Голос арфы
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 30 минут
Исполнители:
Луиза Минцаева (арфа)
Ирина Афанасьева (арфа)
Мария Калинина (сопрано)
Марина Волкова (флейта)
Елена Логинова (виолончель)
*Программа концерта:
1 отделение:
1. Ж.Ф. Рамо (Jean-Philippe Rameau 1683-1764). «Le Rappel des oiseaux» / «Перекличка птиц» из цикла «Пьесы для клавесина» RCT 2:5/5 (1724)
2. Ж.Б. де Сент-Жорж (Joseph Bologne de Saint-George 1745-1799). Соната для флейты и арфы Es-dur Vm7/6118
3. А. Гретри (André-Ernest-Modeste Grétry 1741-1813). Six Nouvelles romances Paroles d'André / Шесть новых романсов на слова А. Гретри (племянника)
«La gaeté villageoise» / «Деревенское веселье»
«Le départ inutile» / «Ненужный отъезд»
«La carriere chansonnette» / «Песенная карьера»
«L'amant rassuré» / «Успокоенный любовник»
«Le jour de noce» / «День свадьбы»
«Le tombeau de Thisbé» / «Могила Фисбы»
4. К. Сен-Санс (Charles-Camille Saint-Saëns 1835-1921). Фантазия для арфы соло a-moll op. 95 (1893)
5. К. Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918). «Clair de lune» / «Лунный свет» из цикла «Suite Bergamasque» / «Бергамасская сюита» L 75 /3 (1890-95)
6. К. Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918). «Beau Soir» / «Прекрасный вечер» на ст. П. Бурже (Paul Charles Joseph Bourget 1852-1935) для голоса и фортепиано/арфы L 6 (1880)
7. Г. Форе (Gabriel Urbain Fauré 1845-1924). «Hymne à Apollon» chant grec II siècle avant JC / «Гимн Аполлону» греческая песнь II века до н.э. в транскрипции Т. Рейнаха (Théodore Reinach 1860 1928) для сопрано и арфы op. 63bis (1894)
8.Э. Сати (Erik Satie 1866-1925). «Le Fils des étoiles» Liar score / «Сын звезд», прелюдия для арфы ES 20A (1891/1896)
2 отделение
1. К.Ф.Э. Бах (Carl Philipp Emanuel Bach 1714-1788). Соната для арфы «Battle of Bergen» / «Битва при Бергене» (1776).
2. Й. Гайдн (Franz Joseph Haydn 1732-1809). Трио G-dur для флейты, виолончели, арфы op.67 №1 Hob XV:15 (1790)
3. Л. ван Бетховен (Ludwig van Beethoven 1770-1827). 6 вариаций для фортепиано/арфы на тему швейцарской песни F-dur WoO 64
4. П. Хиндемит (Paul Hindemith 1895-1963). Соната для арфы (1939)
Mäßig schnell /умеренно быстро
Lebhaft / живо
Sehr langsam / очень медленно
5. Ф. Лист (Franz Liszt 1811-1886). Псалом № 23 «Mein Gott, der ist mein Hirt» / «Господь — Пастырь мой» для сопрано и арфы/фортепиано S. 15.1b (1861)
6. Э. Кренек (Ernst Krenek 1900-1991). Соната для арфы op. 150 (1955)
Allegro assai
Adagio
Vivace
*В программе возможны изменения
Голос арфы впервые прозвучал более 5 тысяч лет назад. И уже в 3 тысячелетии до н.э. к этому инструменту относились с особым почтением. В Древнем Египте арфу украшали драгоценными металлами и изображали на фресках и барельефах. В Древней Греции прекрасно знали о целительных свойствах инструмента, запечатлев в мифах чудесное воздействие звуков арфы.
В европейское искусство арфа пришла в V веке, став в эпоху Барокко полноправным сольным инструментом и участником оркестра. В XVIII столетии первые арфисты появились в России. А ХХ век принес научное подтверждение благотворного воздействия звуков арфы на организм человека, развивая направление «арфотерапия».
В программу «Голос арфы» вошли редко исполняемые сочинения, созданные европейскими композиторами XVIII, XIX, XX веков. Первое отделение посвящено французской музыке. Во Франции в эпоху Просвещения арфа пользовалась огромной популярностью. На ней играли короли и вельможи. Даже Французская революция не повлияла на любовь поклонников к этому удивительному инструменту. Во второе отделение вошли произведения композиторов Германии и Австрии.
Ж.Ф. Рамо (Jean-Philippe Rameau 1683-1764) был признан современниками одним из знаменитейших музыкантов Европы. Оставаясь ведущим оперным композитором французского барокко, Рамо написал большое количество клавесинных пьес. Каждая из них, как и популярная «Le Rappel des oiseaux» / «Перекличка птиц», — маленький спектакль исполнителя-виртуоза.
Почти забытый сегодня, но чрезвычайно популярный среди современников представитель французского классического направление Жозеф Болонь де Сен Жорж был блестящим скрипачом, талантливым композитором и кроме того королевским мушкетером и искусным фехтовальщиком. Его музыка звучала при французсклм королевском дворе, а он сам с по прообразом для героев романов Дюма.
Андре Гретри (André-Ernest-Modeste Grétry 1741-1813) — мэтр французской оперы эпохи Просвещения и одна из главных фигур в формировании жанра комической оперы. Во время революционных событий этот демократический жанр принес ему славу. Именно его оперу «Ричард Львиное сердце» цитирует Петр Ильич Чайковский в песенке Графини в «Пиковой даме». А сам Гретри написал оперу «Петр Великий», в которой даже звучит тема из Камаринской.
Камиль Сен-Санс — один из самых известных представителей французской композиторской школы. Но парадокс заключается в том, что такое renommée обеспечили ему всего несколько произведений, исполняющихся часто на театральных и концертных сценах. На самом деле Сен-Санс — автор более четырехсот сочинений практически во всех жанрах. Многие из них до сих пор не опубликованы. Отличительной чертой стиля композитора считают «умеренность, логику, баланс и точность». В программе концерта — редко исполняемая Фантазия для арфы.
Красивый, будто «неземной» тембр арфы словно предназначен для звучания произведений композиторов-импрессионистов. Главным представителем стиля impressionnisme в музыке был Клод Дебюсси. В его творческом наследии практически нет сочинений для арфы. Но переложения для этого инструмента фортепианных пьес становятся украшением концертных программ. Романс «Beau Soir», написанный во время обучения в консерватории на стихи французского поэта Поля Бурже, — одно из первых произведений композитора. С тех пор тема вечерних грез часто присутствовала в музыке Дебюсси. «Clair de lune» / «Лунный свет» из «Suite Bergamasque» вдохновлен стихами Поля Верлена:
Tout en chantant sur le mode mineur
L'amour vainqueur et la vie opportune
Ils n'ont pas l'air de croire a leur bonheur
Et leur chanson se mele au clair de lune,
И, воспевая на минорный тон
Восторг любви, сердцам любезный юным.
Никто на самом деле не влюблен,
И песня их слита с сияньем лунным...
Пер. Г.А. Шенгели
«Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!», — так писал историк музыки Рене Дюмениль о французском композиторе Габриэле Форе. Его творчество ценили русские музыканты С. Танеев, П.И. Чайковский, А. Глазунов. В произведениях «французского Шумана», как называли Форе друзья, в гармоничном равновесии сосуществуют романтизм и символизм, импрессионизм и классицизм. Один из примеров такой «связи времен» стала обработка греческого песнопения II века до н.э. «Гимн Аполлону». Выгравированную на камне мелодию расшифровал французский историк, археолог, музыковед Теодор Райнах (Théodore Reinach 1860-1928). Форе завершил работу над Гимном, создав сопровождение с участием арфы.
Французский композитор Эрик Сати называл свою музыку «длящаяся сиюминутность». Под это определение абсолютно подходит музыкальное сопровождение к драме «Сын звезд» / «Le Fils des étoiles» писателя, искусствоведа и оккультиста Жозефина Пеладана (Joséphin Péladan 1858-1918). В финальную версию спектакля, премьера которого состоялась в 1892 году в Париже, вошли всего три прелюдии, исполняемые между актами. Позже эти прелюдии Сати объединил в фортепианную сюиту, потому что в то время первоначальный вариант сочинения для арф и флейт вызывал большие проблемы с настройкой инструментов.
Один из старших сыновей И.С. Баха Карл Филипп Эмануэль Бах при жизни был признан великим. Со временем этот титул утратил силу, но не подлежит сомнению значительная роль второго сына Баха в формировании стиля классицизма. Он написал огромное количество клавирной музыки, схожей по форме с классической сонатой. Его авторству принадлежат симфонии, песни, арии, духовная и светская музыка. «Er (Emanuel Bach) ist der Vater; wir sind die Bubn. Wer von uns was Rechts kann, hats von ihm gelernt» / «Он отец, мы — мальчишки. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него», — сказал Моцарт о Карле Филиппе Эмануэле Бахе.
Творческий путь первого венского классика Йозефа Гайдна охватывает период от становления Классицизма до Пятой симфонии Бетховена и «Апассионаты». Он написал около 1000 сочинений в разных жанрах, в которых сформировались жанры и формы классического стиля. Музыка Гайдна изящна, филигранна и выверена до мельчайших деталей. Трио G-dur — совершенное подтверждение слов немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души».
Людвиг ван Бетховен — венский классик, ворвавшийся в движение «бури и натиска» и завершивший эпоху Классицизма. Автор грандиозной Девятой симфонии, изыскан и утончен в Вариациях для арфы на швейцарскую тему.
Венгерский композитор-романтик Ференц Лист отличался виртуозным владением фортепиано, хотя и не часто выступал на сцене. Он был просветителем, открывшим для западной публики русскую оперную музыку. Его дарование сравнивали по невероятной силе воздействия с легендарным Паганини. Но Лист был не просто неудержимым романтиком, он был великим музыкантом и изысканным мелодистом. В написанном им возвышенном хорале «Mein Gott, der ist mein Hirt» инструментальную партию отдал именно арфе с её «небесным» тембром.
Немецкого композитора, исполнителя, теоретика музыки Пауля Хиндемита называли «всемузыкант»: он мог исполнить партию любого инструмента в своих сочинениях. Зная «сильные» тембровые и технические возможности инструментальных групп, Хиндемит, известный жесткими импрессионистскими музыкальными решениями, написал для арфы красивейшую, почти импрессионистскую сонату.
Музыку Эрнста Кренека — австро-американского композитора — называют энциклопедией музыкальных стилей XX века. Неоклассицизм, экспрессионизм, неоромантизм, черты Шонберга и Хиндемита в разные периоды звучали в его произведениях. Нежную арфу Кренек представил своей манере — от медитации до конструктивного хаоса.
Возраст12+
Длительность2 часа 30 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей