К Юбилею театра. Люди театра

История Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина – созвездие имен артистов, музыкантов, режиссеров, дирижеров, художников, гримеров, ставших гордостью российского искусства.

 

 

Директор театра.

Первым директором театра стала Софья Масловская. Под её руководством формировалась горьковская труппа. Софья Дмитриевна – первая женщина-режиссер в истории отечественного оперного театра, ставившая оперы в Свердловске, Харькове, Риге, Ленинграде. В горьковском театре Софья Масловская в 1936 году поставила оперу «Царская невеста»

 

Второй сезон открывал новый директор Николай Васильевич Сулоев. «Этот человек был влюблен в театр и делал все для его развития», — так вспоминал о Сулоеве Борис Покровский. Николай Васильевич руководил театром в общей сложности 20 лет. При нём в репертуар театра вошли современные оперы и балеты, состоялись первые гастроли театра.

 

 

В 50-е годы театром руководил Игорь Васильевич Елисеев. На протяжении более чем пятидесяти лет, до работы в театре, и уже уйдя из него, Елисеев оставался преданным другом оперного театра. Игорь Васильевич не пропускал ни одной премьеры, выступая заинтересованным наблюдателем, порой справедливым критиком. В местной и центральной печати выходило множество статей о событиях в Горьковском театре оперы и балета. Главный итог — книга «На музыкальной сцене», в которую вошел богатый исторический материал, фактические свидетельства очевидца жизни театра.

 

 

С 1968 по 1986 г.г. директором театра был Павел Михайлович Резников.

Он пришел в театр в 1938 году. Вскоре молодому концертмейстеру доверили дирижерский пульт. Так в истории театра появился прекрасный дирижер Павел Резников. Став директором, Павел Михайлович не оставил дирижёрскую практику, блестяще проводя оперные и балетные спектакли.

 

 

В 1986 году к руководству Нижегородским театром оперы и балета пришла Анна Дмитриевна Ермакова.  Она провела первый фестиваль «Болдинская осень». Под её руководством прошли первые зарубежные гастроли театра.   Анна Дмитриевна стала инициатором открытия хореографического отделения в Нижегородском театральном училище. Анна Ермакова оставалась директором театра до 2018 года, осуществив много интересных и важных проектов.

 

 

 

 

За дирижерским пультом.

Музыка – главная составляющая театра оперы и балета. Личность главного дирижера театра во многом определяет успех творческой деятельности.

 

 

В первом сезоне пост главного дирижера Горьковского театра оперы и балета занимал Владимир Иосифович Пирадов. Именно он дирижировал открытием Горьковского театра оперы и балета.

 

 

 

 

 

 

В 1937 году в театр пришел  талантливый дирижер Исидор Аркадьевич Зак. Его главным убеждением в профессии было то, что опера – это прежде всего Музыка. Семь лет он руководил оркестром театра. Уехал Исидор Аркадьевич в 1944 году в Новосибирск, чтобы стать одним из основателей знаменитого Большого театра Сибири.

 

 

 

С 1938 по 1954 годы должность главного дирижера занимал Александр Гаврилович Ерофеев. Выпускник Нижегородского музыкального училища по классу тромбона, Александр Ерофеев всегда мечтал об оперном искусстве. В 1916 году он стал одним из организаторов полтавского оперного театра. С 1932 по 38 год был музыкальным руководителем и главным дирижером Донецкой оперы. А затем Александр Гаврилович вернулся в Горький, заняв почти на 20 лет должность главного дирижера театра оперы и балета.

 

 

 

 

 

В 1963 главным дирижером театра стал Александр Давидович Шморгонер. Он имел в репертуаре около 90 опер и балетов. Дирижировал симфоническими концертами. Вошел в историю театра как руководитель большой эрудиции и высокой квалификации, тонкий, но строгий художник, отличный профессионал с ярко выраженным волевым началом, при этом умеющим работать с людьми.

 

 

В 1964 году в театр приехал прекрасный дирижер Адольф Яковлевич Войскунский. Дирижер обладал феноменальной памятью и часто работал без партитуры. Его первой работой в театре стал балет «Пер Гюнт», в котором оркестр под управлением Войскунского красиво и проникновенно «пел» музыку Грига. Обращаясь к новой музыке, Адольф Яковлевич раскрыл партитуры балетов «Испанские миниатюры», «Дубровский» и других, находя собственные трактовки, нужный темпо-ритм, образные краски.  Адольф Войскунский оставался дирижером театра более 20 лет, поставив спектакли «Бахчисарайский фонтан», «Тысяча и одна ночь», «Травиата», «Чио-Чио-сан», «Трубадур» и другие. Мечтой Адольфа Яковлевича было поставить оперы Вагнера, которые он прекрасно знал.

 

В 1969 году главным дирижером в Горьковский оперный театр был приглашен недавний выпускник аспирантуры Московской консерватории класса Г. Рождественского Владимир Бойков. На Нижегородской сцене он поставил более 50 спектаклей, из них восемь – первые сценические прочтения произведений современных авторов. В репертуар маэстро вошло около 100 названий, в том числе: «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Аида», «Бал-маскарад», «Травиата», «Лючия ди Ламмермур», «Кармен», «Тоска», «Мавра». Прекрасный музыкант, требовательный руководитель, Владимир Васильевич тщательно работал с каждым солистом, с каждым артистом оркестра, добиваясь высочайшего качества исполнения. Под руководством Маэстро в театре сформировалась плеяда прекрасных оперных артистов, хранящих лучшие театральные традиции.                       

 Режиссер музыкального театра.

Оперный композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов писал о работе над музыкальным спектаклем: «Необходимо, кроме автора текста и композитора, еще третье – поэтически-просветленная деятельность, которая создала бы художественную постановку». Этим он обозначил необходимость участия оперного режиссера в создании спектакля.

Марк Маркович Валентинов стал главным режиссером театра в 1936 году. За более чем 20 лет работы в театре он поставил 25 оперных спектаклей, среди которых «Кармен» Ж. Бизе, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Черевички», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и др., не раз обращался к оперетте. Максималист в искусстве, Марк Маркович умел добиваться от артистов точного выполнения поставленной задачи. Спектакли, поставленные Валентиновым, всегда с восторгом принимались зрителями.  

В 1938 году в театр пришел выпускник ГИТИСа Борис Покровский. Он был знаком с горьковской труппой и сценой, так как уже ставил здесь свой дипломный спектакль оперу Ж. Бизе «Кармен». Эта опера стала первым спектаклем, поставленным Покровским на горьковской сцене в качестве художественного руководителя театра. После премьеры газета «Горьковский рабочий» писала: «…ощущается филигранная режиссерская отделка деталей и характеристик отдельных образов. В новой постановке театра чувствуется молодая, свежая режиссерская смекалка». Затем были блестящая постановка оперы П. Чайковского «Чародейка» — первая на советской сцене, оперы «Иван Сусанин», «Иоланта, «Снегурочка», «Нижегородцы», «Юдифь», оперетты «Холопка», «Сильва» — многое из перечисленного появилось на Нижегородской сцене впервые. Борис Александрович работал художественным руководителем театра до 1943 года, очень тепло вспоминая потом это время: «Я чувствовал себя в коллективе оперного театра, как чувствуют себя в хорошей семье, у дорогих друзей, более того – у родных и близких людей. Вот такое ощущение благодарности этому коллективу я ношу до сих пор и никогда этого не забываю».

 

 

В 1951 году режиссером театра стал ученик Б.А. Покровского Михаил Мордвинов. Его дипломным спектаклем стал «Евгений Онегин» П. Чайковского. «Постановка получилась неординарной. Возникло важнейшее качество оперного спектакля – естественность, непосредственность т музыкальность сценического действия» - писал о первой работе молодого режиссера Игорь Елисеев. Сохраняя классические театральные традиции, Михаил Борисович с увлечением работал с современным материалом, поставив на горьковской сцене оперы Александра Касьянова, Аркадия Нестерова, Александра Холминова.

 

В 1966–1975 годах главным режиссером Горьковского театра оперы и балета был Георгий Соломонович Миллер, ученик Покровского. Талант оперного режиссера позволил ему ставить классические спектакли, подчеркивая современность, точнее вечность человеческих чувств и переживаний. В нашем театре он поставил “Ивана Сусанина” М. И. Глинки, “Пиковую даму” П. И. Чайковского, “Богему” Дж. Пуччини, “Чародейку” П. И. Чайковского. В опере К. Молчанова «А зори здесь тихие» Миллер стал автором либретто. Важное качество для режиссера, которым Георгий Соломонович обладал в полной мере, — это чувство эпохи, когда происходят события спектакля, и настоящего времени, в котором живет зритель. Опера «Богема» в истории Нижегородского театра была поставлена два раза в 1969 и в 2002 году. Оба спектакля, как режиссер, поставил Георгий Миллер. Вот, что он рассказал в интервью нижегородскому журналисту Татьяне Кокиной: «Если раньше я пытался сохранить у зрителей хоть какую-то надежду на лучшее будущее, несмотря на смерть героини, то в этом спектакле я хочу показать, что ничего хорошего ждать не стоит. И я хочу, чтобы мой зритель почувствовал, что каждый должен за себя стоять, уметь защищать себя и свою любовь. Иначе он в этом мире погибнет. Я не думаю, что сегодня людям противопоказано смотреть такие вещи».

 

 

В 1976 году в Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета началась «Эра Дадишкилиани». Главным режиссером стал Отар Михайлович Дадишкилиани.  Он возглавлял театр до 2003 года. Сейчас Отар Михайлович – режиссер-постановщик и балетмейстер. Им поставлено более 20 оперных и балетных спектаклей, каждый из которых хранит высокие классические традиции. Многие из этих постановок – оперы «Борис Годунов», «Аида», «Князь Игорь», «Мазепа», «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», балеты «Пер Гюнт» и «Спартак», музыкальная комедия «Ханума», оперетты «Летучая мышь» и «Севастопольский вальс» — и сейчас идут в театре и все так же любимы зрителями и труппой.

 

 

Балетмейстеры.

Горьковской – Нижегородской балетной труппой в разные годы руководили талантливые, творческие, знающие все тонкости балета люди.

 

Горьковский балет готовил к открытию театра Владимир Александрович Кононович, главный балетмейстер первых двух сезонов. Он поставил первый балетный спектакль в истории Нижегородского театра оперы и балета «Дон Кихот» Л. Минкуса. За короткое время из артистов разных городов и разного уровня Кононович создал исполнительский ансамбль. Первый горьковский «Дон Кихот» стал своеобразным праздником танца. 19 июня 1936 года состоялась премьера второго балетного спектакля «Лебединое озеро» П. Чайковского, получившегося красивым, изящным и динамичным. По воспоминаниям артистов, работавших в Владимиром Александровичем, Кононович обладал настоящей интеллигентностью и высоким художественным вкусом.

 

С 1938 по 1948 год Горьковский балет возглавлял Марк Давыдович Цейтлин. Творческая инициатива, увлеченность, богатая фантазия помогли ему поддержать высокий уровень труппы. С огромным успехом прошла премьера поставленного им балета Ц. Пуни «Эсмеральда». Цейтлин умел создать в спектакле яркие характеры и целостность драматургии. Его постановки балетов «Конек-Горбунок» Ц.Пуни, «Раймонда» А.Глазунова, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Тщетная предосторожность» П.Гертеля тепло принимались зрителями и долгое время держались в репертуаре театра.

 

 

Георгий Иванович Язвинский был главным балетмейстером горьковского театра с 1948 по 1956 год.  Поставленные им спектакли имели громкий успех и вызывали искренний интерес зрителей. Особое место в творчестве балетмейстера занимает «Корсар» А. Адана. Постановка была настолько успешной, что Городской отдел Народного образования г. Горького объявил общегородской конкурс среди учащихся на создание сочинений об этом спектакле театра. Успешно сотрудничал Георгий Иванович и с нижегородскими композиторами. Язвинский и Дадишкилиани стали первыми постановщиками балета А. Нестерова «Тимур и его команда».

 

«Золотым веком» горьковского балета называют 1958-1965 годы, когда труппой руководила опытный педагог и балетмейстер Любовь Александровна Серебровская. Она поставила прекрасные балетные спектакли «Жизель» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса, «Шопениана», «Мирандолина» С. Василенко, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Пер Гюнт» Э. Грига. Любовь Александровна организовала балетную студию. Отбор был очень строгий. Но и результата впечатлил – часть детей поступила в Московское хореографическое училище, остальные остались в балетной труппе театра.  «Я люблю Нижний Новгород, люблю театр, в котором проработала шесть лет, люблю многие свои спектакли…», — написала Любовь Серебровская в своей книге «Жизнь и балет».

Хормейстеры.

 

 

 

Первым руководителем хорового коллектива театра был С.К. Глаудан. Хор, созданный талантливым хормейстером, вызывал восхищение зрителей. «Могуче, ораториально звучали хоры, особенно в прологе и Эпилоге. Монолитно и красиво пели женский и мужской хоры в сценах у Галицкого и Ярославны, в сцене Половецкого стана (хормейстер С. Глаудан)». (И. Елисеев «На музыкальной сцене» об открытии театра). Когда после трех сезонов, Глаудан покидал труппу, артисты расставались с ним с большим огорчением.

 

 

 

В 50-60 годы 20 века хором театра руководил Петр Соломонович Скаковский. Хоровые сцены в его постановке отличались особым гармоничным ансамблем.

 

 

 

С 1970 по 1987 год главным хормейстером театра был Георгий Муратов. Его дебютом стали хоровые сцены оперы «Летят журавли». Необыкновенную красоту звучания хора под руководством Георгия Павловича отмечали и критики, и зрители. Затем он готовил хоровую часть всего оперного репертуара. В 1985 г. Георгию Павловичу было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

 

 

 

 

 

Гримерный цех.

Гример Анатолий Федорович Сладков пришел в театр в 1937 году совсем юным и проработал здесь более 50 лет – до начала 90-х годов. Он прекрасно разбирался в эпохах и художественных стилях. Анатолий Федорович работал с Анатолием Мазановым и Борисом Покровским. Он гримировал Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Максима Михайлова и многих других великих артистов, приезжавших на гастроли в Горьковский театр.  Его виртуозная работа по созданию образа персонажа была сродни пластической операции, до неузнаваемости меняющей облик актера.  За высочайшее мастерство Анатолий Сладков один из немногих представителей своей профессии был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Художники театра.

Когда открывается занавес, первой перед зрителем предстает работа театрального художника. И часто от этой первой встречи зависит восприятие всего спектакля. В историю Горьковского-Нижегородского театра оперы и балета вошли имена великих театральных художников.

 

В 1935 году главным художником театра стал Анатолий Михайлович Мазанов. Он оставался на этой должности до 1969 года, оформив 100 спектаклей.  Каждый раз декорации этого выдающегося художника зал встречал аплодисментами. «Анатолий Михайлович всей своей жизнью показал, что является художником оригинального, уникального, ни с чем не сравнимого типа художественного мышления. Удивительно, но его художественные работы невозможно отделить от общего его художественного портрета. Он не был человеком «широкой души нараспашку», художником «богатырской мощи» или «кряжистой натуре», как можно было подумать, глядя на его работу. Нет, Мазанов был другим. Изысканность и грациозная нежность, всегда проникнутая поэтичностью и лирикой, — вот сущность его таланта и его творческое кредо», — рассказывал о художнике Борис Покровский.

 

 

В 1935 году вместе с братом приезжает в театр художник Виталий Мазанов. Его первой самостоятельной работой в качестве художника-постановщика стала в 1936 году опера Дж.Пуччини «Чио-Чио-сан». Почти 60 лет до 1991 года он прослужил в Горьковском театре, поставив более 100 спектаклей.  Виталий Михайлович настолько постих технику сценического оформления, что его декорации всегда были удобны не только для сценического действия, но и для освещения и монтировки. Виталия Мазанова называли «миллионщиком», художником-миллионером, за те многие квадратные метры задников, кулис, всех тех декораций, что он расписал за время работы в театре.

 

 

 

Художник Василий Иванович Баженов пришел в театр в 1952 году. Начав художником – декоратором, он в 1957 году самостоятельно оформил оперу «Опричник». Затем были «Князь Игорь», «Русалка», «Хованщина», «Кармен», «Искатели жемчуга», «Жизель», «Баядерка». Шопениана» и множество других. Художник отдал театру 35 лет. Василию Баженову было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР.  

 

 

 

 

 

Это — малая часть людей, составивших славу Нижегородского театра оперы и балета. Работали в театре (указаны годы работы) художник Евгений Алексеевич Спекторов (1987 – 2019), режиссер Владимир Иванович Агабабов (1986 – 2009), балетмейстер Виталий Александрович Бутримович (1993-2006), концертмейстеры Софья Герасимовна Мелик-Беглярова (1935-1962), Заслуженный работник культуры РФ Анна Леонидовна Симонова (1975-2014), солистка оркестра Заслуженная артистка РСФСР Полина Яковлевна Войскунская (1964 – 2019), заведующая костюмерным цехов Заслуженный работник культуры РФ Александра Васильевна Хазова (1958 – 2015), заместителем директора по связям с общественностью Заслуженный работник культуры РФ Светлана Ивановна Ларина (1989 – 2012). Сейчас служат здесь концертмейстер Заслуженный работник культуры РФ Людмила Александровна Решетняк, хормейстер Заслуженный деятель искусств РФ Эдуард Пастухов, заведующая парикмахерским цехом Маргарита Сергеевна Белякова. Каждый из этих людей, и многие другие – важная и незабываемая страница истории Нижегородского театра оперы и балета.