Авангард и постимпрессионизм в музыке

Программа в 1 отделении

Продолжительность концерта 60 минут


Исполнители:

Андрей Оганесов (скрипка)

Константин Хабаров (альт)

Анна Прохорова (виолончель).


В программу концерта вошли сочинения композиторов, чей стиль формировался в первой половине ХХ века. Политические бури, разрушение прежних и поиски новых форм и правил в жизни, искусстве, отношениях  провоцировали композиторов на иные ритмы и гармонии. На сцену вступил Авангард. И даже столь привычное для нас звучание струнных инструментов — скрипки, альта и виолончели — изменило тембровую окраску.

Яркий представитель русского авангарда — композитор Виссарион Шебалин был одним из самых эрудированных музыкантов своего времени. Его сочинения, созданные практически во всех жанрах, отличаются интеллектуальностью и академизмом стиля, несмотря на тесное знакомство композитора с новыми течениями в искусстве начала ХХ века.

Во время обучения в Омском музыкальном училище в 1921 году Шебалин вошел в объединение «Червонная тройка»: молодые художники и поэты строили «новое искусство» и ниспровергали «старое». Он к тому времени уже написал «Скерцо для большого оркестра» и несколько фортепианных пьес, но в «Червонной тройке» стал еще и поэтом. Однако несколько его стихов можно назвать скорее классическими, чем авангардными.

В 1923 году Шебалин — студент Московской консерватории — вместе со своим преподавателем Николаем Мясковским становится участником неформального «Ламмовского кружка», собиравшегося в квартире педагога консерватории Павла Ламма, и вступает в Ассоциацию современной музыки. На концертах, организованных АСМ, звучали произведения Хиндемита, Малера, композиторов Новой венской школы, самих членов Ассоциации. «Приехал я в Москву, находясь под преобладающим воздействием Дебюсси и Равеля. Но вскоре оно сменилось увлечением музыкой Мясковского», — позже вспоминал Виссарион Яковлевич.

По окончании МГК Шебалин становится одним из первых её аспирантов и преподавателем композиции, а с 1942 по 1948 годы — директором консерватории (снят с должности в связи с постановлением о борьбе с формализмом).

В программе концерта прозвучит раннее сочинение Шебалина, посвященное его единомышленнику, участнику «Московской шестерки», композитору Михаилу Старокадомскому. «Струнное трио, написанное мною в бытность на втором курсе консерватории, еще отражает поклонение моим старым кумирам (французам и отчасти Скрябину). Это Трио довольно много и с успехом исполнялось тогда в Москве», — рассказывал Шебалин.


Французский композитор Альбер Руссель профессионально занялся музыкой только в 25 лет, постоянно находясь в поиске своего стиля. Увлеченный импрессионизмом Дебюсси и музыкой Вагнера, Руссель, вернувшись с первой мировой войны, кардинально поменял свои взгляды на творчество.

«…Увы, Альбер Руссель нас покидает. Он покидает нас не попрощавшись, молчаливо, скромно, сдержанно, как всегда… Вот видите, он уйдёт, он уходит, он ушёл… Но куда?», — огорчился французский музыковед и критик, «дебюссинист» Эмиль Вюйермоз в 1922 году. На этот вопрос ответил сам Руссель в «Воспоминаниях», назвав себя «неоклассиком». И как же могло быть иначе, если он изучал теорию музыки на примере произведений Баха, Генделя, Моцарта, и потом преподавал строгие, логически выверенные основы контрапункта своим ученикам. Среди них были Эрик Сати и Эдгар Варез, Алексис Ги де Лионкур и Марсель Орбан, многие зарубежные музыканты.

По словам Русселя, его «неоклассицизм» — это «не архаика или возврат к «прекрасной старине», а омоложение стиля». В 1935 году Руссель принял участие в создании и стал Президентом Народной музыкальной федерации, объединившей самых ярких представителей французской культуры. В неё вошли и члены «Шестерки» Онеггер, Мийо, Орик, Дюрей, беспрекословно признавшие авторитет Русселя. 

Трио для струнных a-moll ор.58 композитор написал в 1937 году, в финале своей жизни. 


В XXI веке возвращается из забвения творчество российского композитора Моисея Вайнберга. 

«Вместе с его музыкой приходит и его судьба, и трагедии мира и века. Специфика стиля, языка, мышления Вайнберга, синопсис его музыки — в необычайном многообразии, в сочетании, казалось бы, несочетаемого. Язык, в котором смешались и слились строгость и дисциплина барокко, тепло и лирика романтизма, стилистическая полифония современного ему музыкального века. Мощное европейское, немецкое начало (Бах, Шуман, Брамс) и польское (Шопен). Черты стиля старших современников — Шостаковича, Бриттена, раннего Шимановского. И в то же время — еврейские, польские, русские, советские традиции», — пишет о его творчестве главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Дмитрий Шостакович посвятил Вайнбергу Десятый квартет, сказав, что это «один из выдающихся композиторов современности».

Даже сейчас, когда музыка Вайнберга начинает звучать все чаще, он мало знаком широкому кругу слушателей. Хотя… С детства мы цитируем песенку «Хорошо живет на свете Винни-Пух», при первых звуках узнаем саунд-треки к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Последний дюйм» — их написал Вайнберг. Во второй половине ХХ века он был самым исполняемым советским автором. Ему принадлежат более 150 опусов в разных жанрах. Многие сочинения Вайнберг — блестящий пианист — играл сам. Его произведения включали в концерты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, В. Пикайзен, М. Ростропович, Квартет им. Бородина, ведущие симфонические коллективы страны. Композитор был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1980), Государственной премии СССР (1990).

Вайнбергу многое пришлось пережить: гибель семьи в концлагере, три месяца в застенках Лубянки… Но он сумел сохранить любовь к жизни и жажду творчества: «Мне кажется, что почти любой миг в жизни настоящего художника в каком-то смысле работа. Работа интересная, упорная, бесконечная. Работа не только за письменным столом, но и работа — наблюдение, впитывание в себя звуков, красок, движений, ритмов действительности».

О чем писал Вайнберг? Это и воспоминания о детстве: балет «Золотой ключик» и многочисленная музыка к мультфильмам. Это и память о войне: «Я считаю своим долгом писать о войне, о тех ужасах, которые обрушились на человечество в нашем веке».

В 1950 году Моисей Вайнберг поставил перед собой «творческое задание», выбрав для нового сочинения состав инструментов — скрипка, альт, виолончель. У Струнного трио ор. 48 нет выписанной программы, но дни, в которые оно было создано — с 17 июня по 3 июля, трагичность его звучания говорят о том, что Вайнберг остался верен главному message: « Это не должно повториться».


Программа концерта:

Виссарион Шебалин (1902-1963). Струнное трио для скрипки, альта и виолончели g-moll op.4 (1924) Посвящается М.Л. Старокадомскому

Moderato. Allegro risoluto

Cantabile

Vivace con severita

Тема с вариациями


Альбер Руссель (1869-1937). Трио для струнных a-moll ор.58 (1937)

Allegro Moderato

Adagio

Allegro Con Spirito


Моисей Вайнберг (1919-1996). Струнное трио для скрипки, альта и виолончели ор. 48 (1950)

Allegro con moto

Andante

Moderate assai


Возраст12+

Длительность1 час 00 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо