IN CROCE - духовная музыка Софии Губайдулиной

IN CROCE
Духовная музыка Софии Губайдулиной

Концерт в одном отделении
Концертный Пакгауз


Уважаемые зрители!

Обращаем ваше внимание, что панорамное окно во время концерта будет закрыто.


Проект фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда», художественный руководитель Андрей Устинов. Организатор фестиваля АНО «Музыкальное обозрение» при поддержке Министерства культуры РФ.


С. А. Губайдулина (род. 1931)

«De profundis» для баяна (1978). Посвящается Фридриху Липсу

«In сrосе» для виолончели и баяна (1979-1991). Посвящается Владимиру Тонха

«Et exspecto» соната для баяна в 5 частях (1985). Посвящается Фридриху Липсу

«Silenzio» пять пьес для баяна, скрипки и виолончели (1991). Посвящается Эльжбет Мозер

 

Исполнители:

Иосиф Пуриц (баян), лауреат международных конкурсов

Марина Катаржнова (скрипка), лауреат всероссийского и международного конкурсов

Кирилл Родин (виолончель), лауреат международных конкурсов


Подробнее о фестивале "Баян.ру. От фольклора до авангарда" на сайте газеты "Музыкальное обозрение"


https://muzobozrenie.ru/

Тексты представлены фестивалем "Баян.ру. От фольклора до авангарда"


Вступительное слово:

Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», художественный руководитель фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда»

 

Композитор София Губайдулина (род.1931) стала одним из символов российской культуры ХХ века. Её музыкальный язык ярок, современен и понятен каждому, даже неискушенному слушателю. «Я пишу для идеального собеседника, для единоверца, думаю, что это тоже необходимо. Я понимаю, что в культуре должны существовать разные слои, удовлетворяющие духовные потребности широких масс, средних масс… Но существует еще и задача сделать что-то для узкого круга. Этот круг не закрыт ни для кого» — рассказала она в интервью главному редактору «Музыкального обозрения» Андрею Устинову.

Обратившись к баяну — инструменту, находящемуся вне европейской академической традиции, София Губайдулина преобразует его до неузнаваемости. Баян, обычно используемый в народной музыке, в интерпретации композитора становится потенциальным носителем духовных идей.

 

Первое произведение для баяна соло в творчестве Софии Губайдулиной — одночастная пьеса «De profundis» (1978). Она стала началом творческого союза композитора и выдающегося музыканта, баяниста, народного артиста России Фридриха Липса.  Реформировав технику игры на баяне, Липс расширил шкалу экспрессии вплоть до извлечения натуралистических интонаций — стона, вздоха, дыхания. Баян стал словно живым человеком, живым существом. Применяя новые приёмы звукоизвлечения, музыкант сделал исполнительскую редакцию сочинения, в которой оно было опубликовано. В «De profundis» впервые в отечественной баянной литературе Липс использовал прием глиссандо, приобщив баян к возможностям музыки второй половины XX века. Пьеса «De profundis», несмотря на ее латинское название, связана с общехристианским псалмом «Песнь восхождения». Тема его — общечеловеческая. Это — не сюжет или программа пьесы Губайдулиной, но отражение высокого духовного смысла.  Хоральное звучание баяна создает образ страдающего человека, его надежду и упование.

 

В 1979 году София Губайдулина написала пьесу «In croce», первоначально предназначенную для виолончели и органа. Через 12 лет вместо величественного католического инструмента в ней зазвучал баян. Сочинение посвящено российскому виолончелисту, народному артисту России Владимиру Тонха, о котором Губайдулина говорила: «это музыкант, который всё своё нутро, всю свою душу передает через звук. Такую силу самоотдачи и любви к звуку, такое музицирование я воспринимаю как религиозный акт. Как общение с Богом». София Асгатовна считает тему Креста одной из главных в своем творчестве: «Для меня основным символом является фигура креста. Вот как раз это и вертикаль, и горизонталь, на которых основывается вся сущность человеческая, вся экзистенция. Горизонталь — это то, что мы имеем причинно-следственное существование, такой плоскостный путь. А человечество должно обязательно взлетать!»

 

В 1985 году Фридрих Липс обратился к Софии Губайдулиной с просьбой написать сонату для баяна. Вот как Фридрих Робертович вспоминал об этом в своей книге «Кажется, это было вчера»: «Она сразу откликнулась и приехала ко мне домой, чтобы еще основательнее ознакомиться с возможностями инструмента. Ее пытливости не было предела. В каждом новом сочинении она хотела использовать какую-то новую грань баяна, новый прием, желательно ранее никем не использованный. Первый вариант Сонаты в 5-ти частях с названием «Et exspecto» («В ожидании второго пришествия Иисуса Христа») я получил через несколько месяцев. Все, как и обговаривали: IV часть – скорбный марш, длинная цепь аккордовых построений, напоминающих древнегреческие колонны (мерная поступь вызывает ассоциации с шествием на Голгофу). Финал – легкий ветер, зимняя поземка… Вся II часть построена на пятидольном рикошете. Когда Соната была выучена наизусть, я пригласил Софию Асгатовну в институт ко мне в класс, где и сыграл впервые для автора это сочинение. После игры… мы с ней просто стали беседовать на разные темы. Общаться с Губайдулиной было очень интересно. У нее всегда свой взгляд на, казалось бы, известные вещи». Премьера Сонаты «Et exspecto», с большим успехом состоялась в Концертном зале института им. Гнесиных в сольном концерте Ф. Липса, которому она и была посвящена.

 

 В финале концерта прозвучит «Silenzio» («Молчание»), пять пьес для баяна, скрипки и виолончели (1991). Непривычное название музыкального произведения объясняет сама София Губайдулина: «Сочинение посвящено замечательной исполнительнице на баяне, большому мастеру, художнику, человеку блестящей эрудиции и высокой нравственной позиции — Эльсбет Мозер. Человек, который обладает в своем слышании мира тончайшим чувствительным аппаратом, и для которого существует многообразие оттенков и смыслов там, где для других их не существует. Композиция называется «Тишина», потому что большая часть музыки исполняется pianissimo. Но, конечно, я не ставила себе задачу изобразить тишину или создать впечатление тишины. Для меня — это та почва, на которой нечто рождается».

 

Иосиф Пуриц (баян)

Лауреат международных конкурсов

В 2015 г. Иосиф Пуриц стал первым в истории академическим музыкантом BBC Introducing — британской платформы по поддержке молодых талантов.  Гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Израиле, Дании и других странах. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), венском Концертхаусе, Центре искусств Торонто (зал Джорджа Уэстона), концертном зале Нюброкайен (Стокгольм), Национальном доме на Виноградах (Прага), зале Пекинской консерватории, Датской королевской академии изящных искусств (Копенгаген), Зале UNESCO (Париж), Зале Государственной капеллы Санкт-Петербурга.

 

Марина Катаржнова (скрипка)

Лауреат международных конкурсов

 Концертмейстер ансамбля «Персимфанс» с момента его воссоздания (2009). До 2017 г. — солистка оркестра «Pratum  Integrum». С 2017 г. сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ). С 2020 г. — солистка ансамбля «Студия новой музыки». Выступала с ансамблями «Академия старинной музыки», Bach Consort (Россия), Collegium Marianum (Чехия), Baltic Baroque (Эстония). Участница проекта Даниила Крамера «Классика и джаз», проектов фонда Юрия Любимова. Автор программ, представляемых агентством Eventful Agency. Принимала участие в фестивалях «Возвращение», «Декабрьские вечера», «Московская осень», «Early music» (Санкт-Петербург), фестивалях в Плесе, Выборге, городах Германии, Австрии, Италии, Эстонии, Норвегии. Сольные записи скрипачки вышли под лейблами Caro Mitis, Supraphon, Estonian Record Productions и FancyMusic. Художественный руководитель оркестра ФИСИИ. 

 

Кирилл Родин (виолончель)

Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов

Лауреат международного конкурса в Белграде (1984, I премия и специальный приз «Золотая арфа»), VIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (1986, I премия). Выступает как солист, ансамблист, с ведущими оркестрами и дирижерами России и мира. С 1990 г. преподает в Московской консерватории (с 1993 также в ЦМШ), с 2004 г. — доцент. Почетный профессор Пекинской консерватории. Среди учеников — лауреаты международных конкурсов С. Владимирова, А. Константинов, Хен Джин Квон, А. Ушакова, А. Неустроев и др. Член жюри международных конкурсов, в том числе имени П.И. Чайковского в Москве (2002), юношеского конкурса имени П.И. Чайковского и др. Председатель жюри I и II Всероссийского музыкального конкурса.

 

Андрей Устинов

Заслуженный деятель искусств России

Музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер.

Один из основателей (1989) и с 1991 г. главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Под руководством Андрея Устинова фестивали, концерты, выставки, лекции, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Ростове Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.

Организатор, куратор, ведущий, участник круглых столов, научных конференций, программ на радио и телевидении. Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000) и Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям.

Член экспертных советов Министерства культуры РФ.


Возраст12+

Длительность1 час 20 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо