«Гамлет» в русской музыке П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович

П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович

Концерт пройдет в концертном зале Пакгаузы на Стрелке

Солистка — Татьяна Иващенко

Оркестр «La Voce Strumentale» 

Дирижер — Федор Леднев


П.И. Чайковский.  Музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» ор.67а 

Идею написать музыку на сюжет произведения Вильяма Шекспира подсказал Петру Ильичу Чайковскому композитор Милий Алексеевич Балакирев в 1869 году. Первым шекспировским сочинением Чайковского стала увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», открывшая, по словам его брата Модеста Ильича, настоящее значение Чайковского в истории искусства. В 1873 году композитор пишет фантазию по драме Шекспира «Буря». 

Через 15 лет Чайковский в третий раз обращается к творчеству английского драматурга. По просьбе французского актера Люсьена Гитри, увлеченный его игрой, композитор сочиняет музыку к спектаклю «Гамлет». Спектакль не состоялся, но Петр Ильич ради Гитри написал к этой трагедии увертюру. Увлекшись, композитор вместо музыки для небольшого оркестра драматического театра создал увертюру-фантазию для симфонического оркестра ор. 67 и посвятил её норвежскому композитору Эдварду Григу, с которым познакомился в Лейпциге. Произведение завершено летом 1888 года, оркестровано осенью. 12 ноября Чайковский дирижировал исполнением увертюры в симфоническом собрании Русского музыкального общества в Петербурге.

В 1891 году Чайковский возвращается к музыке спектакля «Гамлет» в связи с предстоящим бенефисом Гитри. В сюиту вошло семнадцать номеров. Не все из них были оригинальны: № 1, увертюра переинструментована для небольшого оркестра из симфонической фантазии «Гамлет» ор. 67; № 5, антракт ко второму действию — вторая часть (alla tedesca) из симфонии № 3; № 7, антракт к третьему действию — № 8 из музыки к сказке А. Островского «Снегурочка»; № 8, антракт к четвертому действию — Элегия, написанная к юбилею актера Ивана Самарина. Спектакль «Гамлет» был показан 9 февраля 1891 года французской труппой в Михайловском театре.

«… мало оваций выпало на долю Петра Ильича 9 февраля… Впрочем, он и не ждал их, не придавая серьезного значения своей музыке к этой трагедии. Тем не менее, из отдельных отзывов о ней он был удивлен услышать похвалы и переменил свое пренебрежительное мнение об этой вещи к лучшему», — писал брат композитора Модест Чайковский.


С.С. Прокофьев. Музыка к спектаклю «Гамлет» по одноименной трагедии У. Шекспира ор. 77. 

В 30-е годы ХХ века шекспировская тема безраздельно властвовала в творчестве Сергея Прокофьева. В 1934 году он пишет музыку к спектаклю Камерного театра режиссера Александра Таирова «Египетские ночи» по текстам Бернарда Шоу, Пушкина и Шекспира. В 1935 году — музыку к балету «Ромео и Джульетта».

В 1936 году Прокофьев работает над музыкальным оформлением спектакля театра имени Мейерхольда «Гамлет». Постановку собирались показать к открытию нового здания театра. Но театр был закрыт приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда». 

В 1937−1938 годах в ленинградском «Молодом театре» Радлова появляется «Гамлет», музыку к которому (ор. 77, для малого симфонического оркестра) пишет Сергей Прокофьев.

«Мой метод работы над музыкой для драматического произведения заключался в 

том, чтобы выспросить у режиссера все, что он ждет и желает иметь от музыки в 

данном спектакле, затем дать ему бой на тему о моих пожеланиях и, наконец, из 

примирения после боя сделать окончательный вывод, какую музыку следует 

писать. При постановке "Гамлета" имело место лишь первое звено этих событий, а 

именно Сергей Эрнестович Радлов по моей просьбе в довольно подробном письме 

изложил мне свои пожелания, и эти пожелания настолько совпали с моими собственными, что оставалось только уладить некоторые детали, а затем писать музыку». «Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью»

Премьера состоялась на сцене ленинградского Театра-студии под руководством Сергея Радлова 15 мая 1938 года.

Композитор написал для спектакля 10 номеров: Фанфары, Призрак отца Гамлета, Марш Клавдия, Пантомима, 1-я песенка Офелии, 2-я песенка Офелии, 3-я песенка Офелии, 4-я песенка Офелии, Песня могильщика, Заключительный марш Фортинбрасса.


Д.Д. Шостакович Музыка к спектаклю «Гамлет» по одноименной трагедии У. Шекспира ор.32 

Молодой композитор Дмитрий Шостакович к 30-м годам ХХ века уже написал три симфонии, оперу «Нос», балеты «Золотой век» и «Болт». Мечтой музыканта было написать музыку к трагедии Шекспира. И вот молодой режиссер Николай Акимов пригласил Шостаковича стать автором музыки своей первой постановки на сцене Московского театра имени Е. Вахтангова — «Гамлет» В.Шекспира. «Акимов гонялся за мной. Я согласился писать музыку, и, что важно отметить, театр заплатил мне аванс», — вспоминал Шостакович.

Об этом сатирическом, решенном в духе памфлета спектакле, премьера которого состоялась в 1932 году, сохранилось много отзывов и рецензий критиков. Вот как вспоминал о нем один из очевидцев: «По сцене пролетала королевская кавалькада, вдогонку за убегавшим оленем. Прекрасный рыцарь Фортинбрас, ломая забор копытами коня, въезжал на сцену на фоне лилового неба, под великолепный марш Шостаковича. По краям забора торчали пики с отрубленными головами, и качались повешенные на виселицах. Офелия была действительно очаровательна и необыкновенно соблазнительна в своём чёрном бархатном платье, обшитом золотом, с низким вырезом на груди. Гамлет был кутила и забияка. Интересную и талантливую музыку написал Шостакович. Одним словом, всё было. Не было только старика Шекспира. Но на этот спектакль его и не предполагали приглашать». 

Соответствовала стилю постановки и музыка Шостаковича. Скрипач театрального оркестра Юрий Елагин в своей мемуарной книге «Укрощение искусств» рассказывает: «Интересно, что в известной сцене с флейтой, Шостакович зло высмеял и советскую власть, и группу пролетарских композиторов, которые как раз в то время были на вершине своего могущества и причиняли немалое зло русской музыке и русским музыкантам». А современный литературный критик Ольга Мяэотс, рассказывая об акимовском спектакле, добавляет: «В похоронном марше, написанном Шостаковичем, проскальзывают ноты знаменитого марша Шопена, которые в данном случае добавляют… комизма финалу трагедии. А смеяться к концу спектакля публика уже была готова по любому поводу…»

Несмотря на резкие критические высказывания, музыка, созданная Шостаковичем, оценивалась высоко. В «Литературной газете» было написано, что музыка «…самое лучшее, самое смелое в спектакле, она все время на какой-то чудесной границе иронии и сатиры». 

Дмитрий Шостакович сочинил для спектакля 13 номеров: «Вступление и ночной дозор», «Похоронный марш», «Туш и танцевальная музыка», «Охота», «Пантомима актеров», «Шествие», «Музыкальная пантомима», «Пир», «Песенка Офелии», «Колыбельная», «Реквием», «Турнир», «Марш Фортинбраса». 

Спектакль шел около года, а потом был снят под предлогом борьбы с формализмом. Дмитрий Дмитриевич Шостакович вспоминал: «По сей день эта скандальная постановка является ночным кошмаром для шекспироведов. Словно от привидения, они бледнеют при одном лишь упоминании об этом спектакле».


Возраст12+

Длительность1 час 40 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо