Концерт оркестра La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского

Концерт в 2-х отделениях


Оркестр La Voce Strumentale

Дирижер - Лауреат Международных конкурсов Дмитрий Синьковский


Известный композитор, любитель творчески «похулиганить» в своих сочинениях Сергей Прокофьев решил написать классическую симфонию. Надо сказать, что стиль венских классиков привлекал молодого композитора еще во время учебы в консерватории. «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового»,— был уверен Прокофьев. И вот в военное время, между двух революций появляется на свет его полная оптимизма, по-моцартовски солнечная Первая симфония. Работа над ней продолжалась в 1916-1917 годах и завершилась в дачном поселке Саблино под Петроградом. Это был первый для композитора опыт сочинения без инструмента: «До сих пор я обыкновенно писал у рояля, но заметил, что тематический материал, сочиненный без рояля, обычно бывает лучше по качеству. Перенесенный на рояль, он в первый момент кажется странным, но после нескольких проигрываний выясняется, что так и надо было сделать». Прокофьев назвал симфонию «Классическая», объяснив: «Во-первых, так проще; во-вторых — из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется». «Классическую» симфонию Сергей Прокофьев посвятил своему другу с консерваторских лет, композитору и музыковеду Борису Асафьеву. Премьера её состоялась 21 апреля 1918 года в Петрограде под управлением автора и прошла с огромным успехом. 


«Ночь на Лысой горе» — одно из немногих симфонических произведений Модеста Мусоргского. 

Композитор задумал его в 1860 году после знакомства с драмой Георгия Менгдена «Ведьма». Сначала композитор планировал написать вокально-сценическую композицию с хором, симфоническим оркестром и солистами. Но, вернувшись к идее только через семь лет, остановился на жанре симфонической картины. На последней странице партитуры композитор написал: «Задумана в 1866 году. Начал писать на оркестр 12-го июня 1867 года, окончил работу в канун Иванова дня 23 июня 1867 года в Лужском уезде на мызе Минкино. Модест Мусоргский». Римскому-Корсакову была отправлена подробная программа нового сочинения:«23 июня, в канун Иванова дня, написана с Божьей помощью «Иванова ночь на Лысой горе» — Сочинение посвящено Милию по собственному его требованию и, нечего говорить, с моей личной радостью. <...> На мой взгляд «Иванова ночь» из новых и на музыканта мыслящего должна производить удовлетворительное впечатление». Несмотря на посвящение, Балакирев, запретил исполнять новое сочинение, посчитав его крайне неудачным с точки зрения оркестровки, которая у Мусоргского была крайне самобытной, и не отвечала классическим стандартам середины XIX века. Через некоторое время Мусоргский редактирует «Ночь» для использования материала в опере-балете «Млада», а затем в опере «Сорочинская ярмарка». Но и этим планам не суждено было воплотиться. Мусоргский не услышал на сцене «Иванову ночь на Лысой горе» и более не написал ни одного симфонического произведения. Впервые «Ночь на Лысой горе» была исполнена только через 20 лет в оркестровой редакции Н. Римского-Корсакова и под его управлением в программе из цикла Русских симфонических концертов в Петербурге. «Вещь эта... удалась как нельзя более и возбудила дружный bis», — вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни». Эта редакция значительно отличалась от оригинала. Начиная с первых тактов, атмосфера и звучание ничем не напоминали сочинение Мусоргского. «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны.— Тон его горячий и беспорядочный», — писал автор оригинальной версии, где с первых звуков оркестр поднимает тембровый и динамический смерч, из которого нет спасения. Римский-Корсаков, сохранив тематический материал, предложил более традиционную оркестровку, сократив группу медных духовых и ударных инструментов. Авторская редакция «Ночи на Лысой горе» впервые прозвучала только в 1972 году под управлением дирижера Л.Д. Ллойд-Джонса. В настоящее время обе версии оркестровки «Ночи на Лысой горе» активно исполняются на лучших сценах мира.


Прошло два года с премьеры «Ночи на Лысой горе»,  и воплотилась в жизнь идея Римского-

Корсакова написать оркестровую пьесу на сюжет восточных сказок «1001 ночь». Снова обращаемся к «Летописям моей музыкальной жизни»: «В течение лета 1888 года в Нежговицах мною были окончены «Шехеразада» (в четырех частях)… Программою, которою я руководствовался при сочинении «Шехеразады», были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из «Тысячи и одной ночи», разбросанные по всем четырем частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. Нежелательное для меня искание слишком определенной программы в сочинении моем заставило меня впоследствии, при новом издании, уничтожить даже и те намеки на нее, каковые имелись в названиях перед каждой частью, как то: Море, Синдбадов корабль, Рассказ Календера и проч. При сочинении «Шехеразады» указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия… Почему же, в таком случае, моя сюита носит имя именно Шехеразады? Потому, что с этим именем и с названием «Тысяча и одна ночь» у всякого связывается представление о Востоке и сказочных чудесах, а, сверх того, некоторые подробности музыкального изложения намекают на то, что это все различные рассказы какого-то одного лица, каковым и является нам Шехеразада, занимавшая ими своего грозного супруга». 

Премьера «Шехерезады» состоялась в октябре 1888 года на первом Русском симфоническом концерте. Дирижировал оркестром сам композитор.

В 1910 году в программе «Парижских сезонов» Сергея Дягилева был показан балет «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, в постановке Михаила Фокина и сценографии Леона Бакста.


Программа концерта:

1 отделение

С.С. Прокофьев (1891-1953). Симфония №1 «Классическая» op.25 (1917)

Allegro

Larghetto

Gavotta: Non troppo allegro

Finale: Molto vivace


М.П. Мусоргский (1839-1881). «Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма MM 39 (1867, авторская редакция)


2 отделение

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). «Шехеразада», симфоническая сюита op.35 (1888)

Море и Синдбадов корабль

Рассказ царевича Календера

Царевич и царевна

Праздник в Багдаде


Продолжительность концерта 1 час 30 минут

Рекомендуемый возраст с 12-ти лет

Возраст12+

Длительность1 час 30 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

С.С. Прокофьев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо