Музыка «На конец времени»

Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы


Музыка «На конец времени»

Концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа 


Исполнители:

Никита Мндоянц (фортепиано), лауреат международных конкурсов

Солисты оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Осип Чебурашкин (кларнет), Екатерина Васильева (скрипка), Валерия Рупасова (виолончель).


Программа концерта:

П. Хиндемит (Paul Hindemith 1895-1963). Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1938)

Mäßig bewegt

Sehr langsam

Mäßig bewegt


О. Мессиан (Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen 1908-1992). Quatuor pour la fin du Temps / Квартет на конец времени для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1940-41)

 «Liturgie de cristal» / «Литургия кристалла»

«Vocalise, pour l`Ange qui annonce la fin du Temps» / «Вокализ для ангела, возвещающего конец времени»

«Abime des oiseaux» / «Бездна птиц» (для кларнета соло)

«Intermede» / «Интермеццо» (для кларнета, скрипки и виолончели)

«Louange a l`Eternite de Jesus» / «Хвала предвечности Иисуса» / (для виолончели и фортепьяно)

«Danse de la fureur, pour les sept trompettes» / «Танец ярости для семи труб»

«Fouillis d`arcs-en-ciel, pour l`Ange qui annonce la fin du Temps» / «Хаос радуг, для Ангела, возвещающего конец времени»

«Louange a l`Immortalite de Jesus» / «Хвала бессмертию Иисуса» (для скрипки и фортепьяно)


Один из самых известных немецких композиторов двадцатого века Пауль Хиндемит (Paul Hindemith 1895-1963) сочинял практически во всех жанрах и владел многими музыкальными инструментами. Хиндемит начал свою карьеру как блестящий скрипач, потом много концертировал сольно и в камерных ансамблях в качестве альтиста, посетив, в 1927 году Россию, одновременно писал музыку и дирижировал исполнением своих произведений. Он преподавал в Берлинской Высшей школе музыки и организовывал фестивали. Но все изменилось в Германии с приходом к власти нацистского режима. Музыка Хиндемита не исполнялась, как «не отвечающая художественной политике новой власти». Композитор эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в Америку, где прожил 15 лет. В 1938 году, под впечатлением от аншлюса нацистами Австрии Хиндемит написал Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано — драматичное эссе о мире и войне, о гармонии и разрушении. Здесь выверенная полифония соседствует с ломаными ритмами ХХ века, а классическая прозрачность органично сменяется романтической страстью. «В этой тяге к гармонии, испытывающей — притом и в собственной музыке Хиндемита — немалую силу сопротивления, заключен главный нравственно-эстетический «нерв» лучших созданий немецкого мастера. Здесь он остался последователем великого Баха, откликаясь в то же время на все «больные» вопросы бытия», — писала о музыке Пауля Хиндемита российский музыковед Тамара Левая.

«Я верующий, поэтому я пою слова Бога тем, у кого нет веры». Эти слова принадлежат французскому композитору-неоклассику Оливье Мессиану (Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen 1908-1992). Участник Второй мировой войны, он в 1940 году оказался в немецком лагере для военнопленных Шталаг VIIIA в Силезии, где создал одно из главных произведений своей жизни — Квартет на конец времени для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (в лагере были только эти инструменты). Творчество стало спасением для самого композитора и его друзей — скрипача Жана ле Булера, виолончелиста Этьена Паскье и кларнетиста Анри Акоки, оказавшихся Шталаге. Шла жестокая война, рушился мир, каждый понимал, что уже никогда не вернется прежняя жизнь, а что ждет дальше, предположить было не возможно. Глубоко верующий католик, Мессиан предпослал Квартету строки «Апокалипсиса» из Откровения Иоанна Богослова: «И видел я Ангела сильного, сходящего с неба… и стоя ногами на море и на земле, он протянул руку к небу и клялся живущим во веки веков, говоря: времени уже не будет». Каждая из восьми частей сочинения — как предзнаменование «конца времени», ведущее к началу очищенного от скверны мира. 15 января 1941 года в неотапливаемом бараке лагеря для военнопленных Шталаг VIIIA прозвучало новое сочинение Оливье Мессиана «Квартет на конец времени». Узники и их тюремщики замерли, слушая рождавшуюся музыку о Вечной жизни. Главными в тот день были не плохие инструменты, страшный холод и война, а даруемые звуками Вера и Надежда. «Никогда больше я не испытывал такой концентрации внимания, такого глубокого слушания», — вспоминал Мессиан. В 2014 году на месте Шталага VIIIA был создан Европейский образовательный и культурный центр.


Никита Мндоянц, фортепиано

Победитель Международного конкурса пианистов в Кливленде (США) (2016 год), Международного конкурса пианистов имени И. Я. Падеревского в Польше (2007) и финалист Международного конкурса им. Вэна Клайберна в США (2013).

В 2014 году был удостоен Первой премии на Международном конкурсе молодых композиторов имени Н. Мясковского, в 2016 году — памяти С. Прокофьева в Сочи.

В девятилетнем возрасте он сыграл свой первый сольный концерт в г. Хельсинки в зале Академии им. Я. Сибелиуса. Концерт был записан и издан на диске фирмой “Vista Vera”.

Никита Мндоянц постоянно гастролирует в странах Европы, Азии, Африки и США, выступая во многих престижных залах, таких как Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал им. Чайковского, Большой Зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал Мариинского театра, Salle Cortot и Auditorium du Louvre в Париже, Люксембургская филармония, зал Bozar в Брюсселе, Elbphilharmonie в Гамбурге, в Берлинской филармонии и Карнеги-холл в Нью-Йорке.

Играл с ведущими оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Кливлендский Симфонический Оркестр, Государственный Симфонический Оркестр Армении, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, БСО им. Чайковского.

Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист - Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Эри Клас, Василий Синайский, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Зива, Александр Рудин, Александр Сладковский, Филипп Чижевский, Валентин Урюпин, Игнат Солженицын, Мурад Аннамамедов, Константин Орбелян и другие.

С 2012 года Никита Мндоянц — пианист и композитор в резиденции Международного музыкального фестиваля в Висамбуре (Франция). Никита постоянный участник международных фестивалей: имени Шопена в Душники-Здруй (Польша), Klavier-Festival Ruhr (Германия), IKIF в Нью-Йорке, Brevard Music Festival (США), Лики современного пианизма (Санкт-Петербург), InClassica (ОАЭ) и другие.

Среди его партнеров по камерному ансамблю известные музыканты и коллективы — Александр Гиндин, Валерий Соколов, Лев Сивков, Вячеслав Грязнов, Патрик Мессина, квартеты имени Бородина, Брентано, Ébène quartet, Escher String Quartet, имени Цемлинского и имени Шимановского.

Музыку Н. Мндоянца исполняют Александр Рудин, Александр Винницкий, Никита Борисоглебский, Игорь Федоров, Мария Власова, Дэниел Хоуп, Илья Грингольц, Игорь Дронов, Сергей Кондрашёв, Илья Гайсин, ансамбль солистов «Студия новой музыки», квартеты Cantando, имени Шимановского, имени Цемлинского, оркестр Musica Viva, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Симфонический оркестр радио «Орфей». Сочинения опубликованы издательствами «Композитор», «Юргенсон» и «Музыка».

В 2007 году фирма Classical records выпустила два диска Никиты Мндоянца, в один из которых вошла его музыка. В 2015 году на Praga digitals вышел диск с записью Квинтета М. Вайнберга в исполнении Никиты Мндоянца и квартета имени Цемлинского. В июне 2017 вышел сольный диск пианиста, записанный фирмой Steinway & Sons.

В 2024 году французский лейбл Aparté выпустил сольный диск Никиты с сочинениями Прокофьева. Диск получил восторженную критику журнала Diapason.

Никита получил образование как пианист и композитор в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, Московской консерватории и аспирантуре, где его педагогами были Т. Л. Колосс, профессора А. А. Мндоянц и Н. А. Петров (фортепиано), Т. А. Чудова и А. В. Чайковский (композиция).


Осип Чебурашкин (кларнет) 

Лауреат Международного фестиваля славянской музыки, I премия (Москва)

Лауреат Конкурса духовых инструментов «Серебряные звуки», I премия (Петрозаводск)

Лауреат Всероссийского конкурса кларнетистов им. А. Л. Штарка II премия (Москва)

Специальный приз VIII Международного конкурса Московской консерватории (Москва)


В 2021 окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «Искусство концертного исполнительства» (класс преподавателя В. А. Азаренкова).

В 2011 выступал в Концертном зале им. П. И. Чайковского с Московским Президентским оркестром. 

В 2019 работал в Фестивальном оркестре Бриттена-Шостаковича (концертмейстер группы кларнетов). 

С 2022 — артист оркестра Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Принимал участие во II Международном благотворительном фестивале российско-итальянской культуры «Очи чёрные» (2014, Монтекатини, Италия), в образовательной программе Дягилевского фестиваля (2019, Пермь; постановка оперы А. Подзоровой «Периодическая система»).

Гастролировал в Англии, Швейцарии, Франции, Италии.


Екатерина Васильева (скрипка)

Лауреат международного фестиваль-конкурса Musica Classica

Лауреат международного конкурса «Музыкальный фейерверк в Баден-Вюртемберге» 

В 2010 году окончила Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова (класс скрипки, профессор Д. В. Шейнкмана) 

С 2010 — артист, с 2019 — концертмейстер Ростовского академического симфонического оркестра. 

С 2024 — артист оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.  

Работала с такими дирижерами, как В. Урюпин, В. Жук, М. Леонтьев, А. Рубин, И. Мокеров, Н. Цинман, Н. Кожухарь, М. Емельянычев, Д. Синьковский, И. Бобович


Валерия Рупасова (виолончель)

В 2021 окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности артист оркестра (класс виолончели, профессор, народный артист России В.К. Тонха)

В 2021-2024 — артист Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

С 2024 — артист оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.  



Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Действующие лица
Состав исполнителей на 03.10.2025 19:00
Место проведения
Концертный Пакгауз
Цена
от 500 руб.

* Театр оставляет за собой право замены исполнителей

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо