Концерт к 80-летию снятия блокады Ленинграда
Концерт к 80-летию снятия блокады Ленинграда
Программа в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность 2 часа 00 минут
Исполнители:
Юлия Ситникова (сопрано)
Валерия Горбунова (меццо-сопрано)
Тигрий Бажакин (баритон)
Александр Миминошвили (баритон)
Вадим Соловьев (бас)
Василий Журкин (скрипка)
Денис Фокин (труба)
Людмила Горохова (фортепиано)
Ксения Цендра (фортепиано)
Ирина Шведчикова (фортепиано)
Карина Шагова (фортепиано)
Софья Журкина (фортепиано)
Программа концерта:
1 отделение
1. В.М. Дешевов (1889-1955). «Рельсы» ор.16 (1926). Исп. Карина Шагова
2. В.М. Дешевов (1889-1955). «Лицейские годы», 7 стихотворений Пушкина op.35 (1936).
Исп. Александр Миминошвили, Ирина Шведчикова
«Воспоминаньями смущенный».
«В те дни, когда в садах Лицея»
Воспоминание («Помнишь ли, мой брат…»)
«Муза» («В младенчестве моем она меня любила»)
«Товарищам» («Промчались годы заточенья»)
«Разлука» («В последний раз, в сени уединенья»)
«Завещание» («Друзья, простите! завещаю...»)
3. Ю.В. Кочуров (1907-1952). Две пьесы для скрипки и фортепиано. Исп. Василий Журкин, Софья Журкина
Мелодия
На озере
4. Ю.В. Кочуров (1907-1952). «Лирические стихотворения», вокальный цикл на стихи А.С. Пушкина (1799-1837) op.6 (1937). Исп. Валерия Горбунова, Тигрий Бажакин, Людмила Горохова
«На берегу, где дремлет лес священный». Исп. Валерия Горбунова
«Красавица перед зеркалом». Исп. Валерия Горбунова
«Счастлив тот, кто рядом». Исп. Валерия Горбунова
«Последние цветы». Исп. Валерия Горбунова
«Играй, Адель». Исп. Тигрий Бажакин
«Мери». Исп. Тигрий Бажакин
«Таврида». Исп. Валерия Горбунова
5. Ю.В. Кочуров (1907-1952), ст. А. Е. Решетова (1909-1971). Героическая ария для голоса и фортепиано посв. С.П. Преображенской (1942). Исп. Валерия Горбунова, Людмила Горохова
6. В.В. Щербачев (1889-1952). «Выдумки» («Inventions»), сюита для фортепиано (1921).
Исп. Ирина Шведчикова
7. В.В. Щербачев (1889-1952). Романсы на ст. А. А. Блока (1880-1921) для сопрано и ф-но op.11 (1924). Исп. Юлия Ситникова, Александр Миминошвили, Ксения Цендра
«Здесь дух мой злобный» посв. Ксении Дорлиак (1881-1945). Исп. Александр Миминошвили
«Тихая ночь (Двойник)» посв. Ксении Дорлиак (1881-1945). Исп. Юлия Ситникова
«Косы Мери распущены» посв. Ксении Дорлиак (1881-1945) Исп. Юлия Ситникова
«Не спят, не помнят» Исп. Юлия Ситникова
2 отделение
1. Б.В. Асафьев (1884-1949). Соната для трубы и фортепиано (1939). Исп. Денис Фокин, Карина Шагова
В классическом стиле Allegro
Adagio
Скерцо
Финал. Сарабанда
2. В.М. Богданов-Березовский (1903-1971). Из цикла «Двадцать четыре прелюдии для фортепиано
«Портреты друзей» ор. 33 (1955). Исп. Карина Шагова
Тетрадь вторая
В.М. Дешевову
Б. Гольцу
Л.В. Николаеву
Тетрадь третья
С.В. Шостакович
В.В. Щербачеву
3. О. А. Евлахов (1912-1973). Два романса на ст. Н.М. Языкова (1803-1847) соч.13 (1945).
Исп. Тигрий Бажакин, Ксения Цендра
Родина («Краса полуночной природы…»)
Товарищу («Прощай, неси на поле чести…»)
4. Б.Г. Гольц (1913-1942), ст. В..М. Волженина (1886-1942). «Месть балтийцев» (1942). Исп. Юлия Ситникова, Валерия Горбунова, Тигрий Бажакин, Александр Миминошвили, Вадим Соловьев, Ксения Цендра
5. Г.Н. Попов (1904–1972). Большая сюита для фортепиано ор.6 (1927). Исп. Карина Шагова
Invention
Chor
Lied
Fuga
6. Д.Д. Шостакович (1906-1975). 6 романсов на стихи британских поэтов для баса и фортепиано op.62 (1942). Исп. Вадим Соловьев, Ксения Цендра
«Сыну» («To His Sonne») на стихи Уолтера Ралея (1554-1618) в переводе Б. Пастернака
(Л.Т. Атовмьяну)
«В полях под снегом и дождем…» («O Wert Thou in the Cauld Blast») на стихи Роберта
Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (Н.В. Шостакович)
«Макферсон перед казнью» («Macpherson`s Farewell») на стихи Роберта Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (И.Д. Гликману)
«Дженни» («Jenny») на стихи Роберта Бёрнса (1759-1796) в переводе С. Маршака (Ю.В. Свиридову)
Сонет LXVI Уильяма Шекспира (1564-1616) в переводе Б. Пастернака (И.И. Соллертинскому)
«Королевский поход» («The King of France went up the hill») детская песенка в переводе
С. Маршака (В.Я. Шебалину)
7. Д.Д. Шостакович (1906-1975). Траурный марш памяти жертв Революции (1918). Исп. Ирина Шведчикова
27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда – завершился один из самых страшных и бесчеловечных периодов Великой отечественной войны. 900 дней жители прекрасного города противостояли холоду, голоду и жестокости. И все это время, несмотря на обстрелы, открывались выставки, ставились спектакли, звучала музыка…
27 января 2024 года в концертном зале Пакгауз состоится концерт к 80-летию снятия блокады. Солисты Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина исполнят произведения ленинградских композиторов, разделивших блокадные дни с родным городом.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) родился в Санкт-Петербурге. Его Первая симфония — дипломная работа в Петроградской консерватории — восхитила немецкого дирижера Бруно Вальтера и вскоре прозвучала в Берлине под управлением Маэстро. В конце 30-х годов Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории. В дальнейшие планы композитора вмешалась война. Осенью 1941 года в Ленинграде Шостакович работал над легендарной Седьмой симфонией: 3 сентября он завершил 1 часть, 8 сентября немцы сомкнули блокадное кольцо. 14 сентября в Большом зале ленинградской филармонии Дмитрий Шостакович исполнил свои фортепианные прелюдии в программе первого блокадного концерта. В октябре композитор с семьей был эвакуирован на Большую землю. Осенью 1942 года Шостакович написал цикл из шести романсов на стихи британских поэтов. Каждый из романсов он посвятил одному из своих близких людей, словно делясь с ними невыносимой болью от трагичности происходящего — бессмысленной жестокости, неизбежных утрат, разрушительной гордыни… Об этом же, еще будучи ребенком, Шостакович написал Траурный марш памяти жертв Революции.
Разделил с родным городом страшные блокадные дни известный композитор, музыкальный критик, педагог Борис Владимирович Асафьев (1884-1949). Он — один из организаторов Ленинградской филармонии и Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, создатель отделения теории и истории музыки Петроградского института истории искусств и первый академик среди композиторов. В предвоенной России поставлены его знаменитые балеты «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан», опубликованы исследовательские труды, посвященные Глинке, Чайковскому, Шопену, Бетховену, Мусоргскому, Стравинскому, написано множество произведений, в том числе фортепианный цикл «Русские пейзажи» и Соната для трубы и фортепиано. В 1941 году Асафьев сообщает на Большую землю: «Я жив. Бодр духом. Пишу книги…». Он приносит в Союз композиторов новые сочинения, готовит к изданию музыковедческие труды. 20 августа 1942 года Асафьев пишет: «Глупая машина человек: вот когда сердце тянется к остановке, мозг взвивается неистово ввысь, как лётчик! Право же, досадно…». В 1943 году Борис Асафьев был эвакуирован в Москву.
Владимир Михайлович Дешевов (1889-1955) с юных лет восхищал своей одаренностью: один из лучших выпускников Царскосельской гимназии, блистательные успехи в физике и математике в реальном училище императора Николая II. Но поступлению в Университет предпочел обучение в Петербургской консерватории, уверенный, что «музыка — смысл моей жизни и самая удивительная тайна Вселенной». В предвоенные годы Владимир Дешевов написал первые советские оперы и балеты, музыку к спектаклям и кинофильмам, камерные сочинения, став одним из самых популярных и исполняемых композиторов. Фортепианная пьеса «Рельсы» — яркий пример урбанизма 20-х годов — создана им в 1926 году на основе музыки к спектаклю Красного театра по одноименному «производственному» роману французского писателя Пьера Ампа. Через 10 лет появился камерный вокальный цикл «Лицейские годы», 7 стихотворений Пушкина op. 35. Блокаду Дешевов пережил в Ленинграде: писал музыку для радио, работал в пожарных бригадах, был ранен во время артобстрела, тяжело болел, голодал... и, если были силы, навещал друзей и сочинял музыку.
Оставался в блокадном Ленинграде Юрий Владимирович Кочуров (1907-1952) — «большой несомненный талант, одновременно и самоуглубленный, и страстно, «по-ораторски» пафосный», — как писал о нем в 1942 году Б.В. Асафьев. Выпускник ленинградской консерватории, Кочуров отдавал предпочтение вокальной музыке, хотя он — автор сочинений в различных жанрах: от симфоний до музыки к кинофильмам. В год 100-летия со дня гибели А.С. Пушкина композитор создал цикл романсов на стихи Поэта «Лирические стихотворения», соч. 6. В 1942 году в Ленинграде была написана Героическая ария на стихи поэта-ленинградца Александра Решетова «Клятва ленинградки». Кочуров посвятил арию выдающейся певице Софье Преображенской, которая дала около 1500 концертов в блокадном Ленинграде и стала первой исполнительницей Арии.
В сентябре 1942 года молодой композитор Орест Александрович Евлахов (1912-1973) пишет в своем блокадном дневнике: «Мне 31-й год; если выживу — должен серьезно работать, учиться…». Выпускник Ленинградской консерватории, ученик Д.Д. Шостаковича без остановки работал эти 900 дней, стараясь в музыке запечатлеть страшные дни и великое мужество ленинградцев. Евлахов увидел снятие блокады Ленинграда. В 1945 году были написаны Два романса на стихи русского поэта Н.Языкова. Символичен выбор текстов: «Краса полуночной природы, Любовь очей, моя страна!» — так начинается первый из них, «За Русь, товарищ, за свободу Геллады пламенных сынов, На гром бойниц, в огонь и в воду Пойдёшь ты, силен и суров!» — эти слова звучат во втором стихотворении.
«Новатор милостью Божией с характером крутым и неуступчивым вождя новой музыки», — написал российский композитор и музыковед С.М. Слонимский о ленинградском композиторе Владимире Владимировиче Щербачеве (1889-1952). Щербачев родился в Варшаве, в 19 лет стал студентом Петербургской консерватории. Он давал частные уроки, руководил фортепианным классом для композиторов, а по рекомендации Глазунова стал пианистом-концертмейстером в антрепризе знаменитого Сергея Дягилева, с которой объездил всю Европу. Щербачев служил в чине подпоручика в Первую мировую войну и сражался в рядах Красной армии в Гражданскую. Владимир Владимирович стал одним из инициаторов создания трех ступеней музыкального образования: школа-училище-консерватория. Он воспитал несколько поколений музыкантов, среди которых композиторы Ю. Кочуров, Г. Попов, В. Богданов-Березовский, выдающие дирижеры А.Мелик-Пашаев и Е. Мравинский. Военные годы Щербачев провел в эвакуации. В 1944 году он вернулся в Ленинград, где продолжил творческую и педагогическую деятельность. Романсы на стихи А. Блока были написаны в начале 20-х годов — в «блоковский период», когда внутреннее состояние композитора было созвучно чувствам поэта. В это же время появилась и сюита для фортепиано «Выдумки» — Inventions, объединяющая черты барокко и неоклассицизма.
Ученик В. Щербачева, Гавриил Николаевич Попов (1904–1972) был одним из самых ярких представителей ленинградской композиторской школы и русского авангарда 20-х годов. Его талант признавали Сергей Прокофьев и Дариус Мийо. Сочинения Попова исполнялись в Европе. Он участвовал как пианист в большинстве концертов Ассоциации современной музыки, проводимых в российских городах. В 1927 году — в год окончания консерватории — была создана Большая сюита для фортепиано. Когда началась Великая отечественная война, Попов переехал из Пушкина к родственникам в Ленинград. Там он провел первую самую страшную блокадную зиму. В феврале 1942 года Гавриил Попов вместе с женой были эвакуированы. Сначала в Ярославской области, потом в Перми композитор, по его словам, заново учился ходить и просто — жить.
«Силы физические, действительно, слабеют день ото дня. Но никогда раньше я не чувствовал такого прилива внутренних сил, помогающих превозмогать слабость, такого чувства солидарности с судьбой всего народа, породившего прекрасную русскую поговорку: «На миру и смерть красна», которую сейчас хочется перефразировать: «Всем миром легче со смертью бороться», — эти слова принадлежат ленинградскому композитору Валериану Михайловичу Богданову-Березовскому (1903-1971). В 1941 году он сменил Дмитрия Шостаковича, уехавшего в эвакуацию, на посту председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР и занимал эту должность до 1944 года. Богданов-Березовский взял на себя обязанность не только поддерживать творческие процессы в теряющем силы Ленинграде, но и помогать физически выживать своим коллегам — музыкантам и композиторам. В блокадном городе он написал оперу «Ленинградцы», концерт для скрипки с оркестром, вокальную и инструментальную музыку. Уже после войны, в 1955 году Богданов-Березовский создал посвящение ленинградцам — фортепианный цикл из 24 прелюдий с подзаголовком «Портреты друзей».
Талант ленинградского композитора Бориса Григорьевича Гольца (1913-1942) выделялся еще в годы обучения в ленинградской консерватории. В 1938 году он окончил фортепианный, а в 1940 композиторский факультеты, был автором инструментальных произведений, романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам. В первые дни Великой отечественной войны Гольц поступил в творческую группу при Политуправлении Балтийского флота. Истощенный, ослабевший от голода и болезни, он написал более 20 песен, которые любили и пели в годы войны. Его «Месть балтийцев» сравнивали со «Священной войной» Александрова за решительность, героику и огромную силу воздействия на слушателей. «Вот если только выживем, когда вернутся наши из эвакуации, я буду всем рассказывать о вас, Кочурове, Евлахове, Лемане, Рубцове, Животове, Каменском. Как это замечательно все, что вы делаете! И как это, в сущности, необъяснимо!», — говорил композитор своему другу и коллеге Валериану Богданову-Березовскому. Борис Гольц умер в блокадном Ленинграде от голода в марте 1942 года.
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт