Оппенгеймер и звёзды Голливуда

Оппенгеймер и звёзды Голливуда 

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 

Продолжительность 1 час 40 минут

 

Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев

 

Программа концерта:

 

Ш. Кёклен (Charles Louis Eugène Koechlin 1867-1950). Seven Stars Symphony / Симфония «Семь звезд» op.132 (1933)

Douglas Fairbanks (en souvenir du voleur de Bagdad) / Дуглас Фербенкс (в память о «Багдадском воре»)

Lilian Harvey (menuet, fugue) / Лилиан Харви (менуэт, фуга)

Greta Garbo (choral Païen) / Грета Гарбо

Clara Bow et la joyouse Californie / Клара Боу и веселая Калифорния

Merlène Dietrich (variations sur le thème par les letters de son nom) / Марлен Дитрих

Emil Jannings (en souvenir de l`Ange bleu) / Эмиль Яннингс (в память о «Голубом Ангеле»)

Charlie Chaplin (variations sur le thème par les letters de son nom) / Чарли Чаплин

 

Дж. Адамс (John Coolidge Adams род. 1947). симфония «Doctor Atomic» («Доктор Атом») (2007).

 

 

Искусство ХХ века словно летопись сохраняет прошедшие события. Кажется, что все это было вчера: страшные войны и великие открытия, самоотверженные Прометеи и безумные Геростраты, благие намерения и роковые шаги… Музыка любой эпохи хранит особую часть человеческого опыта — сопереживание, чувства, эмоциональный градус времени. В программе концерта прозвучат произведения композиторов Шарля Кёклена и Джона Адамса, мастерски передавших не только портреты, но и характеры «героев своего времени» — знаменитостей ХХ века.

 

Французский композитор Шарль Кёклен (Charles Louis Eugène Koechlin 1867-1950) написал за свою жизнь большое количество сочинений в разных жанрах от камерной музыки до балетных партитур. Но он — один из тех композиторов первой половины ХХ века, творчество которого довольно редко звучит для широкой публики. Множество рукописных страниц музыки Кёклена ждут очереди быть изданными. А вместе с тем, при жизни Кеклен был довольно известен, пользовался авторитетом как педагог, музыкальный критик и историк. Он изучал композицию в Парижской консерватории у Жюля Массне и Габриэля Форе. Стал одним из основателей Французского независимого музыкального общества. Кеклену принадлежат биографические публикации о К. Дебюсси и Г. Форе, учебники по различным вопросам теории музыки, критические статьи в крупных журналах. В его произведениях слышны черты барокко и импрессионизма, симфонизм, основанный на классических традициях, и додекафония.

В 1933 году Кеклен написал Seven Stars Symphony — симфонию Семь Звезд, части которой посвящены знаменитым актерам золотого века Голливуда.  Увидев Марлен Дитрих в одном из первых звуковых фильмов «Голубой ангел», Кеклен навсегда стал поклонником кинематографа.

В Seven Stars Symphony одних звезд композитор представил в музыкально обыгранных их знаменитых ролях: Дугас Фербенкс в «Багдадском воре» и Эмиль Яннигс в «Голубом ангеле». Образы других знаменитостей переданы посредством музыкальных вариаций их образов: нежная Лилиан Харли, темпераментная Клара Боу, загадочная Грета Гарбо. Марлен Дитрих и любимейший Кёкленом Чарли Чаплин удостоены вариаций, в которых звучат буквы их имен.

 

 

Джон Адамс (John Coolidge Adams род. 1947) — выпускник Гарвардского университета, учившийся у американских композиторов «величайшего неоромантика» Девида дель Тредичи, додекофонистов Л. Кёрчнера и Р. Сешнса. Став преподавателем консерватории в Сан-Франциско, композитор увлекся электронными музыкальными инструментами. Их особенности Адамс использовал в своих сочинениях, которые с энтузиазмом исполняли участники созданного им студенческого «Ансамбля новой музыки». Как музыкальный консультант Симфонического оркестра Сан-Франциско он включал в репертуар коллектива работы современных композиторов. Как дирижер ведущих оркестров Европы и Америки вместе с собственными сочинениями Адамс исполнял и музыку Гайдна, Стравинского, Дебюсси, Вагнера.

Джон Адамс — автор хоровых, симфонических, камерных произведений, акустической и электронной музыки, соединивший авангардные приемы и традиционные черты. Оперное творчество композитора отличает внимание к новейшей истории. Героями музыкально-драматических опусов становятся американский президент Ричард Никсон, китайский лидер Мао Цзэдун, пережившие землетрясение жители Лос-Анджелеса.

Опера «Doctor Atomic» / «Доктор Атом» была написана в 2005 году к 60-летию атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. В центре событий — «отец атомной бомбы» американский физик Джулиус Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer, 1904-1967) и подготовка к испытаниям нового оружия. Автор либретто американский режиссер и драматург Питер Селларс (Peter Sellars, род. 1957) включил в литературную основу рассекреченные документы американского правительства, военные письма и мемуары, обращения к народу, древние индийские тексты, стихи Шарля Бодлера, Джона Донна и Мюриэль Рукейзер. В партитуру с ариями главных героем, ансамблями и хорами вошли коллаж из звуков природы и человеческой речи, шум летящего самолета и звон колоколов. Создатели оперы стараются всеми средствами передать ужас и диссонанс происходящих событий.

В 2007 году Адамс написал симфонию «Doctor Atomic», взяв за основу одноименную оперу, её увертюру и основные темы персонажей.

 

 

 

Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо