Квартет OpensoundOrchestra
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 1 ч 40 минут
Исполнители:
Солисты OpensoundOrchestra
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Ксения Жулева (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
*Программа концерта:
1 отделение
1. В.А. Кобекин (род. 1947). «Три русские песни» для струнного квартета (1999)
«Виноградье красно-зелено мое»
«Я лужок белю»
«Веснянка»
2. Н.А. Хрущева (род.1987). «Пять песен на Рождество» для квартета (2021)
«Ёлочка-ёлка»
«Пусть эта ёлочка»
«В праздничный час»
«Каждой иголочкой»
«Радует нас»
3. Й. Видманн (Jörg Widmann род. 1973). Струнный квартет № 3 «Jagdquartett» / «Охотничий» (2003)
4. В.И. Мартынов (род. 1946). «Заповеди блаженства» для квартета и квартета в записи (1998)
2 отделение
1. Ф. Гласс (Philip Glass род. 1937). Квартет № 2 «Company» (1983)
I. = 96
II. = 160
III. = 96
IV. = 160
2. П.В. Карманов (1970-2024). String QuaREtet / Струнный КваРЕтет (1997)
3. Д.Д. Шостакович (1906-1975). Струнный квартет C-dur №1 (1938)
Moderato
Moderato
Allegro molto
Allegro
*В программе возможны изменения
20 ноября 2025 года на сцене Концертного Пакгауза выступят солисты OpensoundOrchestra. Музыканты оркестра уделяют большое внимание камерному музицированию и прежде всего струнному квартету. Для пропаганды и распространения современной, в том числе российской академической музыки солистами был создан проект OpensoundQuartet. В репертуаре коллектива все квартеты Д. Д. Шостаковича, произведения В. Я. Шебалина, Д. Лигети, К. Пендерецкого, Г. Галынина, В. Лютославского, Н. Хрущевой, Э. Низамова, В. Мартынова, А. Палаева, В. Кобекина, Zhokhowski и других, с 2021 года прозвучавшие в российских городах: Санкт-Петербург, Казань, Пермь, Петрозаводск, Нижний Новгород, Воронеж, Тула, Сургут...
В программе концерта в Нижнем Новгороде прозвучат произведения современных композиторов, написанные с разницей почти в век в жанре струнного квартета.
Ученик Сергея Слонимского, русский композитор Владимир Александрович Кобекин (род. 1947) больше известен слушателем, как автор музыкально-драматических произведений. Ему принадлежат балет и 20 опер, из которых 16 были поставлены на сценах российских и европейских театров. В 1999 году Владимир Кобекин со свойственной ему выразительностью и сценичностью музыки написал струнный квартет «Три русские песни». Три части цикла ведут от протяжного напева к задорной плясовой, в которой музыканты — актеры, поддавшись веселью, начинают подпевать в такт своим инструментальным инструментам.
Настасья Хрущева (род. 1987) окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова как композитор у Сергея Михайловича Слонимского и как музыковед у Натальи Ивановны Дегтяревой. Много исполняя и анализируя произведения в классических и современных стилях, Настасья гармонично объединяет их в своем творчестве. По заказу Союза композиторов в рамках проекта «Ноты и квоты» Хрущева написала для струнного квартета «Пять песен на Рождество», дав каждой из них вполне предсказуемое название «про елочку». Но музыка Песен создаёт совсем не праздничное настроение. Барочные хоралы и секвенции наталкиваются здесь на острые диссонансы и мятежные порывы. Композитор говорит с нами не о радостном приближении Рождества, а скорее о подведении неутешительных итогов.
Одного из ведущих немецких композиторов Йорга Видманна (Jörg Widmann род. 1973) музыковеды затрудняются отнести к какому-либо направлению, но уверенно говорят о его диалоге с композиторами-классиками. Например, работая в жанре струнного квартета, Видманн, по его словам, «ощущал груз ответственности, держа в уме гигантское количество произведений для этого состава, вошедших в золотой репертуар академической музыки» и считал, что «для современного композитора создать достойный струнный квартет — это вызов». Струнный квартет № 3 входит в цикл, объединивший пять первых сочинений композитора в этом жанре. Написанные в разные годы и при разных обстоятельствах, квартеты сложились в единую сагу о человеке. Третий квартет Видманн назвал «Jagdquartett» / «Охотничий», пояснив его авторской программой: «музыканты трубят охотничье приветствие, идут на охоту с мыслью побеждать и не имеют ни малейшего представления о том, что эта охота может обернуться против них самих». Начинающееся энергичным и стройным проведением темы Grossvater, взаимодействие музыкантов превращается в жесткое соперничество и хаос, «рождающий чудовищ».
Владимир Иванович Мартынов (род. 1946) написал свое первое произведение в 6 лет, восхищался творчеством Стравинского и считал, что авангард и электронная музыка — будущее искусства. Его друзьями были Софья Губайдулина и Альфред Шнитке. Но увлечение в 70-е годы XX века культурой и фольклором разных народов привело Мартынова к поискам новых истин в музыке. Сделав перерыв в творческой деятельности, став преподавателем в духовной академии Троицко-Сергиевой Лавры, Владимир Иванович начал изучать духовную музыку. Он вернулся к композиторству, но совершенно с иными задачами. Концепция «конца времени композиторов» означала в понимании Мартынова очищение музыки от искусственной новизны и экспериментов ради славы. Пришло время услышать красоту и гармонию мира. В 1998 году композитор написал «Заповеди блаженства» — светлейшее сочинение в двух редакциях: для хора и для струнного квартета.
«Композитор, сочиняющий музыку с повторяющимися структурами», — называл себя американец Филип Гласс (Philip Glass род. 1937). Увлечение музыкой началось у него в детстве, когда в магазине своего отца он слушал сотни грампластинок, узнав творчество Шенберга и Хиндемита, Бартока и Шостаковича, открыв для себя Бетховена и Шуберта. Учителями Филипа были участник французской «Шестерки» Дариус Мийо и приверженец классической музыки, дирижер и пианистка Надя Буланже. Стиль самого Гласса менялся и совершенствовался с приходящим опытом. Начав с диссонантного минимализма, через увлечение французским кинематографом новой волны и индийской музыкой композитор создал собственный музыкальный язык: метроритмические паттерны (англ. Pattern) создают впечатление статичной конструкции, внутри которой рождается колоссальная энергия. Это свойство музыки Гласса привлекло кинематографистов и театральных режиссеров. Например, Струнный квартет № 2 был написан как инструментальное сопровождение спектаклей по произведениям ирландского драматурга Самюэля Беккета «Fin de partie» / «Конец игры» и «Company» / «Компания». Запретивший музыку в первом случае, Беккет согласился взять 4 фрагмента в исполнении струнного квартета для «Company». Рассматриваемая композитором, как Gebrauchsmusik / «музыка для использования», «как соль и перец ... просто что-нибудь к столу», она прозвучала как Струнный квартет и в 1988 году была номинирована на премию «Грэмми» как «Лучшая современная классическая композиция».
«Его музыка стала примером для подражания и впиталась в меня», — сказал о Ф. Глассе русский композитор Павел Викторович Карманов (1970-2024). Есть схожие черты в стилях этих двух музыкантов: зерно-паттерн, за «броуновским» движением которого стоит сложная система взаимодействия. А. Шнитке и К. Пендерецкий, Pink Floyd и Queen, джаз и электронная музыка стали фрагментами пазла, из которого сложился стиль Павла Карманова. В 1997 году на закрытии Х Фестиваля современной музыки «Альтернатива» в исполнении Ансамбля старинной музыки Московской консерватории во главе с молодым скрипачом Назаром Кожухарём состоялась премьера его Струнного КваРЕтета. Необычное название с выделенным слогом РЕ стало фирменным знаком произведений Карманова. Композитор признавался, что Ре-мажор — его любимая тональность: «Ре мажор — это особая тональность. Говорят, что в современной темперации терция ре- и фа-диез — особенно широкая терция, за что эту тональность очень любили композиторы — от Баха до Денисова — и свои главные произведения заканчивали в Ре мажоре». В КваРЕтете сквозь калейдоскоп ре-сочетаний появляется лирическая светлая тема скрипки. И это не контраст кипения и покоя, это гармония бесконечности и красоты. Композитор, профессор Московской консерватории А.С. Леман сказал о своем ученике: «… я понял, что такое для Карманова ре мажор. Это для него некое поднебесье». «У меня есть образ поднебесья, и для меня это ре мажор», — согласился Павел Карманов.
Российский классик XX века Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) написал Струнный квартет №1 в 1938 году по заказу одного из самых авторитетных и популярных в предвоенное время ансамбля — Квартета имени Глазунова. Шостакович — автор пяти симфоний, фортепианного концерта, музыки к операм и балету, фильмам и спектаклям — с опасением решил принять предложение заказчиков, считая жанр квартета одним из сложнейших для композиторов и исполнителей. Он вспоминал: «Начал писать его без особых мыслей, думал, что ничего не получится. Ведь квартет — один из труднейших музыкальных жанров. Первую страницу я написал в виде своеобразного упражнения в квартетной форме, не думая когда-либо его закончить и выпустить». Но сочинение было завершено. Гениальный композитор нашел точные интонации, гармонично объединившие его новый стиль и классические приемы. 10 октября 1938 года в исполнении Квартета имени Глазунова состоялась триумфальная ленинградская премьера Первого квартета Д. Шостаковича. Через пять дней Квартет прозвучал в Москве в исполнении Квартета имени Бетховена, ставшего одним из постоянных исполнителей произведений композитора. Пианист Генрих Нейгауз сравнил Квартет До-мажор с гармоничной пушкинской поэзией. Сам Шостакович просил не искать философских глубин в этой музыке: «Я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые весенние настроения»
OpensoundOrchestra – оркестр, специализирующийся на исполнении современной музыки. Коллектив был основан в 2018 году скрипачом и дирижером Станиславом Малышевым и виолончелисткой Ольгой Калиновой. Название Opensound – метафора широкого разнообразия музыки, которую исполняет коллектив. В репертуар оркестра входят произведения российских и зарубежных композиторов самых разных жанров. Профессионализм музыкантов позволяет коллективу легко трансформироваться из симфонического оркестра в ансамбль солистов.
Одно из приоритетных направлений OpensoundOrchestra – исполнение сочинений молодых отечественных композиторов. Заказывая новые сочинения, оркестр активно принимает участие в программе Союза композиторов России «Ноты и квоты», которая направлена на поддержку молодых современных авторов.
Важной частью деятельности коллектива является сотрудничество с композиторами кино — Ю. Потеенко, А. Друбич, И. Бурляевым, А. Айги и другими. OpensoundOrchestra записал музыку более чем к 30 фильмам, среди которых новинки и хиты российского проката «Вызов», «Чебурашка», «Белый снег», «Мастер и Маргарита».
Музыканты оркестра читают лекции для композиторов в Московской школе кино, ежегодно коллектив записывает произведения ее выпускников. Также OpensoundOrchestra принимает участие в Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters, где свои проекты представляют молодые таланты в сфере креативных индустрий.
Оркестр регулярно выступает на фестивалях и премиях, таких как The Art Newspaper Russia (2019), Origen (Швейцария, 2019), «Чистый звук» (Москва, 2021), камерный фестиваль Союза композиторов России «Пять вечеров» (2021, 2022), «Золотой орел» (Москва, 2022), фестиваль «Новая классика» (Москва, 2022), фестиваль «Шостакович. XX век» (Самара, 2022), фестиваль электроакустической и мультимедийной музыки «Биомеханика» (2022), Московский зимний музыкальный фестиваль в Зарядье (Москва, 2022, 2023), фестиваль «Зеркало» (Юрьевец, 2022, 2023), фестиваль «Преображение» (Ярославль, 2023), Chess&jazz (Москва, 2023), Московский урбанистический форум (Москва, 2023), фестиваль «Картинки с выставки» (Нижний Новгород, 2023, 2024), Международный молодежный фестиваль (Сочи, 2024), Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE (Москва, 2024), международная выставка-форум «Россия» (Москва, 2024).
Коллектив осуществил мировые премьеры произведений российских композиторов В. Мартынова, Н. Хрущевой, Н. Попова. В 2024 году в зале Зарядье совместно с театром современного танца «Каннон Данс» и вокальным ансамблем Intrada был поставлен балет Сергея Ахунова «Литургия».
OpensoundOrchestra сотрудничает с такими музыкантами как А. Любимов, П. Осетинская, В. Репин, Б. Андрианов, Д. Илларионов, Т. Гринденко, Я. Дьякова, Н. Павлова, Д. Селипанов, коллективами Therr Maitz, Marimba Plus, LRK трио, Moscow Art Trio, вокальным ансамблем Intrada. OpensoundOrchestra является постоянным участником проекта LAB с Антоном Беляевым.
В 2021 году OpensoundOrchestra осуществил инновационный проект Carbon Project, став первым в мире оркестром, музыканты которого играли на карбоновых инструментах.
В 2024 году коллектив принял участие в презентации колонки SberBoom, исполнив произведение в дуэте с виртуальным ассистентом Салют. Также OpensoundOrchestra сотрудничает с Яндекс.
Коллектив сотрудничает с лейблами «Мелодия», Donemus Publishing, FANCYMUSIC, Cold Bank. В 2024 году OpensoundQuartet выпустил диск, куда вошли произведения для квартета современных отечественных композиторов.
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей
