Хоровая музыка ХХ века – от революции к духовности

Хоровая музыка ХХ века – от революции к духовности

Концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз

 

Д.Д. Шостакович (1906-1975). 10 поэм для хора на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX, op. 88 (1951)

«Смелей, друзья, идем в(род.1955). перед!» на ст. Л. Радина

«Один из многих» на ст. Е. Тарасова

«На улицу!» на ст. неизвестного автора

«При встрече во время пересылки» на ст. А. Гмырева

«Казненным» на ст. А. Гмырева

«Девятое января на ст. А. Коца

«Смолкли залпы запоздалые на ст. Е. Тарасова

«Они победили» на ст. А. Гмырева

«Майская песнь» на ст. А. Коца

«Песня» на ст. В. Тан-Богораза (из У. Уитмена)

А.Г. Шнитке (1934–1998).  3 духовных хора для смешанных голосов op.deest (1984)

Богородице Дево, радуйся

Господи Иисусе

Отче наш        

Л.А. Десятников (род.1955). «Дар» на ст. Г.Р. Державина, кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля

«Сафо»

«Потопление»

«Скромность»

«Дар»

«На кончину»

«Река времен»

 

Исполнители:

Сергей Годин (тенор), лауреат международного конкурса

Солисты оркестра и хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Хормейстер и дирижер — Арина Мирсаетова, лауреат международных конкурсов

 

На написание десяти поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов конца XIX и начала XХ века Шостаковича (1906-1975) вдохновили образы русской революции 1905 года. Рисуя бесчинства вооруженного противостояния, композитор отражает самые тяжёлые страницы русской истории начала и середины ХХ века. В его музыке – мрак тюрем и застенков палачей из НКВД, расстрел мирной демонстрации 9 января и сталинские репрессии 30-х годов.

 

Духовный мир человека в творчестве Альфреда Шнитке(1934–1998) передан с большой ясностью и глубиной. «Его музыка входит в нашу жизнь иллюзорной, духовной реальностью», - писал музыковед Александр Ивашкин.

Шнитке неоднократно он обращался к средневековым духовным текстам. «… все наивные мистики - те, которые были не склонны к систематизации и ограничению своего

знания, а просто излагали его, имеют для меня большее значение, чем возводящие стройное знание. В этом смысле если начать с Христа и взять Евангелие от Иоанна, или Августина, или Мастера Экхарта, или Франциска, - во всех этих случаях мы имеем дело с тайной, которая всегда тайной останется, и даже в таком наивном солнечном проявлении, как у Франциска. Тайной, которую не объяснишь. И это для меня наивысший вид литературы», - говорил Шнитке.

Три духовных хора – единственное сочинение композитора, которое написано на православный литургический текст. «Богородице, Дево, радуйся» погружает слушателя в сакральное акустическое пространство храма, «Иисусова молитва» – во внутреннее пространство души. Третий хор «Отче наш» возвращает в атмосферу соборной молитвы, объемным звучанием наполняющей своды храма.

 

Леонид Десятников (род.1955) – один из самых исполняемых современных российских композиторов. В 2009-2010 годах он был музыкальным руководителем Большого театра России.

Важная черта творчества Десятникова – полистилистика. В своих сочинениях он переосмысляет опыт прошлого, смешивает музыкальные языки разных эпох и композиторов, и в неожиданных решениях рождается музыка, говорящая с нами на современном языке.

Кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля «Дар» написана на стихи Гавриила Романовича Державина, которые отражают духовные искания русского человека екатерининской эпохи: «Сафо», «Потопление», «Скромность», «Дар», «На кончину», «Река времен».

 

Сергей Годин (тенор)

Лауреат Международного конкурса в рамках фестиваля Славянской музыки (2004)

В 2017 году – солист Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. В 2018 году по приглашению Теодора Курентзиса перешёл в труппу Пермского театра оперы и балета им. Чайковского и стал участником коллектива musicAeterna.

Совместно с оркестром и хором musicAeterna Сергей исполнил партию тенора в «Реквиеме» В.А. Моцарта и партию тенора в концертном исполнении балета И.Ф. Стравинского «Пульчинелла». Как участник Зальцбургского фестиваля с коллективом musicAeterna выступал в зале Felsenreitschule с партией в «Комедии на конец времени» К. Орфа и в зале Mozarteum, где исполнял партию тенора в «Реквиеме» А.Г. Шнитке (2022).

С 2023 года – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.

 

Арина Мирсаетова (хормейстер, дирижер)

Лауреат международных конкурсов

С 2005 по 2011 гг. – артистка камерного хора New Siberian Singers под руководством Теодора Курентзиса.

А с 2007 по 2009 гг. – солистка женской хоровой капеллы Российско-немецкого дома.( г. Новосибирск). После окончания консерватории в 2008 году стала хормейстером по вводам в хоре Новосибирского театра оперы и балета, где вела весь репертуар. 

С 2011 г. – артистка хора musicAeterna, хормейстер (Пермский театр оперы и балета). 

В качестве хормейстера работала и вела следующие спектакли театра: «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Богема» Пуччини, «Жанна на костре» Онеггера, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти и др. 

Как хормейстер коллектива musicAeterna участвовала в следующих проектах: «Реквием» Дж. Верди, 9 симфония Л. ван Бетховена, «De temporum fine comoedia» К. Орфа, «Персефона» и «Симфония псалмов» И.Ф. Стравинского, «Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze» Й. Гайдна и др. 

С 2023 г. – художественный руководитель и дирижёр любительского хора Дома Радио «Большой Распев». ( г. Санкт-петербург). 

В 2024 г. - хормейстер-постановщик оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта»(Дягилевский фестиваль).

Возраст12+

Длительность1 час 30 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо