Оппенгеймер и звёзды Голливуда
Оппенгеймер и звёзды Голливуда
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность
1 час 40 минут
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского
государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер — лауреат Российской национальной
театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев
Программа
концерта:
Ш. Кёклен (Charles Louis Eugène Koechlin
1867-1950). Seven
Stars Symphony / Симфония «Семь
звезд» op.132 (1933)
Douglas Fairbanks (en souvenir du voleur de Bagdad) / Дуглас Фербенкс (в память о «Багдадском воре»)
Lilian Harvey (menuet, fugue) / Лилиан Харви (менуэт, фуга)
Greta Garbo (choral Païen) / Грета Гарбо
Clara Bow et la joyouse Californie / Клара Боу и веселая Калифорния
Merlène Dietrich (variations sur le thème par les letters de son nom) / Марлен Дитрих
Emil Jannings (en souvenir de l`Ange bleu) / Эмиль Яннингс (в память о «Голубом Ангеле»)
Charlie Chaplin (variations sur le thème par les letters de son nom) / Чарли Чаплин
Дж. Адамс (John Coolidge Adams род. 1947). симфония «Doctor Atomic» («Доктор Атом») (2007).
Искусство ХХ века словно летопись сохраняет
прошедшие события. Кажется, что все это было вчера: страшные войны и великие
открытия, самоотверженные Прометеи и безумные Геростраты, благие намерения и
роковые шаги… Музыка любой эпохи хранит особую часть человеческого опыта —
сопереживание, чувства, эмоциональный градус времени. В программе концерта
прозвучат произведения композиторов Шарля Кёклена и Джона Адамса, мастерски
передавших не только портреты, но и характеры «героев своего времени» —
знаменитостей ХХ века.
Французский композитор Шарль Кёклен (Charles
Louis Eugène Koechlin 1867-1950) написал за свою жизнь большое количество
сочинений в разных жанрах от камерной музыки до балетных партитур. Но он — один
из тех композиторов первой половины ХХ века, творчество которого довольно редко
звучит для широкой публики. Множество рукописных страниц музыки Кёклена ждут
очереди быть изданными. А вместе с тем, при жизни Кеклен был довольно известен,
пользовался авторитетом как педагог, музыкальный критик и историк. Он изучал
композицию в Парижской консерватории у Жюля Массне и Габриэля Форе. Стал одним
из основателей Французского независимого музыкального общества. Кеклену
принадлежат биографические публикации о К. Дебюсси и Г. Форе, учебники по
различным вопросам теории музыки, критические статьи в крупных журналах. В его
произведениях слышны черты барокко и импрессионизма, симфонизм, основанный на
классических традициях, и додекафония.
В 1933 году Кеклен написал Seven Stars Symphony
— симфонию Семь Звезд, части которой посвящены знаменитым актерам золотого века
Голливуда. Увидев Марлен Дитрих в одном из первых звуковых фильмов
«Голубой ангел», Кеклен навсегда стал поклонником кинематографа.
В Seven Stars Symphony одних звезд композитор
представил в музыкально обыгранных их знаменитых ролях: Дугас Фербенкс в «Багдадском воре» и Эмиль Яннигс в «Голубом ангеле». Образы других знаменитостей
переданы посредством музыкальных вариаций их образов: нежная Лилиан Харли, темпераментная Клара Боу, загадочная
Грета Гарбо. Марлен Дитрих и любимейший Кёкленом Чарли Чаплин удостоены
вариаций, в которых звучат буквы их имен.
Джон Адамс (John Coolidge Adams род. 1947) —
выпускник Гарвардского университета, учившийся у американских композиторов
«величайшего неоромантика» Девида дель Тредичи, додекофонистов Л. Кёрчнера и Р.
Сешнса. Став преподавателем консерватории в Сан-Франциско, композитор увлекся
электронными музыкальными инструментами. Их особенности Адамс использовал в
своих сочинениях, которые с энтузиазмом исполняли участники созданного им
студенческого «Ансамбля новой музыки». Как музыкальный консультант
Симфонического оркестра Сан-Франциско он включал в репертуар коллектива работы
современных композиторов. Как дирижер ведущих
оркестров Европы и Америки вместе с собственными
сочинениями Адамс исполнял и музыку Гайдна, Стравинского, Дебюсси, Вагнера.
Джон Адамс — автор хоровых, симфонических,
камерных произведений, акустической и электронной музыки, соединивший
авангардные приемы и традиционные черты. Оперное творчество композитора
отличает внимание к новейшей истории. Героями музыкально-драматических опусов
становятся американский президент Ричард Никсон, китайский лидер Мао Цзэдун,
пережившие землетрясение жители Лос-Анджелеса.
Опера «Doctor Atomic» / «Доктор Атом» была
написана в 2005 году к 60-летию атомной бомбардировки японских городов Хиросимы
и Нагасаки. В центре событий — «отец атомной бомбы» американский физик Джулиус
Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer, 1904-1967) и подготовка к
испытаниям нового оружия. Автор либретто американский режиссер и драматург
Питер Селларс (Peter Sellars, род. 1957) включил в литературную основу
рассекреченные документы американского правительства, военные письма и мемуары,
обращения к народу, древние индийские тексты, стихи Шарля Бодлера, Джона Донна
и Мюриэль Рукейзер. В партитуру с ариями главных героем, ансамблями и хорами
вошли коллаж из звуков природы и человеческой речи, шум летящего самолета и
звон колоколов. Создатели оперы стараются всеми средствами передать ужас и
диссонанс происходящих событий.
В 2007 году Адамс написал симфонию «Doctor
Atomic», взяв за основу одноименную оперу, её увертюру и основные темы
персонажей.
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт