Оркестр La Voce Strumentale и Федор Леднев
Оркестр La Voce Strumentale и Федор Леднев
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность 1 час 40 минут
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев
Исполнители:
Солисты: Борис Андрианов (виолончель), заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, лауреат XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского и молодежной премии "Триумф"
Андрей Оганесов (скрипка), лауреат международных конкурсов
Струнный квартет: Дарья Купцова (скрипка), Эльвира Хаметшина (скрипка), Дарья Демидова (альт), Юрий Поляков (виолончель)
Программа концерта:
Э. Шульхофф (Ervín Schulhoff 1894-1942). Концерт для струнного квартета и духовых (1930). Солисты — Дарья Купцова, Эльвира Хаметшина, Дарья Демидова, Юрий Поляков
Allegro Moderato
Largo
Finale, Allegro Con Brio
К. Вайль (Kurt Julian Weill1900-1950). Концерт для скрипки и духового оркестра, ор. 12 (1924). Солист — Андрей Оганесов
Andante con moto
Notturno (Allegro umn poco tenuto)
Cadenza (Moderato)
Serenata
Allegro molto, un poco agitato
Ф. Гульда (Friedrich Gulda 1930-2000). Концерт для виолончели и духовых (1980).
Солист — Борис Андрианов
Overture
Idylle
Cadenza
Menuet
Finale Alla Marcia
История концерта для инструмента с оркестром начинается в XVII веке, когда в традиционных concerto grosso композиторы стали выделять инструменты, или группы инструментов, которым поручали сольные партии. Представители каждого стиля — классики, романтики, авангардисты — вносили новые краски в этот жанр, делая акцент либо на итальянскую версию слова concerto — гармония, либо на латинскую concertare — состязаться.
В программе прозвучат Инструментальные концерты XX века. Их сложно отнести к какому-либо одному музыкальному стилю. Это скорее некий итог величайших достижений мировой культуры через призму течений современного искусства. Композиторы заключили экспрессионизм, порожденный мировыми сражениями, и джаз с его мечтой о свободе во всех проявлениях, в почти классическую симфоническую форму, использовав необычное тембровое сочетание солирующих струнных и духового оркестра.
Имя немецкого композитора Курта Вайля (Kurt Julian Weill 1900-1950) синхронизируется в первую очередь с немецким драматургом Бертольдом Брехтом. Их совместное творчество стало знаковым для предвоенной Германии и для судьбы американского мюзикла, не прервавшись, даже когда в 1933 году музыкант был вынужден эмигрировать из нацистской Германии сначала во Францию, а затем в Америку. Но Вайль — не только театральный композитор. Он писал вокальную и инструментальную музыку, симфонии и кантаты, а еще публиковал рецензии и интервью с известными музыкантами. Родившийся в семье автора литургической музыки Альберта Вайля, Курт продолжил музыкальную традицию отца. Он обучался композиции в Берлинской высшей школе музыки у Энгельберта Хампердинка, в Прейсишской академии искусств в Берлине у Ферруччо Бузони. Учениками самого Вайля были знаменитый пианист К. Аррау и дирижер М. Абраванель. Курт восхищался музыкальным языком Г. Малера, А. Шенберга, И. Стравинского. Кстати, Стравинский высоко ценил творческий поиск молодого коллеги, а вот Шенберг, как и А. Веберн, критиковал работы Вайля. Одним из первых произведений, заслуживших внимание любителей и профессионалов, стал Концерт для скрипки и духового оркестра, написанный Куртом Вайлем в 1924 году.
Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894-1942) был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. Шульхоф родился в Праге в 1894 году в состоятельной еврейской семье. Он учился в Лейпцигской и Кельнской консерваториях, занимался у Макса Регера и брал уроки у Клода Дебюсси. Его восприятие мира изменилось после участия в Первой мировой войне. Отныне Шульхоф считал, что только искусство может преобразовать действительность. Пути «музыкальной революции» композитор последовательно искал в экспрессионизме, дадаизме, джазе. В 1932 году он основал джазовый квартет и работал над идеей создания джазовой школы по подготовке и трудоустройству джазовых музыкантов. Интересно, что музыковеды не причисляют Шульхофа к какому-то единому стилю. Они отмечают в его творчестве неоклассицизм и поздний романтизм, модернизм и даже русский ориентализм... В период конца 20-х начала 30-х годов ХХ века, когда был создан Концерт для струнного квартета и духовых, сам композитор искал способ органично «смешать джаз и художественную музыку». Американский критик Стивен Ледбеттер написал о Концерте, что это «увлекательная инверсия традиционного стиля concerto grosso».
Австрийский музыкант Фридрих Гульда (Friedrich Gulda 1930-2000) известен прежде всего, как выдающийся пианист-виртуоз. Профессионалы и любители классической музыки по сей день спорят о допустимости его трактовок произведений Баха и венских классиков. Однако Гульда был большим поклонником и знатоком не только классического стиля. Он блестяще исполнял джаз и великолепно импровизировал. Гульда организовал Международный конкурс современного джаза в 1966 году, основал Международный музыкальный форум, школу импровизации для студентов в в австрийском городе Оссиахе. Классический и джазовый опыт Фридрих Гульда объединил в Концерте для виолончели и духового оркестра (1980). Здесь джаз и барочный менуэт, нежная кантилена и бравурный, почти гротесковый марш, а главное — свободная импровизация солиста. «Нет никакой гарантии, что я стану великим джазовым музыкантом, но, по крайней мере, я буду знать, что поступаю правильно. Я не хочу впадать в рутину жизни современного концертного пианиста, равно как и не хочу пользоваться дешевыми триумфами эпохи барокко», — писал о себе Фридрих Гульда.
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
отзывы (0)