Музыкальные прогулки короля Рене
Программа в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 1 час 40 минут
Исполнители:
Духовой ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale
Анна Валюкевич (флейта)
Марина Волкова (флейта)
Павел Чередниченко (гобой)
Владислав Врублевский (гобой)
Сергей Гуторов (кларнет)
Григорий Николаев (кларнет)
Данил Валюкевич (фагот)
Илья Ганичев (фагот)
Руслан Рязапов (валторна)
Светлана Рязапова (валторна)
Карина Шагова (фортепиано)
* Программа концерта:
Первое отделение
A. Жоливе (André Jolivet 1905-1974). Серенада для духового квинтета (1945)
Cantilene. Moderato
Caprice. Scherzando
Intermede. Moderato
Marche burlesque. Allegro
Г. Марешаль (Charles Henri Maréchal 1842-1924). «Theme provencal attribue an Roi Rene (1409-1480)» / «Провансальские темы, приписываемые королю Рене» (1920)
Д. Мийо (Darius Milhaud 1892 – 1974). «La cheminée du roi René» / «Прогулка короля Рене» для деревянных духовых инструментов и валторны, op.205 (1939)
«Cortège» /«Кортеж»
«Aubade» / «Утренняя серенада»
«Jongleurs» / «Жонглеры»
«La Moussinglade» / «Маузинглад»
«Joutes sur l`arc» / «Турнир у реки Арк»
«Chasse à Valabre» / «Охота в Валабре»
«Madrigal nocturne» / «Мадригал-ноктюрн»
Второе отделение
Ж. Франсе (Jean Françaix 1912–1997). Квинтет № 1 E-dur для духовых (1948)
Andante tranquillo - Allegro assai
Presto - Trio. Un poco piu lento
Tema con variazioni
Tempo di marcia francese
Ф. Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc 1899-1963). Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до мажор, FP100 (1932, rev. 1939-40)
Allegro vivace
Divertissement. Andantino
Finale. Prestissimo
В программе «Музыкальные прогулки короля Рене» звучит музыкальный Париж первой половины XX века. Царивший совсем недавно impressionnisme отошел на второй план, уступив место непредсказуемому и разнонаправленному авангарду. В творчестве авангардистов сосуществуют классическая стройность и атональные эксперименты, романтическая воздушность, импрессионистские краски и тембровое разнообразие. Талантливые музыканты, художники, литераторы провозглашали новые пути в искусстве, принимая все гениальное, созданное их предшественниками.
Концерт «Музыкальные прогулки короля Рене» посвящён музыке для оригинального тембрового сочетания духового квинтета — флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны.
А что мы знаем о главном герое программы — короле Рене? Чаще всего это имя звучит при упоминании оперы П.И. Чайковского «Иоланта». Там Рене — безутешный отец слепой Иоланты. Исторический Рене Анжуйский значительно отличался от своего художественного образа.
Рене Добрый (le Bon Roi René 1409-1480), как прозвали Герцога Анжуйского во Франции, был покровителем искусств. У него находили поддержку художники, музыканты, поэты. Поселившись после ухода с политической арены в Экс-ан-Провансе, Рене создал при своем дворе театральную труппу. Его перу принадлежат романы и исторические исследования. Ему приписывают авторство художественных полотен. Рене гордился тем, что во Франции его стали называть Король-Трубадур.
Исследователи считают Рене Анжуйского одним из предшественников Ренессанса, — восхищает его открытость ко всем творческим исканиям, всем видам искусства. Образ Рене Доброго запечатлен в литературе, музыке, живописи.
Одно из посвящений королю-трубадуру Рене Анжуйскому создал Дариус Мийо (Darius Milhaud 1892 – 1974). Уроженец Прованса, выпускник парижской консерватории, он вошел в композиторское объединение «Шестерка» и настаивал на тезисе «Хлеба вместо ананасов!». В музыке Мийо воздушный импрессионизм сменяется конкретным содержанием и яркими красками. Сюита «La cheminée du roi René» / «Прогулка короля Рене» трансформировалась из музыки к кинофильму «Cavalcade d'amour» («Кавалькада любви» 1940г.). Звучание духового квинтета удивительно точно соответствует атмосфере европейского средневековья… По крайней мере, насколько мы её себе представляем.
Французский композитор Чарльз Анри Марешаль (Charles Henri Maréchal 1842-1924) — автор нескольких опер и балетов, многих жанров вокальной и инструментальной музыки. Его духовой квинтет «Theme provencal attribue an Roi Rene» / «Провансальские темы, приписываемые королю Рене» переносит нас в средневековый Прованс, где правил Рене Добрый — художник, музыкант, поэт. Академизм, приобретенный в Парижской консерватории, не помешал Марешалю наполнить свою музыку неуловимыми хроматизмами.
«Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей»,— эти слова принадлежат Андре Жоливе (André Jolivet 1905-1974), французскому композитору XX века. Среди его друзей были родоначальник сонорной и электронной музыки Эдгар Варез и Оливье Мессиан. Жоливе стремился создавать «живую музыку», как мечтали участники творческого объединения «Молодая Франция», находя для этого необычные тембровые сочетания. Серенада для духового квинтета написана в классической 4-х частной форме, но её музыка пронизана отзвуками экзотических культур и ритмами джаза.
Французский композитор Ж. Франсе (Jean Françaix 1912–1997) с детства слышал классическую музыку, появившись на свет в семье музыковеда и директора консерватории в Ле-Мане и преподавательницы вокала. В шесть лет он начал сочинять музыку. Вскоре его первые произведения были опубликованы и получили горячее одобрение мэтра французской музыки Мориса Равеля. Надя Буланже, одна из крупнейших музыкальных педагогов, у которой в Парижской консерватории обучался Франсе, писала его матери: «Мадам, я не знаю, почему мы тратим время, чтобы научить его гармония, он знает гармонию. Я не знаю, откуда, но он ее знает, он родился не подозревая об этом». Всего в творческом наследии композитора более 200 сочинений в разных жанрах: оперы и балеты, симфонии и инструментальные концерты, саундтреки к фильмам. Но все же предпочтение Франсе отдавал камерной музыке. Значительное место в его творчестве занимали сочинения для духовых инструментов. Одно из самых популярных и исполняемых среди них — Квинтет № 1 E-dur для духовых.
«Французским Шубертом» называли Франсиса Пуленка (Francis Jean Marcel Poulenc 1899-1963). Такие ассоциации совершенно неудивительны, ведь одним из детских музыкальных впечатлений, определивших его судьбу, стал вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». Самый молодой участник французского композиторского объединения «Шестерка», Пуленк был прекрасным пианистом, талантливым композитором, вдумчивым критиком и литератором. Он дружил с Аполлинером и Сати, Прокофьевым и Онеггером. Дариус Мийо говорил: «Франсис Пуленк — это сама музыка». В Секстете, написанном на протяжении 1931-1932 годов, словно собраны самые совершенные приемы, сформировавшиеся в разных музыкальных стилях. Здесь и прокофьевская кантилена, и виртуозные моцартовские пассажи, отзвуки Стравинского и Равеля, ориентализм и романтизм.... Премьера этого красивейшего сочинения состоялась в 1933 году. Партию фортепиано исполнял автор. Критик и журналист Les Nouvelles littéraires Андре Жорж написал: «с Пуленком вся Франция выходит из окон, которые он открывает».
* В программе возможны изменения
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей