он собирается жениться на Лауретте, дочери крестьянина Джанни Скикки.
Завещание вскрывает злая матушка Зита: состояние действительно завещано монастырю. Разочарованные и возмущенные родственники в замешательстве, не зная, что же предпринять. Ринуччо предлагает позвать хитроумного Джанни Скикки: тот что-нибудь придумает.
Скикки приходит вместе с красавицей-дочерью Лауреттой. Изучив завещание, он говорит, что выхода нет. Лауретта, влюбленная в Ринуччо и мечтающая стать его женой, молит отца о помощи: «O, mio babbino caro»! Скикки решается на ловкий обман: поскольку никто не знает о смерти Буозо, крестьянин займет его место и продиктует нотариусу новое завещание. 
Скикки ловко подделывает голос усопшего и с легкостью обманывает доктора Спинеллоччо, заставляя того поверить, что пациент пошел на поправку. Очередь за нотариусом. Родственники с благоговением подходят к хитрецу, нашептывая свои пожелания. Скикки сообщает им, что если обман раскроется, всех лишат правой руки и вышлют из города. Пусть же останется навеки тайной, как было создано завещание «дядюшки Буозо».
В затемненной комнате появляются нотариус и два свидетеля. Лже-Буозо диктует свое завещание, не забыв никого. Однако самый вожделенный кусок наследства — мул, мельница и дом — «умирающий» завещает своему лучшему другу Джанни Скикки.
Завещание подписано. Нотариус и свидетели уходят. Родственники вольны кричать сколько угодно, ведь владельцем дома «по закону» стал находчивый крестьянин. Лауретта и Ринуччо смогут пожениться. Джанни, подойдя к рампе, обращается к публике: «Скажите, синьоры, можно ли было найти лучше е применение денежкам Буозо? За эту проделку меня отправили в ад... Ну что ж! Но если вы, с разрешения великого отца Данте, хоть немножко развлеклись сегодня вечером, то сделайте мне... маленькое снисхождение!».

22 декабря 2023 года исполнилось 165 лет со дня рождения итальянского оперного композитора Джакомо Пуччини (1858—1924). Ему выпала участь завершить «золотой век» классической оперы и открыть страницу музыкального театра XX века. Пуччини принадлежат красивейшие и драматичные оперные истории: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», которые входят в список самых популярных и исполняемых сочинений. Им же создана и яркая, не теряющая популярности комическая опера «Джанни Скикки» («Gianni Schicchi» 1917-18).
В начале 1900 годов Пуччини задумал написать оперный триптих, который ставился бы в один вечер и объединил драму, мистику и комедию — подобно «Божественной комедии» итальянского поэта XIII века Данте Алигьери «Ад-Чистилище-Рай». Работа над тремя одноактными операми началась только через 10 лет. 
В трилогию вошли оперы: «Плащ» - либретто Джузеппе Адами (Giuseppe Adami 1878-1946) по драме французского писателя Дидье Гольда (Didier Gold 1874-1931), «Сестра Анджелика» - либретто итальянского певца и журналиста Джоваккино Форцано (Giovacchino Forzano 1884-1970), «Джанни Скикки» - либретто Форцано на сюжет из 30 песни «Ада» «Божественной комедии» Данте. На первый взгляд, эти истории никак не связаны между собой: разные герои, страны, качество литературных источников. Но по словам российского музыковеда Ольги Левашевой: «Между операми есть внутренняя драматургическая связь. Идея оперного триптиха как нельзя более отвечает пуччиниевской концепции музыкального театра — «поражать, трогать, развлекать». Задумав его, композитор хотел отразить три грани человеческой жизни: жестокую драму любви и ревности, трогательную лирику, жизнелюбивый юмор народной комедии. Так появились три «разноцветные», контрастные части триптиха — «Плащ», «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки»
Счастливая судьба была уготована «Джанни Скикки» с первых дней появления еще в виде замысла. Талантливый либреттист Джоваккино Форцано создал из маленького эпизода «Божественной комедии» Данте занимательную историю о находчивом крестьянине, подобную итальянской commedia dell’arte — комедии масок, которую композитор соединил с классической оперой буффа.  Пуччини настолько увлекся новым сюжетом, что хотел прервать работу над второй частью в пользу «Скикки». Но удержался и не нарушил хронологию. Комическая опера была написана с невероятной легкостью и быстротой. «Музыкальная драматургия «Джанни Скикки» подчинена традиционным канонам классической комедии. В маленькой опере, как в фокусе, сосредоточены все ее основные этапы: завязка до появления главного героя, хитро задуманная интрига, в которой герой играет главную движущую роль, и, наконец, морализующая развязка, трактованная с известной долей условности: наказан порок, вознаграждена добродетель...», — пишет Ольга Левашева. 
В партитуре оперы безупречно сочетаются роскошные мелодии бельканто и традиционные речитативы с почти кинематографической сменой эпизодов и политональными ансамблями. Отзвуки мрачного гротеска в стиле популярного в начале века театра Гриноль — первопроходца в жанре хоррор — переплетается с сатирическими приемами народного балагана. Непрерывное действие и сквозное музыкальное развитие прерываются лишь один раз: после знаменитой арии Лауретты оркестр делает паузу, чтобы уступить место аплодисментам восхищенных зрителей. 
Премьера трилогии состоялась 14 декабря 1918 года в Нью-Йорке в Метрополитен-опера. Впервые Пуччини не присутствовал на репетициях и спектаклях: шла Первая мировая война и путешествие через океан было небезопасным. Но уже через год оперы прозвучали в «Театро Костанци» в Риме. И в Америке, и в Италии сочинение принимали неоднозначно, споря, отвергая, восхищаясь. Единодушие царило только в случае с третьей частью, которую неизменно сопровождали восторженные овации. Первая постановка на русской сцене состоялась в Ленинграде, в Малом — Михайловском театре в 1976 году.
Историки утверждают, что в основе сюжета — реальная история. Горожанин Джанни Скикки действительно жил во Флоренции и был современником Данте. Ловкий Скикки действительно участвовал в подделке завещания знатного сеньора Буозо Донато, среди пострадавших родственников которого оказалась супруга Данте. Поэт наказал своего земляка, поместив Скикки в восьмой круг ада. Пуччини знал об этой истории и завершил оперу обращением главного героя к публике с просьбой о снисхождении, в котором ему когда-то отказал Данте.  

Возраст12+

Длительность1 час 00 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Дж. Пуччини

отзывы (3)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо