Оппенгеймер и звёзды Голливуда
Оппенгеймер и звёзды Голливуда
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Ш. Кёклен (Charles Louis Eugène Koechlin
1867-1950). Seven Stars Symphony / Симфония «Семь звезд» op.132 (1933)
Douglas
Fairbanks (en souvenir du voleur de Bagdad) / Дуглас Фербенкс (в память о
«Багдадском воре»)
Lilian
Harvey (menuet, fugue) / Лилиан Харви (менуэт, фуга)
Greta
Garbo (choral Païen) / Грета Гарбо
Clara
Bow et la joyouse Californie / Клара Боу и веселая Калифорния
Merlène
Dietrich (variations sur le thème par les letters de son nom) / Марлен Дитрих (вариации
на тему букв имени)
Emil
Jannings (en souvenir de l`Ange bleu) / Эмиль Яннингс (в память о «Голубом Ангеле»)
Charlie
Chaplin (variations sur le thème par les letters de son nom) / Чарли Чаплин (вариации на
тему букв имени)
Дж. Адамс (John Coolidge Adams род. 1947). симфония «Doctor Atomic» («ДокторАтом») (2007).
Ведущий концерта — Ярослав Тимофеев
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского
государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер — лауреат Российской национальной
театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев
Искусство ХХ века словно летопись сохраняет прошедшие события. Кажется, что все это было вчера: страшные войны и великие открытия, самоотверженные Прометеи и безумные Геростраты, благие намерения и роковые шаги… Музыка любой эпохи хранит особую часть человеческого опыта — сопереживание, чувства, эмоциональный градус времени. В программе концерта прозвучат произведения композиторов Шарля Кёклена и Джона Адамса, мастерски передавших не только портреты, но и характеры «героев своего времени» — знаменитостей ХХ века.
Французский композитор Шарль Кёклен (Charles Louis EugèneKoechlin 1867-1950) написал за свою жизнь большое количество сочинений в разных жанрах от камерной музыки до балетных партитур. Но он — один из тех композиторов первой половины ХХ века, творчество которого довольно редко звучит для широкой публики. Множество рукописных страниц музыки Кёклена ждут очереди быть изданными. А вместе с тем, при жизни Кеклен был довольно известен, пользовался авторитетом как педагог, музыкальный критик и историк. Он изучал композицию в Парижской консерватории у Жюля Массне и Габриэля Форе. Стал одним из основателей Французского независимого музыкального общества. Кеклену принадлежат биографические публикации о К. Дебюсси и Г. Форе, учебники по различным вопросам теории музыки, критические статьи в крупных журналах. В его произведениях слышны черты барокко и импрессионизма, симфонизм, основанный на классических традициях, и додекафония.
В 1933 году Кеклен написал Seven Stars Symphony — симфонию Семь Звезд, части которой посвящены знаменитым актерам золотого века Голливуда. Увидев Марлен Дитрих в одном из первых звуковых фильмов «Голубой ангел», Кеклен навсегда стал поклонником кинематографа.
В Seven Stars Symphony одних звезд композитор представил в музыкально обыгранных их знаменитых ролях: Дугас Фербенкс в «Багдадском воре» и Эмиль Яннигс в «Голубом ангеле». Образы других знаменитостей переданы посредством музыкальных вариаций их образов: нежная Лилиан Харли, темпераментная Клара Боу, загадочная Грета Гарбо. Марлен Дитрих и любимейший Кёкленом Чарли Чаплин удостоены вариаций, в которых звучат буквы их имен.
Джон Адамс (John CoolidgeAdams род. 1947) — выпускник Гарвардского университета, учившийся у американских композиторов «величайшего неоромантика» Девида дель Тредичи, додекофонистов Л. Кёрчнера и Р. Сешнса. Став преподавателем консерватории в Сан-Франциско, композитор увлекся электронными музыкальными инструментами. Их особенности Адамс использовал в своих сочинениях, которые с энтузиазмом исполняли участники созданного им студенческого «Ансамбля новой музыки». Как музыкальный консультант Симфонического оркестра Сан-Франциско он включал в репертуар коллектива работы современных композиторов. Как дирижер ведущих оркестров Европы и Америки вместе с собственными сочинениями Адамс исполнял и музыку Гайдна, Стравинского, Дебюсси, Вагнера.
Джон Адамс — автор хоровых, симфонических, камерных произведений, акустической и электронной музыки, соединивший авангардные приемы и традиционные черты. Оперное творчество композитора отличает внимание к новейшей истории. Героями музыкально-драматических опусов становятся американский президент Ричард Никсон, китайский лидер Мао Цзэдун, пережившие землетрясение жители Лос-Анджелеса.
Опера «Doctor Atomic» / «Доктор Атом» была написана в 2005 году к 60-летию атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. В центре событий — «отец атомной бомбы» американский физик Джулиус Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer, 1904-1967) и подготовка к испытаниям нового оружия. Автор либретто американский режиссер и драматург Питер Селларс (Peter Sellars, род. 1957) включил в литературную основу рассекреченные документы американского правительства, военные письма и мемуары, обращения к народу, древние индийские тексты, стихи Шарля Бодлера, Джона Донна и Мюриэль Рукейзер. В партитуру с ариями главных героем, ансамблями и хорами вошли коллаж из звуков природы и человеческой речи, шум летящего самолета и звон колоколов. Создатели оперы стараются всеми средствами передать ужас и диссонанс происходящих событий.
В 2007 году Адамс написал симфонию «Doctor Atomic», взяв за основу одноименную оперу, её увертюру и основные темы персонажей.
Оркестр LA VOCE STRUMENTALE
Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина
Создан в марте 2022 г. Это один из самых профессиональных, молодых и быстроразвивающихся музыкальных коллективов России. В состав оркестра вошли молодые артисты с опытом работы в ведущих российских оркестрах и музыкальных театрах. Многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов. Коллектив участвовал в абонементной программе «Оперы» Московской государственной филармонии, в Тхонъёнском международном музыкальном фестивале (Южная Корея), Крещенском фестивале в Москве, фестивале «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» в Михайловском, Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Международном фестивале искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде, Международном фестивале искусств «Шостакович. XX век» в Самаре и Тольятти, Петербургском международном театральном форуме, Московском летнем музыкальном фестивале «Зарядье», Дягилевском фестивале (г. Пермь), международной выставке-форуме «Россия», выступал в Концертном зале им. П. И. Чайковского, Московском концертном зале «Зарядье», Берлинской филармонии.
Федор Леднев(дирижер)
Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска»
Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «Хоровое дирижирование» (1995) и «Оперно-симфоническое дирижирование» (1998). С 1995 г. преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н.А. Римского-Корсакова.
Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 г. — дирижер musicAeterna.
С 2022 г. — дирижер Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Исполняет современную академическую музыку. Постоянный дирижер ансамбля современной музыки eNsemble (Санкт-Петербург) и Московского Ансамбля Современной Музыки. Выступает со Студией новой музыки, с ГАМ-ансамблем (Москва), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов.
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт