Л. Десятников. «Бедная Лиза». Музыка к фильму «Москва»

Концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа


Исполнители:

Надежда Павлова (сопрано), заслуженная артистка России

Мария Калинина (сопрано)

Алиса Тен (сопрано)

Наталия Ляскова (меццо-сопрано)

Сергей Годин (тенор)

Алексей Гориболь (фортепиано), заслуженный артист России 

Солисты оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина


Программа концерта:

Л.А. Десятников (род.1955). «Бедная Лиза», одноактная опера, либретто Леонида Десятникова по повести Карамзина (1976, ред. 1980) 

Л.А. Десятников (род.1955). «Москва», песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к одноимённому фильму для неакадемического голоса, сопрано, меццо-сопрано и инструментального ансамбля (2000)

Пролог

«Заветный камень» (песня Б. Мокроусова)

Холодильник

Колыбельная

Завтрак

Страшная история

«Враги сожгли родную хату» (песня М. Блантера)

Кухня (Моцарт)

Баркарола

Первое представление

Карта

Золотая молодёжь

Метро

Ольга перед зеркалом

«Колхозная песня о Москве» (песня Ф. Маслова)


8 июня 2025 года в концертном Пакгаузе звучит музыка одного из самых исполняемых современных композиторов Леонида Аркадьевича Десятникова (род. 1955). Его произведения исполняются по всему миру, а стиль узнаваем и уникален. 

Музыкальный критик Пётр Поспелов назвал Десятникова «специалистом по культурным аллюзиям и гибридам академического стиля с масскультом». И действительно: выпускник Ленинградской консерватории по классам народного артиста РСФСР профессора Б.А. Арапова (композиция) и народного артиста РСФСР, профессора Б.И. Тищенко (инструментовка), Леонид Десятников виртуозно облекает традиционные композиторские приемы в только ему присущую гармоническую, мелодическую, ритмическую форму. Классика Десятникова настолько органична в современном культурном пространстве, что воспринимается, как зеркало с точным отражением себя — настоящего и очень разного. В этой музыке — обращенность к Господу Баха, текстоцентричность Мусоргского, стилистические метания Стравинского, романтические рефлексии Шуберта, импрессионистские изыски Равеля, объединяемые неповторимой искренностью и пронзительностью Десятникова. «Существом десятниковской музыки оказалась вовсе не «трагическая шаловливость» (авторское определение, надолго к ней прилипшее), а зачастую конкретный, точно очерченный трагизм. Горечь и сдержанно-элегантная, но все же пылкость по отношению к прошлому и настоящему пронизывают всю эту музыку буквально до ноты и воплощаются в словах: «Я думаю, что чувство покинутости должен испытывать каждый порядочный человек, не правда ли?». Или: «Любого рода деятельность — это попытка самоутверждения, попытка как-то оправдать бессмысленность человеческого существования», — писала о Десятникове журналист и музыкальный критик Юлия Бедерова.  

Один из жанров в творчестве Леонида Аркадьевича, вызывающий большой интерес и жаркие споры, — музыка для театра и кино. Его оперы и балеты поставлены в Большом театре России и театре Ла Скала. Его музыка звучит в фильмах Александра Митты, Валерия Тодоровского, Алексея Учителя, Александра Зельдовича, Павла Лунгина.


В 1976 году студент 4 курса Ленинградской консерватории Леонид Десятников для очередной экзаменационной сессии написал на собственное либретто камерную оперу по повести русского писателя Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — свое первое профессиональное произведение. В ней два действующих лица — Лиза (сопрано) и Эраст (тенор). Действие происходит в сопровождении камерного инструментального ансамбля. Молодой композитор изложил трагическую историю любви Лизы и Эраста настолько профессионально и искренне, что 1980 году опера была поставлена на сцене Камерного музыкального театра Бориса Покровского, ставшего художественным руководителем премьеры. Следующая постановка «Бедной Лизы» состоялась почти через четверть века на международных музыкальных фестивалях в Латвии, Австрии, России. «Будучи студентом, я совершенно не рассчитывал на то, что эта вещь обретет сценическую жизнь; я работал для собственного удовольствия и сам написал либретто. В нем только текст Карамзина, но, конечно, сокращенный. Мне казалось естественным ассимилировать свои музыкальные впечатления той поры («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси); в более же широком, эстетическом, так сказать, смысле, очень сильным было влияние Стравинского. Персонажей всего двое — Лиза и Эраст, и они же поют текст от автора. Крайне важным для меня было то, что простая и хорошо известная, в каком-то смысле архетипическая история. «Бедная Лиза» была для меня тем же, чем для Стравинского «Царь Эдип». Сейчас такой подход рассуждений выглядит несколько наивным, но музыка всё ещё представляется мне довольно привлекательной». Леонид Десятников.

В 1990 году Леонид Десятников впервые попробовал себя в жанре киномузыки в фильме Александра Зельдовича «Закат». Удачный опыт привел к созданию самостоятельного оркестрового произведения «Эскизы к Закату». Через 10 лет, в 2000 году на экраны вышел фильм Зельдовича «Москва», музыку для которого написал Десятников. Задуманная как «камерная версия» чеховских «Трех сестер», история превратилась в трагическое ностальгирование по уходящей эпохе. Главным героем в ней стала пустота человеческих душ. Роль эмоционального триггера взяла на себя музыка в исполнении академического и неакадемического голосов и инструментального ансамбля. В музыкальную канву фильма вплетены джаз и классика, бельканто и танго, французские мелодии и советские песни, цитаты В.А. Моцарта и М. Равеля.

«Из всех участников проекта я был в творческом плане больше всех отстранен от контекста, от города и от эпохи. В написании музыки я шел исключительно от самой истории, которая, на мой взгляд, могла произойти где угодно. Мелодия, ритм и скорость были моими инструментами. Я подходил к вопросу чисто драматургически. В сцене речной прогулки я использовал баркаролу — это водный жанр, музыка венецианских гондольеров. Перелицовки трех советских песен военных лет основаны на мироощущении Ольги. Ольга — акустика. Для нее Великая отечественная — это так же далеко, как война Алой и Белой роз в средневековой Англии. Поэтому поет она их так же отстраненно. Отчасти на музыку повлиял мой опыт работы с музыкой Астора Пьяццоллы незадолго до начала работы над «Москвой». Там нету буквального ритма танго, но его отголоски чувствуются», — рассказывал композитор. Первым исполнителем музыки к «Москве» стал камерный ансамбль под руководством прекрасного пианиста, одного из выдающихся мастеров камерного ансамбля Алексея Гориболя. 

Саундтрек фильма «Москва» назван «музыкальным событием 2000 года», удостоен Национальной премии кинокритики «Золотой овен» и Приза «За лучшую музыку» III кинофестиваля «Новое кино России», получил приз за музыку от Национальной кинопремии «Ника». В 2002 году фильму «Москва» присужден Гран-При IV Международного Биеннале «Музыки в кино» в Бонне. В 2005 году Десятников получил специальный приз «За вклад в отечественный кинематограф» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге.


Алексей Гориболь (фортепиано), заслуженный артист России

Лауреат международных конкурсов


Пианист, один из выдающихся мастеров камерного ансамбля, музыкальный деятель, продюсер, художественный руководитель фестивалей и культурно-просветительских проектов. 

Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу контрабаса и Нижегородскую (Горьковскую) государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу фортепиано. 

Является обладателем уникально обширного репертуара от Баха до разножанровых новейших сочинений композиторов-современников Г. Канчели, А. Чайковского, В. Мартынова, Ю. Красавина, Г. Пецелиса, М. Таривердиева, И. Шварца, А. Айги, П. Карманова. В. Раннева и др. Эксклюзивный исполнитель фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца. 

 С 1989 является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Л. Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек Десятникова к фильму «Москва» удостоен гран-при Всемирного биеннале в Бонне (2002). В 2019 году удостоен премии «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за диск с записью фортепианного цикла «Буковинские песни» Л. Десятникова на фирме «Мелодия».

Как пианист выступает с камерными программами, вместе с виолончелистом Р. Комачковым, пианисткой П. Осетинской, австралийским тенором Э. Гудвином, солисткой Михайловского театра О. Петровой, гобоистом А. Огринчуком, певицей Т. Куинджи, другими именитыми музыкантами.

Концертировал в крупнейших культурных центрах России, а также в Carnegie Hall (Нью-Йорк), John F.Kennedy Center for the Performing Arts (Вашингтон), Konzerthaus (Вена), Wigmore hall, (Лондон), Берлинской филармонии, Gewandhaus, (Лейпциг), Concertgebouw (Амстердам).

Инициатор и художественный руководитель масштабных монографических фестивалей П. Чайковского, Д. Шостаковича, Б. Бриттена, В. Гаврилина в Большом театре России, Санкт-Петербурге и региональных культурных центрах России, ряда проектов, соединяющих музыку, театр, поэзию, с участием выдающихся российских артистов: С. Крючковой, И. Дапкунайте, Д. Козловским, К. Раппопорт, Ч. Хаматовой, С. Спиваковой, В. Кошевым и др.

Сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», Институтом имени Гёте, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой».

С 2004 по 2007 руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 стал инициатором и художественным руководителем Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».  

Выпустил более тридцати компакт- дисков.

 

Надежда Павлова (сопрано). Заслуженная артистка России. 

Лауреат Международных конкурсов, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере» (2017), лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна» (2019), лауреат оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» (2020) 

В 2006 окончила Петрозаводскую государственную консерваторию им. А. К. Глазунова, в 2011 — аспирантуру (класс В.И. Дворникова). С 2006 по 2012 — солистка Музыкального театра Республики Карелия. С сезона 2012/13 — солистка Пермской оперы. В сезоне 2017/18 — приглашенная солистка Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, в сезоне 2020/21 — Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. С 2017 приглашенная солистка Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, с сезона 2018/19 — Большого театра России. С 2023 — солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Выступала на сценах таких театров, как Латвийская национальная опера, Гоголь-центр, Гамбургская государственная опера, Баварская государственная опера, Цюрихском оперном театре. Сотрудничает с режиссерами А. Жагарсом, К. Серебренниковым, Р. Уилсоном. В 2021 с блеском дебютировала на Зальцбургском фестивале в роли Донны Анны в постановке Ромео Кастеллуччи «Дон Жуан».

Выступала с ансамблем musicAeterna под руководством Т. Курентзиса на театральных и концертных площадках: Большой театр Люксембурга, Эльбская филармония в Гамбурге, Кёльнская филармония, Концертхаус в Дортмунде, Венский Концертхаус, Концертный зал Центра культуры и конгрессов в Люцерне, фестивальный зал Фельзенрайтшуле в Зальцбурге, Большой зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского.


Алиса Тен (сопрано)

Мультижанровая певица, композитор, исполнительница на виоле да гамба. Ее репертуар охватывает музыку барокко, древнерусскую, этническую и современную академическую музыку, джаз, постмодерн, музыку стран Магриба и другие направления.

Сотрудничает с разнообразными коллективами и музыкантами, среди которых ансамбль древнерусской музыки «Хронос», этнический оркестр московского «Театриума», Камерный оркестр «Дивертисмент», «Музей звуковых фигур» Петра Айду, театр бразильской пассионарной песни «Дефеса», Первый симфонический ансамбль (Персимфанс), ансамбль средневековой музыки Labyrinthus, перформансист Псой Короленко, контрабасист Владимир Волков, альтист Руст Позюмский, композиторы Леонид Десятников, Павел Карманов, Ираида Юсупова.

Выступала на музыкальном фестивале в Карфагене (Тунис), фестивалях английской современной музыки, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Возвращение» и Musica Mensurata в Москве. В качестве композитора и исполнителя приняла участие в создании саундтрека к фильму «Межсезонье» режиссера Александра Ханта. 

В 2019 году стала лауреатом независимой премии «Парабола» имени Андрея Вознесенского, в 2020 году вошла в рейтинг «100 героев будущего» от независимого издания The Blueprint.


Мария Калинина (сопрано)

Лауреат I степени международного конкурса «World Music Heritage» (2019)

Финалист Международного конкурса оперных певцов «Опералия» (2023)

В 2018 окончила факультет музыкального театра Российского института театрального искусства – ГИТИС (мастерская народного артиста РФ Д.А. Бертмана, класс народной артистки России Л.К. Магомедовой).

С 2020 по 2022 стажировалась в Центре оперного пения им Г.П. Вишневской (класс Народной артистки СССР М.Ф. Касрашвили).

Принимала участие в международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусства под руководством Юрия Башмета (Сочи, 2022), в мастер-классах в рамках V международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова (Красноярск, 2022), а также в Международном фестивале искусств «Стрелка» (Нижний Новгород, 2023).

С 2023 – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.

Работала с такими дирижерами, как Т. Курентзис, Д. Синьковский, Ф. Леднев, И. Великанов, Э. Кулиев, А. Лебедев, Я. Ткаленко.


Наталия Ляскова (меццо-сопрано). 

Лауреат премии «Нижегородская жемчужина», 

Лауреат премии МХТ им. А. П. Чехова в номинации «Опера» за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода» (2023)

Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» (2023) в номинации «Состав» за спектакль «Кармен» Бизе (Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина)

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода» (2024)

В 2013 окончила отделение вокального искусства (академический вокал) Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс Т. Хохловой). 

В 2013-2016 была стажером оперной труппы и солисткой хора musicAeterna Пермского театра оперы и балета. С сезона 2016/17 — солистка Пермской оперы.

Принимала участие в концертных исполнениях опер: Ханна («Пассажирка» Вайнберг), Лола («Сельская честь» Масканьи), Мать Жанна от Младенца Иисуса («Диалоги кармелиток» Пуленк), Дриада («Ариадна на Наксосе» Штраус), Анний («Милосердие Тита» Моцара), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинка), Принцесса Клариче («Любовь к трем апельсинам» Прокофьев), Графиня («Пиковая дама» Чайковский).

Работала с такими режиссерами, как Р. Уилсон, Ф. Химмельманн, С. Т’Хуфт, К. Евангелатос, А. Адасинский, В. Бархатов, М. Гацалов, Ф. Григорьян, К. Богомолов, В. Наставшевс, М. Петров, Е. Сафонова.

С сезона 2021/22 солистка Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. 

С сезона 2023/24 — приглашенная солистка Михайловского театра (Санкт-Петербург).

 

Сергей Годин (тенор)

Лауреат международного конкурса

Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных. 

С 2017 был солистом Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского. 

С 2018 работал в Пермском театре оперы и балета, вошел в состав коллектива musicAeterna. 

С 2023 — солист Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. 

Постоянный участник Дягилевского фестиваля. Участвовал в международном фестивале «Территория», Зальцбургском фестивале, фестивале «Хор без границ». 

Сотрудничал с такими выдающимися музыкантами и режиссерами, как Т. Курентзис, В. Дюместр, Ф. Чижевский, В. Минин, В. Федосеев, Р. Уилсон, Р. Кастеллуччи, П. Селларс, К. Богомолов, М. Гацалов.


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Действующие лица
Состав исполнителей на 08.06.2025 17:00
Место проведения
Концертный Пакгауз
Цена
от 1000 руб.

* Театр оставляет за собой право замены исполнителей

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо