ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы
ГАСО России имени Е.Ф. Светланова
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 1 час 40 минут
Исполнители:
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Художественный руководитель оркестра и дирижер — Филипп Чижевский, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова
Солист — Михаил Турпанов (фортепиано), лауреат международных конкурсов, лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Программа концерта:
Г.И. Уствольская (1919-2006). Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946) Посв. Алексею Любимову
А. Онеггер (Arthur Honegger 1892-1955). Симфония № 3 «Литургическая» H186 (1946)
«Dies irae» / «День гнева»
«De profundis clamavi ad te» / «Из глубины взываю к Тебе, Господи»
«Dona nobis pacem» / «Даруй нам мир»
А.Г. Шнитке (1934-1998). «Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне)» для большого симфонического оркестра op.183 (1984-85)
1 октября 2025 года, в Международный день музыки, в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» фестиваля «Современная музыка: к 80-летию Победы» на сцене Концертного Пакгауза выступит один из старейших симфонических коллективов страны — легендарный Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под руководством Филиппа Чижевского. Так же в концерте примет участие один из ведущих современных концертирующих пианистов лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Турпанов.
В программе вечера прозвучат произведения композиторов XX века — свидетелей событий Второй мировой войны.
Галина Ивановна Уствольская (1919-2006) поступила в Ленинградскую консерваторию в 1939 году, став ученицей Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В 1941 году вместе с консерваторией она эвакуировалась в Ташкент, где занятия приостановились, а молодая студентка работала эвакогоспитале. Занятия возобновились в 1944 году, и вскоре было написано первое крупное сочинение Уствольской, ставшее её дипломной работой — Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр. Галина Ивановна никогда не говорила и не писала о программном содержании этого произведения. Но эмоции автора, переданные в музыке Концерта, невольно вызывают ассоциативный ряд с недавними событиями военных лет, предшествующими его созданию: Трагедия-Борьба-Победа.
В 1945 году французский композитор Артюр Онеггер (Arthur Honegger 1892-1955) начал работу над своей третьей симфонией. Композитор назвал симфонию «Литургическая», использовав для её частей заглавия из католической мессы. Пережив трагические годы Второй мировой войны, композитор стремился через музыку передать собственное восприятие потрясений недавнего времени: «Я хотел, чтобы это произведение символизировало протест современного человека против нашествия варварства, тупости, против страданий, против бюрократической машины, которые штурмуют нас уже столько лет… Моя симфония — драма, в которой играют (в действительности или символично) три действующих лица: Горе, Счастье и Человек. Это вечная проблема. Я попытался ее обновить». Премьера «Литургической» симфонии состоялась в 1946 году в Цюрихе. Дирижировал исполнением Шарль Мюнш, которому Онеггер и посвятил это сочинение, — французский дирижер и скрипач, участник Движения Сопротивления.
Один из самых исполняемых композиторов ХХ века Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) навсегда сохранил в себе детские воспоминания и тревожность военного поколения. Военное детство Шнитке прошло в Москве. А в 1946 году семья переехала в Вену, куда переводчиком в издательство был назначен отец будущего композитора. Там же начались его занятия музыкой, продолжившиеся по возвращении в Россию. Впечатления от различных культур — русской и европейской, разных стилей — классического и авангардного — вплетены в музыкальное творчество Шнитке, утверждавшего, что «Музыка — это мысль о мире, отношение к миру, выраженное в звуковой форме». В 1985 году композитор написал трагическое сочинение для большого симфонического оркестра «Ритуал Памяти погибших во Второй мировой войне», приуроченное к 40-летию освобождения Белграда. Тяжелые шаги траурной чаконы сменяются торжественным колокольным звоном, который, угасая, растворяется в небытие, словно души погибших воинов. «В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Её радости, её диссонансы, её пестрота, её трагизм. Мы живём по Шнитке», — писал виолончелист Мстислав Растропович.
Михаил Турпанов, фортепиано
Блестящий пианист-интеллектуал, исследователь, признанный интерпретатор музыки XX–XXI века. Родился в 1989 году в Красноярске. Заниматься музыкой начал в пятилетнем возрасте в классе специального фортепиано М.Д. Бояркиной. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Н.Н. Макаровой), Московскую консерваторию (класс профессора Н.А. Петрова; класс профессора М.С. Воскресенского) и ассистентуру-стажировку консерватории (творческий руководитель – профессор М.С. Воскресенский).
Лауреат международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015). Участник престижных Всероссийских и международных фестивалей, в их числе имени А.Н. Скрябина и Pianoscope (художественный руководитель фестивалей – Б. Березовский), Gradus ad Parnassum (при поддержке компании Yamaha), Primavera Classica, Летний музыкальный фестиваль в Копенгагене, «Шаги на снегу», «Возрождение», «Альтернатива» (художественный руководитель – А. Любимов), «Московская осень» и многие другие. Летом 2016 года в рамках Фестиваля в Монпелье (Франция) музыкант с успехом выступил в серии концертов, в том числе транслируемых в прямом эфире Radio France.
М. Турпанов играет на лучших площадках Москвы и Европы, среди них Salle Cortot, Salle Pasteur, Grange de la Maladrerie Saint-Lazare, Théâtre du Beauvaisis, Troldsalen' Chamber Music Hall, Charlottenborg Festsal, Концертный зал в Копенгагене, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал «Зарядье», Концертный зал имени П.И. Чайковского, залы Московского международного Дома музыки, Мариинского театра...
В качестве солиста пианист неоднократно сотрудничал с такими коллективами, как Национальный филармонический оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, Государственный академический камерный оркестр России; дирижерами А. Лазаревым, К.-Д. Мазуром, А. Рудиным, А. Гиндиным, А. Левиным, Э. Серовым, А. Уткиным и другими.
Среди партнеров по сцене – вокалисты Я. Иванилова, М. Карпеченко; скрипачи В. Иголинский, А. Лундин, Д. Пасько, Е. Кошкина, М. Осипова; флейтисты И. Стачинская, Е. Шпалингер; кларнетист С. Елецкий; пианисты Ю. Фаворин, А. Гиндин, М.Дубов, Б. Шульман, М. Воскресенский, А. Курбатов и другие.
Обширный и разнообразный репертуар артиста включает произведения композиторов от эпохи барокко до авторов XX–XXI столетий. Активно пропагандируя современную музыку, М. Турпанов осуществил под эгидой просветительской программы «Антология фортепианной музыки России» записи произведений А. Шнитке, А. Вустина, Н. Каретникова; исполнил ряд российских и мировых премьер сочинений Х. Черновин, Ю. Буцко, И. Соколова, Д. Хорова и других. Принимал участие в цикле концертов «Все фортепианные сонаты Николая Метнера» (Московской консерваторией выпущены CD с записями цикла).
С 2018 года ведет класс специального фортепиано в Центральной музыкальной школе – Академии исполнительского искусства; преподает на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (как ассистент профессора Ю.В. Мартынова). Регулярно проводит мастер-классы, участвует в жюри фортепианных конкурсов.
Филипп Чижевский, дирижер
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора С. Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора В. Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).
В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011) и «Королева фей» (Большой зал Московской консерватории, 2017), оперы «Франциск» С. Невского (Большой театр, 2012), «Сказки о солдате» И. Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Г.-Ф. Генделя (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018).
С 2011 года преподает в Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования).
С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под руководством В. Полянского. Ассистировал Г. Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы М. Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012).
В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы «Так поступают все женщины» В.-А. Моцарта в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета.
В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с В. Юровским и Ф. Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» К. Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Г. Канчели на открытии X Международного фестиваля виолончельной музыки VIVACELLO.
Художественный руководитель Фестиваля барочной музыки (Большом театре, сезон 2014/15), Международного Свято-Владимирского фестиваля православного пения «Просветитель» (Карелия, остров Валаам, 2016), Международного фестиваля классической музыки «Кантата» (Калининград, 2021).
С 2014 года – приглашенный дирижер Большого театра России. Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Ж. Оффенбаха (Камерная сцена Большого театра, 2019), одноактных опер «Дневник Анны Франк» Г. Фрида и «Белая роза» У. Циммермана (Камерная сцена Большого театра, 2021), опер «Кармен» Ж. Бизе (Пермский театр оперы и балета, 2021) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (Пермский театр оперы и балета и Московский театр «Новая Опера», 2023).
С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными оркестрами, солистами и режиссерами. Со скрипачом Р. Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Л. Десятникова; с пианистом А. Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Б. Папандопуло.
В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 2022-м удостоен премии «Золотая маска» за работу дирижера в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова Художественный руководитель — Филипп Чижевский
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова — один из старейших симфонических коллективов страны: в 2025 г. ему исполнится 89 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением А. Гаука и Э. Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). С августа 2024 года его художественным руководителем является Филипп Чижевский. В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова.
Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Мюзикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, А. Ведерников, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, К. Мазур, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, Г. Рождественский, М. Ростропович, С. Сондецкис, И. Стравинский, М. Юровский, А. Янсонс, А. Борейко, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, А. Сладковский, Л. Слаткин, Ю. Темирканов, Т. Цетмайр, Н. Ярви и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали знаменитые музыканты и коллективы, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, М. Кабалье, С. Лемешев, Е. Образцова, Д. Хворостовский, М. Гулегина, П. Доминго, Й. Кауфман, С. Лейферкус, пианисты Э. Гилельс, В. Клиберн, Г. Нейгауз, Н. Петров, С. Рихтер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Э. Вирсаладзе, Н. Луганский, Д. Мацуев и Г. Соколов, скрипачи Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, Б. Белкин, М. Венгеров, Г. Кремер, В. Пикайзен, В. Репин, В. Спиваков и В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, А. Князев, М. Майский и А. Рудин, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения русских и советских композиторов Н. Мясковского, А. Гречанинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, М. Вайнберга, Т. Хренникова, Р. Щедрина и других.
Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья ( «Мелодия», «Бомба-Питер», Delos, Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, BelAir, ICA Classics, Pentatone, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Cтравинского (дирижёр — Е. Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
Госоркестр – участник крупнейших Российских и международных конкурсов и фестивалей.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 г. носит почётное звание «академический», в 1986 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 г. получил премию Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Д. Шостаковича (солистка — А. Ибрагимова, дирижёр — В. Юровский), в 2025 г. стал лауреатом Большой оркестровой премии «440 Hz».
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей